Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Скорее всего, нам предстоит ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Таким образом, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования – консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: изучение сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.
Введение
1.Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России
1.1 Понятие консолидированного бюджета
1.2 Основы бюджетного устройства Российской Федерации
1.3 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм. Формирование доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Понятие бюджетного федерализма
2.2 Российская модель бюджетного федерализма
2.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
2.4 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации, как объект планирования и управления
Заключение
Список использованных источников
Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях — федеральном и региональном, их бюджеты утверждаются в форме федеральных законов (для государственных внебюджетных фондов на федеральном уровне) и в форме законов субъектов Российской Федерации (для государственных внебюджетных фондов на региональном уровне).
Необходимо также отметить,
что в бюджетной системе России
взаимодействуют самые
1.2 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
Прежде чем вести речь
о сущности консолидированного бюджета
субъекта федерации, необходимо разобраться
с тем, что из себя представляет «консолидированный
бюджет» вообще, как понятие. Так, статья
6 Бюджетного кодекса Российской Федерации
определяет данное понятие следующим
образом: «консолидированный бюджет –
свод бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации на соответствующей территории
(за исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами». 6Данное понятие выделяет два
существенных признака: во-первых, консолидированный
бюджет представляет собой совокупность
бюджетов определенной территории, то
есть бюджет соответствующего национально-государственного
или административно-
В Российской Федерации можно
выделить консолидированный бюджет
всего государства, образуемый федеральным
бюджетом и консолидированными бюджетами
субъектов РФ; консолидированные
бюджеты субъектов РФ, складывающиеся
из государственного бюджета республики,
края, области, автономной области, автономного
края или города федерального значения
и бюджетов муниципальных образований,
расположенных на территории субъекта
РФ; консолидированные бюджеты
Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее к частному, а не наоборот.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации – это бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)».7
Консолидированные бюджеты
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации не рассматриваются
и не утверждаются законодательными
(представительными) органами власти всех
уровней. Эти бюджеты являются в
первую очередь статистическим сводом
бюджетных показателей, характеризующим
агрегированные данные по доходам и
расходам, источникам поступления средств
и направлениям их использования
по территории в целом Российской
Федерации и отдельных
1. Показатели консолидированных
бюджетов используются в
2. Важна роль показателей
консолидированных бюджетов и
при анализе формирования и
использования
3. Без расчета показателей
консолидированных бюджетов
4. Большую роль играют
показатели консолидированных
Разработка экономико-
5. Показатели консолидированных
бюджетов используются также
при расчетах, характеризующих различные
виды обеспеченности жителей
страны, территорий, например, бюджетные
расходы на одного жителя на
медицинское обслуживание, образование
и другие среднедушевые
Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления на федеральный и территориальный бюджеты будут играть все более важную роль в бюджетном прогнозировании и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции консолидированного бюджета и его пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.
Консолидированный бюджет субъекта
федерации выполняет функцию
объединения бюджетных
2. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и бюджетный федерализм. Формирование доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Понятие бюджетного федерализма
Конституцией Российской Федерации
1993 г. закреплено федеративное устройство
нашего государства, которое основано
на государственной целостности, единстве
системы государственной
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст.15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом.
Административно-
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм - это разделение
полномочий между центральными органами
власти, властями субъектов Федерации
и органами местного самоуправления
в области финансов и, в частности,
в бюджетной сфере. Бюджетный
федерализм реализуется главным
образом в ходе бюджетного процесса
при мобилизации бюджетных
Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами - основной принцип федерализма, предусмотренный в ст. 11 Конституции Российской Федерации, федеративных и иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами. 10
Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции Российской Федерации перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:
* федеральная государственная собственность и управление ею;
* установление основ
* установление правовых основ
единого рынка: финансовое, валютное,
кредитное, таможенное
* федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
* федеральные фонды
* внешняя политика и
* внешнеэкономические отношения РФ;
* оборона и безопасность.11
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции):
* вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
* разграничение государственной собственности;
* координация вопросов
* установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
* установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
* координация международных и
внешнеэкономических связей
Важную роль в бюджетной системе
России играет местное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации местное
Органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной