Контрольная работа "Банковское дело"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Собственный капитал. Собственный капитал (собственные средства) составляет основу деятельности коммерческого банка. Он, во-первых, обеспечивает банку как юридическому лицу экономическую самостоятельность, во-вторых, является резервом ресурсов, позволяющим поддерживать платежеспособность банка даже при утрате части своих активов или возникновении убытков от деятельности на рынке банковских услуг, в-третьих, определяет масштабы деятельности банка. Дело в том, что экономические нормативы, установленные Банком России для регулирования деятельности коммерческих банков, в основном исходят из размера их собственных средств. Так, величиной фактически имеющегося у банка собственного капитала определяются возможности расширения его активных операций, объемы увеличения ресурсной базы за счет отдельных источников (вкладов населения, эмиссии собственных векселей), максимальный размер риска на одного заемщика и одного кредитора (вкладчика) и т. д.

Содержание работы

Формирование ресурсами коммерческого банка……………………………..3
Правовые основы банковской деятельности…………………………………20
Список используемой литературы………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Банковское дело_готово.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

3 группа - кредиты рефинансирования, предназначенные  для расширения кредитных вложений  коммерческих банков в реальный  сектор экономики. Они предоставляются  в форме переучета векселей, под  поручительства других банков, а  также под залог (заклад) векселей  и (или) прав требований по  кредитным договорам сферы материального  производства сроком не более  180 дней. Это направление кредитной  деятельности Банка России в  рамках системы рефинансирования  банковского сектора страны является  пока еще менее развитым.

Кредиты второй группы используются лишь при  чрезвычайных обстоятельствах. Таким  образом, в основном отечественные  коммерческие банки в свой оборот для пополнения ресурсов могут привлекать лишь кредиты первой группы, т. е. кредиты  для поддержания ликвидности. В  настоящее время все они предоставляются  коммерческим банкам через Главные  территориальные управления Центрального банка РФ, которым он устанавливает  лимиты по каждой форме кредитования. Для получения данных кредитов коммерческие банки должны соответствовать следующим  требованиям: выполнять в полном объеме обязательные резервные требования; не иметь просроченной задолженности  по ранее полученным от Банка России кредитам и процентам по ним, а также других просроченных денежных обязательств перед последним; обладать достаточным обеспечением по кредитам Банка России, поскольку каждый из кредитов этой группы предоставляется под залог (блокировку) ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России. Этот список утверждается Советом директоров Центрального банка РФ и публикуется в средствах массовой информации. Ценные бумаги, принимаемые Банком России в качестве залога от коммерческих банков, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • входить в Ломбардный список (либо по ним должно быть принято специальное решение Совета директоров о возможности залога);
  • учитываться на счете ДЕПО банка, открытом в уполномоченном депозитарии;
  • принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими его обязательствами;
  • срок их погашения должен наступать не раньше чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного Банком России кредита.

Достаточность обеспечения по кредитам ликвидности  определяется каждым банком самостоятельно исходя из рыночной стоимости блокируемых  ценных бумаг, скорректированной на поправочный коэффициент, установленный  Центральным банком РФ по каждому  виду закладываемых ценных бумаг, и  суммы кредита, подлежащей возврату вместе с процентами по нему.

Однодневный расчетный кредит выдается коммерческому  банку в конце операционного  дня при отсутствии или недостаточности  средств на его корреспондентском  счете в РКЦ для выполнения своих обязательств (завершения расчетов). Кредит предоставляется сроком на один операционный день, пролонгации не подлежит. Не допускается и получение  его в течение двух рабочих  дней подряд.

Внутридневный кредит предоставляется банку сроком до конца операционного дня в  рамках разрешенного ему дебетового сальдо по его корреспондентскому счету. Погашается он за счет текущих поступлений  на счет банка или переоформляется  в конце текущего дня в кредит овернайт (при недостаточности текущих  поступлений на корреспондентский  счет для его погашения).

Ломбардный  кредит (сроком до 7 дней) может предоставляться  по:

  • заявкам банков - кредит выдается банку в любой рабочий день по фиксированной ставке процента, установленной Банком России; конкретный срок кредита указывается в заявке банка на его получение;
  • результатам проведенного Банком России ломбардного кредитного аукциона - кредиты предоставляются после проведения аукциона по ставке процента, определяемой условиями и итогами аукциона; срок кредита указывается Банком России в официальном сообщении о проведении аукциона вместе с его условиями.

Для получения  от Центрального банка РФ кредитов ликвидности коммерческий банк должен заключить с ним (в лице Главного территориального управления) генеральный  кредитный договор на год, указав в нем, какими видами кредитов он будет  пользоваться. Выданный кредит (однодневный, ломбардный) оформляется специальным  извещением на имя банка, который  в ответ должен представить в  РКЦ Банка России срочное обязательство  на погашение кредита в установленный  срок в предоставленной ему сумме.

 

 

 

 

 

  1. Правовые основы банковской деятельности.

Банковское право  – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления Центральным  Банком и кредитными организациями, а также регулирования банковской системы России. 
          Предмет банковского права составляют общественные отношения в сфере банковской деятельности (банковские правоотношения). 
          Банковское право – комплексная отрасль права. 
          Наиболее близким к банковскому праву по методу правового регулирования является административное право. Однако банковское право не следует рассматривать как составную часть административного права. Взаимодействие данных отраслей основано на применении одного и того же метода правового регулирования – императивного, а также тем, что во многих банковских отношениях принимают участие органы, обладающие властными полномочиями, что предполагает неравенство сторон, как и в административном праве.

Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы; имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права; регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные основы экономической деятельности в РФ. 
Российское банковское законодательство, состоит из двух частей: 
1) специального банковского законодательства; 
2) общего банковского законодательства.

Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в частности, относятся Федеральные законы: 
– от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»; 
– от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; 
– от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». 
         Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие нормы банковского права. К таким законам, в частности, относятся: ГК РФ; УК РФ (в части юридической ответственности за преступления в кредитно-банковской сфере); НК РФ (в части юридической ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах); ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерных обществ) и др. 
         Подзаконные нормативные правовые акты: 
а) акты органов общей компетенции: указы Президента РФ (Указ «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»; «Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»; «О совершенствовании работы банковской системы РФ»; «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней» и др.) и постановления Правительства РФ; 
б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты Банка России, Минфина России, ФТС и др. 
          Также к источникам относят решения Конституционного Суда РФ; локальные акты кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций; договоры и обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике и номы международного права и международные договора РФ. 
           Акты Банка России. Банк России издает подзаконные акты двух видов: 
1) нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права; 
2) ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся. 
            По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов: указания; положения; инструкции. 
Особенности актов ЦБ РФ: 
1) носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы; 
2) регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой; 
3) обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации; 
4) вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров; 
5) не имеют обратной силы; 
6) в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; 
7) не подлежат государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ; порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ; иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте России. 
           По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. 
            В соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России», ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ». 
           Принятие подзаконных ненормативных правовых актов возможно и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются: разъяснения; письма; телеграммы. 
           Подзаконные ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими отличительными чертами: они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех, лиц, кому непосредственно адресованы; не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов; направлены на разрешение и разъяснение конкретных узких аспектов банковской деятельности. 
Банковская система Российской Федерации. 
           Банки принято именовать кредитными органами (организациями) в связи с тем, что основным направлением их деятельности является именно кредитование. С ним в той или иной мере связаны все другие направления деятельности банков. 
Банковская система РФ – совокупность определенных взаимосвязанных элементов, в качестве которых выступают: 
1) Центральный банк РФ; 
2) российские кредитные организации; 
3) филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций; 
4) группы кредитных организаций. 
           Иногда в состав элементов российской банковской системы включаются союзы и ассоциации кредитных организаций. При этом отмечается особое положение Ассоциации российских банков (АРБ). 
          Банк России занимает особое (главное) место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, он является государственной федеральной собственностью. Банковская система с выделением особого положения Банка России в качестве государственного ведомства типична для современных экономически развитых государств. 
           Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитные организации, в отличие от Банка России, образуются на основе любой формы собственности, являясь коммерческими организациями. Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. 
            В настоящее время банковская система РФ согласно закону имеет двухуровневое построение: 
1) верхний уровень – ЦБ РФ; 
2) нижний уровень – все остальные участники банковской системы (российские банки и небанковские кредитные организации, филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций, союзы и ассоциации кредитных организаций. 
           Отношения между участниками банковской системы развиваются по двум векторам: 
1) между ЦБ РФ и иными участниками (в первую очередь кредитными организациями); 
2) между кредитными организациями. 
          Основными принципами построения и функционирования банковской системы РФ являются: единство банковской системы; двухуровневая структура; рациональное сочетание государственного регулирования банковской системой и саморегулирования; независимость ЦБ РФ от других органов власти; ответственность ЦБ РФ за развитие и эффективное функционирование банковской системы; монопольное положение ЦБ РФ в осуществлении денежной эмиссии; невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций; лицензируемый порядок осуществления банковской деятельности; сохранение банковской тайны; стабильность банковской системы и др. 
Правовое положение Банка России. 
В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: 
1) ЦБ РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; 
2) ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. При этом наименования «Центральный банк Российской Федерации» и «Банк России» равнозначны; 
3) местонахождение центральных органов ЦБ РФ – город Москва; 
4) уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью; 
5) ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом; 
6) государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ – по обязательствам государства; 
7) ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона РФ о поправке к Конституции РФ. 
Целями деятельности ЦБ РФ являются: 
1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 
2) развитие и укрепление банковской системы РФ; 
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. 
        Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В то же время ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. 
        ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность заключается в том, что в соответствии с законодательством Государственная Дума: 
1) назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ; 
2) назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБ РФ по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ; 
3) направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты; 
4) рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; 
5) рассматривает годовой отчет ЦБ РФ и принимает по нему решение; 
6) принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений; 
7) проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ РФ с участием его представителей;  
8) заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности ЦБ РФ. 
         Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд. рублей. ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность ЦБ РФ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 
           ЦБ РФ может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах. 
Органы управления Банка России. 
          Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более трех сроков подряд. Освобождается председатель от должности Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ в случаях истечения срока полномочий, невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии, подачи личного заявления об отставке, совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда и нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБ РФ. 
          Особенности правового статуса Председателя ЦБ РФ: действует от имени ЦБ РФ и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями; председательствует на заседаниях Совета директоров; подписывает нормативные акты ЦБ РФ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ РФ, и вправе делегировать право подписания нормативных актов ЦБ РФ лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров и др. 
         Главный коллегиальный орган управления Банка России – Совет директоров, в который входят: Председатель ЦБ РФ и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров: работают на постоянной основе в ЦБ РФ; назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ; освобождаются от должности Председателем ЦБ РФ (по истечении срока полномочий) и Государственной Думой (по представлению Председателя ЦБ РФ до истечения срока полномочий). 
         Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем ЦБ РФ либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. 
          Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ РФ или лица, его замещающего. 
Совет директоров выполняет следующие функции: 
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу; 
2) обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; 
3) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБ РФ, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности ЦБ РФ и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБ РФ в Национальный банковский совет и Государственную Думу; 
4) и другие. 
       Обязательному официальному опубликованию в «Вестнике ЦБ РФ» подлежат решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп и др. 
       Национальный банковский совет – коллегиальный орган ЦБ РФ. Его численность составляет 12 человек. 
       Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБ РФ, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. 
         Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания назначаются Председателем Национального банковского совета либо в случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его заместителем, а также по требованию Председателя ЦБ РФ или не менее трех членов Национального банковского совета. 
В компетенцию Национального банковского совета входит: 
1) рассмотрение годового отчета ЦБ РФ; 
2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года: общего объема расходов на содержание служащих ЦБ РФ, общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ, общего объема капитальных вложений, общего объема прочих административно-хозяйственных расходов; 
3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих ЦБ РФ, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование его служащих, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов; 
4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ; 
5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и реализации принятых основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; 
6) решение вопросов, связанных с участием ЦБ РФ в капиталах кредитных организаций; 
7) назначение главного аудитора ЦБ РФ и рассмотрение его докладов; 
8) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ; 
9) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ и др. 
в) Компетенция Банка России в области денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора. 
        Под денежно-кредитной политикой РФ понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах. 
        Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: 
1) процентные ставки по операциям ЦБ РФ. Они используются для воздействия на рыночные процентные ставки; 
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 
3) операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки; 
4) рефинансирование кредитных организаций, под которым понимается кредитование ЦБ РФ кредитных организаций; 
5) валютные интервенции. Купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег; 
6) установление ориентиров роста денежной массы. ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; 
7) прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций; 
8) эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ РФ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. 
          ЦБ РФ – главный орган банковского регулирования и банковского надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, установленных ими обязательных нормативов. 
          Главными целями банковского регулирования и банковского надзора выступают поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.  
          Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), а также направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям. 
          В рамках банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций; бухгалтерского учета и отчетности; организации внутреннего контроля; составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. При этом устанавливаемые ЦБ РФ правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил. 
           Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения ЦБ РФ, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. 
Кредитные организации. 
          Кредитная организация – юридическое лицо, которое создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, и имеет право осуществлять банковские операции и сделки на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. 
         Кредитная организация создается на основе организационно-правовой формы хозяйственных обществ: АО, ОДО, ООО. 
         Кредитная организация имеет фирменное наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов РФ, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением получившего от ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация». Использование в наименовании кредитной организации слов «Россия», «РФ», «государственный», «федеральный» и «центральный», производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательством. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием. Кредитная организация обязана публиковать отчетность по формам и в сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ. 
           Виды кредитных организаций: российские и иностранные банки и небанковские кредитные организации. 
          Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. 
         Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. 
Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные федеральным законодательством. 
д) Лицензирование 
Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ: 
1) являются основанием для осуществления банковских операций; 
2) учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются ЦБ РФ в месячный срок со дня их внесения в реестр; 
3) содержат перечень банковских операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться; 
4) выдаются без ограничения сроков их действия. 
         Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с него всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или ЦБ РФ. 
           ЦБ РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. 
           Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. 
         Существуют следующие виды лицензий на осуществление банковской деятельности: 
1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях; 
2) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 
3) лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; 
4) лицензия на осуществление инкассации; 
5) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте; 
6) лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перепаб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 600с.
  2. Деньги, кредит, банки : учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. М. : «Финансы и статистика», 2008. - 464с.: ил.
  3. Воронин В.П. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Воронин В.П., Федосова С.П. - М. : Юрайт-Издат, 2008.. - 624с.
  4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2010. - 586с.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2-е изд. 2012. - 512с.
  6. Голицын, Ю. Кризис российской денежной системы на рубеже XIX - XX вв. // Биржевое обозрение. - 2008. - №10-11. - с.29-31.
  7. Григорьев, Л.М. Безналичная платежная система России: состояние и развитие // Проблемы прогнозирования. - 2010. - №1. - с.107-117.
  8. Григорян, С. Электронное денежное обращение. Нужен ли надзор? // Банковское дело. - 2008. - №7. - с. 19-23.
  9. Ионов, В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития // Деньги и кредит. - 2008. - №4. - с.40-45.
  10. Лебедев, В.А. Основные направления развития рынка наличной валюты в России // Финансовый менеджмент. - 2009. - №6. - с.109-116.
  11. Пряжникова, Ю.А. Новые способы осуществления безналичных расчетов как основополагающий фактор снижения "теневой" экономики в России // Финансовый менеджмент. - 2010. - №2. - с.105-115.
  12. Расстригина, И. Применение лимита расчетов наличными денежными средствами // Финансовая газета. - 2008. - №11. - с.6.
  13. Семенов, С.К. К вопросу о сущности и моделировании денежного оборота // Банковские услуги. - 2009. - №5. - с.2-6.
  14. Семенов, С. Организация налично-денежного обращения // Экономист. - 2009. - №4. - с.52-56.
  15. Чаплыгин, Г.В. Теоретические аспекты формирования денежно-валютной политики // Деньги и кредит. - 2008. - №8. - с.42-45.
  16. Шамраев, А.В. Перспективность направления деятельности по нормативному регулированию безналичных расчетов // Банковское дело. - 2008. - №11. - с.8-12.
  17. Шенаев, В.Н. Денежные системы // Банковские услуги. - 2011. - №12. - с.2-8.
  18. Шенаев, В.Н. Денежный оборот // Банковские услуги. - 2011. - №7. - с.2-11.
  19. Юров, А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив: Выступление на Первой международной конференции "Налично-денежное обращение: модели, стандарты, тенденции" (3 июля 2007г., г. Москва) // Деньги и кредит. - 2007. - №7. - с.37-42.
  20. Юров, А.В. Пути развития наличного денежного обращения в РФ // Деньги и кредит. - 2008. - №7. - с.3-10.
  21. www.cbr.ru

Размещено на

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа "Банковское дело"