Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Скорее всего, нам предстоит ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Таким образом, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования – консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: изучение сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.
Введение
1.Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России
1.1 Понятие консолидированного бюджета
1.2 Основы бюджетного устройства Российской Федерации
1.3 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм. Формирование доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Понятие бюджетного федерализма
2.2 Российская модель бюджетного федерализма
2.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
2.4 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации, как объект планирования и управления
Заключение
Список использованных источников
Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;
2) обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) самостоятельности и
5) организации межбюджетных
2.2 Российская модель бюджетного федерализма
Нынешняя бюджетная система
РФ является прямой преемницей прежней
союзной. Она предполагает долевое
участие разных уровней власти в
главных налоговых источниках (личном
подоходном налоге, налоге на прибыль
предприятий и НДС, заменившем налог
с оборота) и субсидирование нижестоящих
бюджетов в целях финансирования
дефицита. Главный вопрос, постоянно
присутствующий при финансовых баталиях
разных уровней власти, - в каких
пропорциях надо делить налоговые поступления,
чтобы избежать при этом произвола
и территориальной
Многим зарубежным экспертам часто не понять, почему распределение бюджетных средств в Российской Федерации осуществляется не по четким, законодательно зафиксированным правилам, а преимущественно на основе двухсторонних договоренностей Минфина с регионами и даже отдельными территориями и может ежеквартально корректироваться? В этой связи высказывается мнение, что, несмотря на демонтаж старой командно-административной системы управления экономикой, в бюджетно-налоговой сфере явственно просматривается стремление Центра держать регионы «на коротком поводке», в постоянной зависимости от вышестоящих бюджетов, сохранить за собой командные рычаги.
Соблюдение принципа территориальной справедливости во многом зависит от выбора типа (модели) бюджетного федерализма. Наибольшее распространение в мире получили два типа бюджетного федерализма - конкурентный и кооперативный. Первый из них встречается реже (в некоторых странах с развитой рыночной экономикой) и отличается высокой степенью децентрализации управления, финансовой независимости региональных властей и ослабленностью главной движущей силы региональной политики - государственного сектора. Ясно, что конкурентная модель бюджетного федерализма более перспективна в небольших по территории государствах, где, как правило, отсутствуют необжитые пространства и большие диспропорции в уровне развития регионов. Считается, что достоинства данной модели состоят в относительной независимости регионов от центра и минимизации перераспределительных процессов в бюджетно-налоговой системе.14
Кооперативный тип бюджетного федерализма
более распространен в мире и
характеризуется более или
В мире не существует идеальной модели бюджетного федерализма: эффективность каждой из них зависит от множества объективных и субъективных факторов, определяющих специфику страны. Но для России, по мнению многих специалистов, необходимо ориентироваться все-таки на кооперативную модель бюджетного федерализма, учитывая обширность территории, полиэтнический состав населения и т. д. Такой выбор естественным образом вытекает из исторического опыта страны, где принцип коллективизма был возведен в ранг государственной политики.
Бюджетная реформа направлена прежде на развитие бюджетного федерализма, в рамках которого предполагается обеспечить сбалансировать финансовые интересы и полномочия различных уровней бюджетной системы.15
Для достижения этой цели постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная программа развития бюджетного федерализма на период до 2008 года.16
Целью программы определено формирование
и развитие системы бюджетного устройства,
позволяющей органам
Создаваемая в соответствии с программой бюджетная система призвана обеспечить:
1) создание долгосрочных
2) бюджетную ответственность - управление
общественными финансами от
3) социальную справедливость - равной
доступности гражданам к
4) создание условий для органов
государственной власти
Разграничение расходных полномочий между бюджетами определено в качестве первичной задачи.
Бюджетное законодательство не содержит
четкого разграничения расходов
между бюджетами различных
Чтобы это осуществить программа предполагает:
а) осуществить нормативное
б) обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления финансовыми ресурсами.
Одним из недостатков в реализации
федерализма наблюдается
Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа выполняет следующие функции:
* обеспечивает координацию
* организует взаимодействие
* разрабатывает совместно с
межрегиональными
* организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
* согласовывает проекты решений
федеральных органов
Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса, при формировании бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
2.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
В России формально существует классическая трехуровневая бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (собственно региональных бюджетов) и местных (муниципальных) бюджетов. Однако эта «простая» схема требует существенной оговорки. Дело в том, что под бюджетами субъектов Российской федерации зачастую понимается (в том числе - в законодательных актах) консолидированный бюджет региона, включающий как собственной региональный (областной, краевой, республиканский), так и местные бюджеты. В такой трактовке бюджетная система России становится двухуровневой, что в принципе соответствует реальному положению дел: большинство муниципальных образований (за исключением крупных городов) в настоящее время не имеет сколько-нибудь значимой финансовой самостоятельности и их бюджеты де-факто являются структурными частями единого (консолидированного) бюджета субъекта Федерации. Априорно подразумевается, что система бюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации должна основываться на принципах бюджетного федерализма как в большинстве развитых федеративных государствах.
Прежде чем приступить
к исследованию отношений бюджетного
федерализма, обратимся к толкованию
самого определения. Надо сказать, что
здесь мы столкнулись с известным
множеством трактовок, подчас взаимоисключающих.
Дело в том, что в мировой и
отечественной литературе до настоящего
момента нет четкого
В современном научном знании сложившаяся система взглядов позволяет, на наш взгляд, вывести два основных подхода к пониманию и определению «бюджетный федерализм»: правовой и экономический.
При правовом подходе сущность
бюджетного федерализма состоит
в нормативно-законодательном
Экономический подход сводит понимание бюджетного федерализма к принципу организации баланса экономических интересов властей трех уровней бюджетной системы по формированию и использованию финансовых ресурсов при возможности автономного функционирования бюджетов отдельных уровней. 18При этом четкой взаимосвязи между типом государственного устройства и обусловленностью применения принципа бюджетного федерализма нет.
Последний подход представляется более конструктивным с той точки зрения, что тип государственного устройства не является критерием использования или неиспользования принципа бюджетного федерализма.
Представляется целесообразным разделить понятия «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения». Межбюджетные отношения - это часть финансовых отношений, характеризующая способы и пропорции разделения доходов и расходов, а также различные формы их взаимодействия; другими словами это органически составная часть каждой бюджетной системы, независимой от формы государственного устройства. Отношения бюджетного федерализма раскрывают сущность межбюджетных отношений и одновременно сложившийся характер взаимодействия властей.
Развивая данную идею, бюджетный федерализм можно определить как экономическое понятие, характеризующее взаимоотношения органов власти по поводу организации движения финансовых централизованных потоков в рамках бюджетного устройства на основе разграничения расходных полномочий и ответственности, подкрепленные соответствующими источниками финансирования. В заданной системе отношений целесообразно выделить восходящие денежные потоки, поступающие в виде платежей (отчислений) в федеральный бюджет из бюджетов субъектов федерации, и нисходящие денежные потоки, обеспечивающие финансирование предприятий и учреждений федеральной собственности, социальные программы, управление, оборону и т.п., а также направляемые в бюджеты субъектов Федерации для формирования их доходной базы.