Консолидированный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы заключается в том, что экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Скорее всего, нам предстоит ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Таким образом, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования – консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: изучение сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

Содержание работы

Введение
1.Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России
1.1 Понятие консолидированного бюджета
1.2 Основы бюджетного устройства Российской Федерации
1.3 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм. Формирование доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Понятие бюджетного федерализма
2.2 Российская модель бюджетного федерализма
2.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
2.4 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации, как объект планирования и управления
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Консолидированный бюджет РФ.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную  систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях  — федеральном и региональном, их бюджеты утверждаются в форме  федеральных законов (для государственных  внебюджетных фондов на федеральном  уровне) и в форме законов субъектов  Российской Федерации (для государственных  внебюджетных фондов на региональном уровне).

Необходимо также отметить, что в бюджетной системе России взаимодействуют самые различные  субъекты межбюджетных отношений. И  специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.

1.2  Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации

Прежде чем вести речь о сущности консолидированного бюджета  субъекта федерации, необходимо разобраться  с тем, что из себя представляет «консолидированный бюджет» вообще, как понятие. Так, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет данное понятие следующим образом: «консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами». 6Данное понятие выделяет два существенных признака: во-первых, консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, то есть бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования; во-вторых, свод бюджетов определенной территории используется как финансовый инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности, то есть не является самостоятельной категорией экономической науки.

В Российской Федерации можно  выделить консолидированный бюджет всего государства, образуемый федеральным  бюджетом и консолидированными бюджетами  субъектов РФ; консолидированные  бюджеты субъектов РФ, складывающиеся из государственного бюджета республики, края, области, автономной области, автономного  края или города федерального значения и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированные бюджеты муниципальных  образований, состоящие из местных  бюджетов территорий, образующих какое-либо муниципальное образование.

Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее  к частному, а не наоборот.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации – это  бюджет субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)».7

Консолидированные бюджеты  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации не рассматриваются  и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в  первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств  и направлениям их использования  по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов  Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при  определении величины нормативов  отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и размеров дотаций  в расчет принимаются объемы  консолидированных бюджетов административно-территориальных  образований.

2. Важна роль показателей  консолидированных бюджетов и  при анализе формирования и  использования централизованного  финансового фонда страны, т. е.  суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.  Так, используя показатель консолидированного  бюджета Российской Федерации,  определяют степень централизации  финансовых ресурсов, создаваемых  в стране и отражаемых в  сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей  консолидированных бюджетов невозможно  сводное финансовое планирование, так как многие показатели  сводного финансового баланса  государства и территориальных  сводных финансовых балансов  берутся из консолидированных  бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую роль играют  показатели консолидированных бюджетов  в перспективном планировании  в целом и перспективном финансовом  планировании в частности. При  разработке прогнозов экономического  и социального развития государства,  территорий используются финансовые  показатели, в основе которых  показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции  промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных  бюджетов используются также  при расчетах, характеризующих различные  виды обеспеченности жителей  страны, территорий, например, бюджетные  расходы на одного жителя на  медицинское обслуживание, образование  и другие среднедушевые бюджетные  доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления  на федеральный и территориальный  бюджеты будут играть все более  важную роль в бюджетном прогнозировании  и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции консолидированного бюджета и его пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.

Консолидированный бюджет субъекта федерации выполняет функцию  объединения бюджетных показателей  территории. Именно в консолидированном  бюджете субъекта федерации и  находят своё отражение условия  сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации, а также результаты разработки и  реализации бюджетно-финансовой политики в регионе.

 

2. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и бюджетный федерализм. Формирование доходов консолидированного бюджета региона

2.1 Понятие бюджетного  федерализма

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации являются республики в  составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург. 8

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и  полномочия между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Федерации, в том числе в области  бюджета. Каждый субъект Федерации  имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам его ведения. В ст.15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом.

Административно-территориальные  образования (муниципальные образования), составляющие территорию субъекта Федерации  согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных  образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь совокупность региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Федеративное устройство России, разграничение  прав и полномочий между центром  и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации  и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере. Бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов  и расходовании бюджетных средств.9

Разграничение предметов ведения  и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами - основной принцип  федерализма, предусмотренный в  ст. 11 Конституции Российской Федерации, федеративных и иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами. 10

Правовой формой разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и субъектов  России является заключенный между  ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции  Российской Федерации перечислены  все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в  том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом  субъекта РФ.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в  ведении Российской Федерации находятся:

* федеральная государственная  собственность и управление ею;

* установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития Российской  Федерации;

* установление правовых основ  единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование,  денежная эмиссия, основы ценовой  политики, федеральные экономические  службы, включая федеральные банки;

* федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы;

* федеральные фонды регионального  развития;

* внешняя политика и международные  отношения Российской Федерации,  международные договоры РФ;

* внешнеэкономические отношения  РФ;

* оборона и безопасность.11

В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции):

* вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами,  водными и другими природными  ресурсами;

* разграничение государственной  собственности;

* координация вопросов здравоохранения,  защиты семьи, материнства, отцовства  и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

* установление общих принципов  налогообложения и сборов в  Российской Федерации;

* установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

* координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение  международных договоров Российской  Федерации.

Важную роль в бюджетной системе  России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. 12

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации  могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей  необходимых для их осуществления  материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна  государству.

Информация о работе Консолидированный бюджет РФ