Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 00:21, курсовая работа
Описание работы
В российской и зарубежной литературе не существует единого мнения относительно понятия «кредитная система»: Кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала (Е. Ф. Жуков). Кредитная система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения (П. И. Вахрин). Кредитная система – (в широком смысле) совокупность кредитных форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации; (в узком смысле) совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов и доходов и предоставление их в ссуду (Л. М. Максимова).
Присоединение к ВТО не изменит
основных приоритетов таможенно-тарифной
политики. Однако членство в этой организации
установит жесткие рамки для проведения
тарифной политики:
- все тарифы будут носить связанный
характер;
- в качестве верхнего предела
ставок ввозных пошлин будет взят, преимущественно,
уровень тарифа Российской Федерации,
действовавшего в 2002 - 2006 гг., что означает,
в частности, восстановление многих ставок
на уровне, предшествовавшем кризисному
периоду;
- произойдет постепенная либерализация
пошлин на большую часть промышленных
товаров, а также по ряду сельскохозяйственных
и продовольственных товаров.
В этих условиях возникает необходимость
развития иных эквивалентных мер регулирования
внешнеэкономической деятельности, позволяющих
в полном объеме выполнять стоящие задачи
текущей экономической политики. Центр
тяжести при защите внутреннего рынка
должен быть перенесен на нетарифные меры,
в том числе на применение защитных и антидемпинговых
пошлин.
В новых условиях также усилится
необходимость дальнейшего совершенствования
системы таможенного администрирования
и перехода таможенных органов к формам
работы, которые будут соответствовать
нормам и правилам функционирования мировой
торговой системы.
Экспортное обложение в 2012 году
и среднесрочной перспективе будет выполнять
узкие регулирующие функции, а также решать
задачи изъятия в бюджет рентной составляющей
сырьевых доходов. Одновременно будет
осуществлена разработка предложений,
направленных на повышение фискальной
составляющей вывозных таможенных пошлин
на товары, являющиеся предметом мировой
биржевой торговли (кроме нефти и нефтепродуктов)
и цены на которые подвержены существенным
колебаниям.
В сфере таможенно-тарифной
политики также будет продолжена работа
в рамках решения более масштабной задачи
совершенствования механизмов налогообложения
нефтяной и газовой отрасли, завершения
разработки схемы налогообложения нефтедобычи
и нефтепереработки, предусматривающей
стимулы к разработке новых месторождений
и повышению глубины переработки нефти
на территории Российской Федерации. Данная
задача поставлена в Бюджетном послании
Президента Российской Федерации Д.А. Медведева
о бюджетной политике в 2012 - 2014 годы.
В перспективе должен быть создан
механизм, в соответствии с которым налогообложение
в нефтяном комплексе создавало бы мотивацию
для расширения инвестиций в создание
современной нефтепереработки, способствовало
бы насыщению внутреннего рынка моторного
топлива и стабилизации цен.
Бюджетная политика
Основные приоритеты социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации
в 2012 - 2014 гг. должны быть обеспечены необходимыми
бюджетными ресурсами. В соответствии
с Бюджетным посланием Президента Российской
Федерации о бюджетной политике в 2012 -
2014 гг., федеральный бюджет на 2012 год и
на плановый период 2013 - 2014 годов должен
стать бюджетом, посредством которого
решаются задачи выхода на траекторию
устойчивого посткризисного развития,
создания условий для развития и модернизации
экономики, повышения уровня и качества
жизни граждан, укрепления обороноспособности
и безопасности страны, повышения эффективности
и прозрачности государственного управления.
Операционным приоритетом бюджетной
политики на ближайшие годы становится
сокращение бюджетного дефицита, приближение
к сбалансированному бездефицитному бюджету
за счет повышения налогов и оптимизации
расходов, а также посткризисное восстановление
бюджетных фондов (Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния).
Налоговая нагрузка на экономику
(общий уровень доходов бюджетной системы)
уже существенно повысилась в 2011 году
в основном за счет повышения страховых
выплат - до 36,5% ВВП с 31,6% в 2010 году, и в 2014
году она ожидается на уровне 35,9% ВВП. Собственно
налоговая составляющая (без пошлин и
страховых выплат) увеличится с 21,3% ВВП
до 22,6% ВВП. В базовом оптимистичном сценарии
(вариант 2) расходы бюджетной системы
несколько возрастут - с 39,2% ВВП в 2010 году
до 39,3% ВВП в 2014 году. В консервативном
сценарии они понизятся до 38,7% ВВП. Это
позволит сократить бюджетный дефицит
(системы в целом) с 3,8% ВВП в 2010 году до
0,2% ВВП в 2014 году по базовому варианту.
Государственный долг может
возрасти с 10,4% ВВП в 2011 году до 15,7% ВВП
в 2014 году, а бюджетные фонды (Резервный
фонд и Фонд национального благосостояния)
могут повыситься с 7,8% ВВП до 9,3 - 9,7% ВВП
в 2014 году (в зависимости от варианта).
Баланс бюджетной
системы, % ВВП
2010
2011
2012
2013
2014
Доходы
35,4
39,1
38,5
38,1 - 38,4
38,8 - 39,1
Расходы
39,2
38,5
39,6
39,0 - 39,6
38,7 - 39,3
Профицит (+) / Дефицит (-)
-3,8
0,6
-1,2
-1,2/-0,8
-0,2/0,1
Справочно:
Объем государственного долга
Российской Федерации
9,3
10,4
13,0
14,7 - 14,9
15,7 - 16,0
Объем Резервного фонда
1,7
3,0
4,2
4,7 - 4,9
5,8 - 6,1
Объем Фонда национального
благосостояния
6,0
4,8
4,3
3,9
3,5 - 3,6
В структуре расходов бюджетной
системы возрастет доля расходов на социальные
цели и обороноспособность и безопасность
при стагнации (или сокращении по консервативному
варианту) собственно бюджета развития.
Усилится потребительская направленность
влияния государственных расходов на
развитие экономики. Темпы роста расходов
консолидированного бюджета на потребление
в реальном выражении на протяжении всего
прогнозного периода останутся положительными.
Однако произойдет увеличение темпов
роста расходов с 7,2% в 2011 году до 8,9% в 2014
году, что в основном будет обусловлено
увеличением темпов роста расходов на
потребление федерального бюджета в реальном
выражении. При этом потребительские расходы
региональных бюджетов будут также расти
в реальном выражении в 2013 - 2014 гг. в результате
заложенной в варианте 2 дополнительной
индексации заработной платы бюджетников
в социальных отраслях.
Инвестиционные расходы консолидированного
бюджета в реальном выражении, напротив,
сокращаются на протяжении всего прогнозного
периода ежегодно на 0,5 - 6,7 процента. Отрицательная
динамика связана с инвестиционными расходами
федерального бюджета, которые снижаются
в реальном выражении ежегодно с 1,7% до
15,8 процента. Это обусловлено главным
образом значительным сокращением расходов,
направляемых на реализацию федеральной
адресной инвестиционной программы и
инвестиционных проектов в рамках Инвестиционного
фонда Российской Федерации. Кроме того,
в 2012 году завершится финансирование ряда
крупных проектов (строительство большинства
объектов для проведения саммита АТЭС
и олимпийских объектов в г. Сочи). Вместе
с тем инвестиционные расходы регионов
могут начать увеличиваться в реальном
выражении с 2013 года, поддерживаемые прогнозируемой
положительной динамикой доходной части
региональных бюджетов.
В целом государственные капитальные
вложения за счет бюджетов всех уровней
снизятся с 3,8% ВВП в 2010 году) до 3,2 - 3,4% ВВП
в 2012 году и по варианту 2 к 2014 году они
составят 3% ВВП (2,7% ВВП по консервативному
варианту).
Расходы на образование и здравоохранение.
В 2012 - 2014 гг. запланированы мероприятия,
направленные на оптимизацию расходов
и связанные с осуществлением денежных
выплат отдельным категориям врачей и
медицинскому персоналу за счет средств
обязательного медицинского страхования,
а также с передачей с 1 января 2012 г. обеспечения
деятельности образовательных учреждений
среднего профессионального образования
и обеспечения ежемесячного денежного
вознаграждения за классное руководство
за счет средств субъектов Российской
Федерации.
Принятые решения по выравниванию
заработной платы учителей средней школы
со средней заработной платой в регионах,
подкрепленные увеличением субсидий со
стороны федерального бюджета, по оценке,
обеспечат рост номинальной заработной
платы в образовании на 15 - 16% в 2012 году.
В умеренно-оптимистичном варианте
развития расходы на образование, с учетом
возможных решений по увеличению заработной
платы в бюджетном секторе в 2013 - 2014 гг.,
могут возрасти с 4,2% ВВП в 2011 году до 4,3%
ВВП в 2014 году, расходы на здравоохранение
повыситься соответственно с 4,2% ВВП до
4,4% ВВП. В консервативном варианте они
могут понизиться соответственно с 4,2%
ВВП до 3,8% ВВП.
Расходы на инновационное развитие
и поддержку высокотехнологичных секторов
экономики. В соответствии со Стратегией
инновационного развития внутренние затраты
на научные исследования и разработки
на федеральном уровне должны составить
0,94% ВВП в 2014 году против 0,87% ВВП в 2010 году.
В консервативном варианте прогноза они
снизятся до 0,65% ВВП или на 7,8% в реальном
выражении относительно 2010 года. В целом
расходы инновационного характера на
период 2011 - 2014 гг., включая инвестиции
в высокотехнологичные отрасли и научную
базу, а также научные фонды, могут составить
от 1% ВВП до 1,2% ВВП в умеренно-оптимистичном
варианте и от 0,9% ВВП до 1% ВВП в консервативном
варианте прогноза.
Умеренно-оптимистичный вариант
роста государственных расходов на НИОКР
и инновации в сочетании с предусмотренными
Стратегией институциональными преобразованиями
позволит модернизировать отечественный
сектор НИОКР и фундаментальной науки,
а также высокотехнологичных отраслей
экономики и повысить его международную
конкурентоспособность.
Расходы на поддержку отраслей,
обеспечивающих диверсификацию экономики
и развитие инфраструктуры. Транспортная
инфраструктура остается в списке важнейших
приоритетов экономической политики.
Расходы на ее развитие должны составить
по оптимистичному сценарию к 2014 году
1,1%, тогда как при консервативном - сократиться
почти на 0,2 п. пункта ВВП.
С 2013 года начинается реализация
новой Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия. Поддержка автопроизводителей
путем субсидирования кредитов под инвестиционные
проекты должна соответствовать потребности
сектора в данном инструменте. В результате
расходы федерального бюджета на стимулирование
диверсификации и поддержку базовых отраслей,
по оценке Минэкономразвития России, составят
в умеренно-оптимистичном сценарии в среднем
за 2011 - 2014 гг. около 1,4 - 1,5% расходов бюджета
или 0,3% ВВП