Кредитование и финансирование инвестиционной деятельности предприятий Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ финансирования и кредитования инвестиционной деятельности предприятий Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность инвестиций и содержание инвестиционной деятельности;
2. Исследовать сущность, виды инвестиций;
3. Определить основные методы финансирования и кредитования инвестиций;
4. Исследовать источники инвестиций.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 91.06 Кб (Скачать файл)




Примечание – Источник: собственная разработка.

Примечание – Источник: собственная разработка.

Наибольшие суммы иностранных инвестиций в 2012 году поступили в такие отрасли экономики, как: торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (39,5% от всех поступивших инвестиций), транспорт и связь (29,8%), промышленность (24,4%).

В 2012 году, по сравнению с 2010 годом объем инвестиций в сельское хозяйство вырос почти в 4 раза, также значительный рост наблюдается в таких отраслях как: строительство (в 4,4 раза), гостиницы и рестораны (в 5,22 раза).

Основными инвесторами предприятий Республики Беларусь были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%).

За 2012 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.

Рассматривая основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями можно сделать вывод, что все рассмотренные показатели увеличились в 2012 году по сравнению с 2010 годом, в частности, объем производства продукции (работ, услуг) вырос в 4 раза, экспорт товаров в 3,5 раза, оптовый товарооборот в 4,5 раза (таб. 2.6).

Таблица 2.6 - основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста 2012/2010

1

2

3

4

5

Число организаций (на конец года)

5876

5759

6925

1,18

совместные

3168

3227

3860

1,22

иностранные

2708

2373

2901

1,07

Вклады в уставные фонда организаций, внесенные зарубежными участниками (на 1 января года), млн. долл. США

1416,5

1629,5

2103,2

1,48

совместные

852,9

874,8

1172,8

1,38

иностранные

563,6

747,9

919,9

1,63

Списочная численность работников в среднем за год, тыс. человек

309,8

328,4

352,9

1,14

совместные

212,6

217,8

231,7

1,09

иностранные

97,2

80,6

87,4

0,90

Объем производства продукции (работ, услуг), млрд. руб.

45783

103413,7

183160,3

4,00

совместные

34870,1

73701,1

337,3

0,01

Продолжение таблицы 2.6

1

2

3

4

5

Иностранные

10912,9

22090,1

43832,4

4,02

Экспорт товаров, млн. долл. США

3876,5

9422,4

13740,4

3,54

Совместные

2796,3

7608,3

7741,2

2,77

Иностранные

1080,2

1116,4

5034,1

4,66

Импорт товаров, млн. долл. США

12920,8

17444,4

18666,1

1,44

Совместные

9208,9

7773,3

8769,2

0,95

Иностранные

3711,9

9210

9528,8

2,57

Оптовый товарооборот, млрд. руб.

24763,6

46718,6

111993,3

4,52

Совместные

16372,8

37664

56486,9

3,45

Иностранные

8390,8

8243,1

54719

6,52


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

Проведенный анализ показал, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ И КРЕДИТОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

 

Повышение инвестиционной активности и эффективности инвестиционной деятельности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь [14, с.18].

Увеличению притока иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый и таможенный режим.

Свободные экономические зоны – это территории, на которых товары обращаются за пределами национального таможенного пространства [8, с.50].

Законом Республики Беларусь ”О свободных экономических зонах“ от 7 декабря 1998г. дано следующее определение: ”Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности“.

Правовой режим в СЭЗ установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:

  • создание благоприятных условий для инвестиций;
  • внедрение наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
  • содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  • гармоничное сочетание на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Виды налогов в СЭЗ и порядок их взимания предусмотрены законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местные бюджеты или бюджет СЭЗ — в зависимости от того, что предусмотрено положением о СЭЗ или действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.

Система льгот для предприятий СЭЗ предусматривает применение режима свободной таможенной зоны и неприменение мер экономической политики. При ввозе товаров на территорию СЭЗ уплачиваются только сборы за таможенное оформление, а налоги, таможенные платежи не взимаются. Такие же льготы применяются при вывозе с территории СЭЗ произведенных на ней товаров за пределы Республики Беларусь.

На территории Республики Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон - ”Брест“, ”Минск“, ”Гомель-Ротон“, ”Витебск“, "Могилев" и ”Гродноинвест“.

Свободная экономическая зона должна быть обеспечена материальными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами.

Для иностранных инвесторов полностью сохраняются гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Государство гарантирует им возврат доли в имуществе по остаточной стоимости, перевод за границу полученных на территории СЭЗ доходов, в том числе и в иностранной валюте. С другой стороны, государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ.

На 1 января 2013 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 268 организаций. Действующими являются 264 из них, или 98,5% от числа зарегистрированных.

Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ ”Минск“ – 70 (26,1% от общего числа резидентов) и СЭЗ ”Брест“ – 65 (24,3%). Далее следуют СЭЗ ”Гродноинвест“ – 43 резидента (16%), СЭЗ ”Гомель-Ратон“ – 36 (13,4%), СЭЗ ”Витебск“ – 34 (12,7%) и СЭЗ ”Могилев“ – 20 резидентов (7,5%).

Данные о распределении резидентов свободных экономических зон и объемах инвестиций в основной капитал по отраслям экономики приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Данные об объемах инвестиций в свободных экономических зонах Республики Беларусь по отраслям экономики

Показатели

Количество резидентов на 1 января 2013 года

Инвестиции в основной капитал за 2012 год

единиц

в % к итогу

млн, руб.

в % к итогу

1

2

3

4

5

Всего из них:

264

100

594735

100

Промышленность

235

89,0

509020

85,6

Сельское хозяйство

1

0,4

6189

1,0

Транспорт

4

1,5

65

0,0

Строительство

6

2,3

4431

0,7

Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

4

5

Торговля и общественное питание

6

2,3

29496

5,0

Материально-техническое снабжение и сбыт

2

0,7

5092

0,9

Операции с недвижимым имуществом

5

1,9

38907

6,5

Культура и искусство

1

0,4

9

0,0

Наука и научное обслуживание

4

1,5

1526

0,3


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

По-прежнему велика доля убыточных организаций: по всем резидентам СЭЗ – 15,9%, в том числе СЭЗ ”Брест“ – 21,9%, СЭЗ ”Витебск“ – 21,2%, СЭЗ ”Гродноинвест“ – 18,6%, СЭЗ ”Гомель-Ратон“ – 13,9%, СЭЗ ”Минск“ – 11,6%.

За 2012 год резидентами СЭЗ поставлено на внешний рынок товаров на сумму 1539 млн. долларов. Экспорт в страны СНГ составил 1342,5 млн. долларов (87,2% общего объема экспорта), в том числе в Россию – 1167,3 млн. долларов (75,8% общего объема экспорта). Среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают мебель и части к ней (12,4%), рыбные консервы (7,8%), тара пластмассовая (6,7%), колбасные изделия и мясные консервы (5,8%), полиацетали и полиэфиры простые (5,1%), волокна синтетические (5,1%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,1%), прутки и профили алюминиевые (3,8%), провода изолированные, кабели (3,3%).

Импортировано товаров резидентами СЭЗ в 2012 году на сумму 1511 млн. долларов, в том числе из стран вне СНГ – на 1083,9 млн. долларов (71,7% общего объема).

Подводя итог всему вышеизложенному можно отметить, что основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику Беларуси являются:

  • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, т. е. путем создания совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций белорусских акционерных обществ);
  • регистрация на территории Беларуси предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

 

 

    1. Основные направления привлечения инвестиций

 

Для привлечения инвестиций в экономику необходима дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:

  • совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;

  • привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;

  • развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;

  • развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;

  • привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следует обеспечить реализацию таких мер, как:

  • удешевление и доступность кредитных ресурсов;

  • льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;

  • снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;

  • налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты;

  • использование страховых резервов банков на инвестирование.

Расширению инвестиционных возможностей предприятий будет способствовать новая амортизационная политика, предусматривающая использование методов ускоренного списания активной части основных фондов.

 Необходимо обеспечить дальнейший  рост инвестиционной составляющей  за счет средств населения.

С целью обеспечения правового регулирования инвестиционной деятельности требуется совершенствование законодательства.

Первоочередными задачами структурной политики государства должны стать:

  • создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;

  • повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;

  • прекращение прямого и косвенного субсидирования убыточных предприятий;

  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;

  • усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий;

Информация о работе Кредитование и финансирование инвестиционной деятельности предприятий Республики Беларусь