обеспечение тарифного регулирования
на услуги естественных монополий;
реализация целевых программ
развития инфраструктуры транспорта,
связи и телекоммуникаций;
развитие системы ипотечного
кредитования;
создание благоприятных условий
для образования и функционирования совместных
и иностранных предприятий, а также транснациональных
корпораций, хозяйственных и финансово-промышленных
групп.
Целесообразно создание негосударственных
фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых
и др.) и привлечение их в качестве инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под инвестициями понимаются
денежные средства государства, предприятий
и физических лиц, направляемые на создание,
обновление основных фондов, на реконструкцию
и техническое перевооружение предприятий,
а также на приобретение акций, облигаций
и других ценных бумаг и активов. ”Инвестиции“
- более широкое понятие, чем капитальные
вложения. Они охватывают так называемые
реальные инвестиции (капитальные вложения)
и портфельные (финансовые) инвестиции.
Инвестиции играют очень важную роль в
экономике любого государства. Они являются
основой для:
- расширенного воспроизводственного
процесса;
- ускорения НТП (технического
перевооружения и реконструкции действующих
предприятий, обновления основных производственных
фондов, внедрения новой техники и технологии);
- повышения качества продукции
и обеспечения ее конкурентоспособности,
обновления номенклатуры и ассортимента
выпускаемой продукции;
- снижения издержек на производство
и реализацию продукции, увеличения объема
продукции и прибыли от ее реализации.
Инвестиции представляют собой
сложную многоуровневую систему, требующую
постоянного совершенствования.
Проведенное в работе исследование
позволило сделать вывод, что в целом международную
инвестиционную позицию предприятий Республики
Беларусь можно считать удовлетворительной.
По некоторым показателям наблюдается
рост, по некоторым снижение.
Для активизации инвестиционной
деятельности в Республике Беларусь
и эффективного использования внешних
ресурсов органами государственного управления
разработан комплекс нормативно-правовых,
административно-организационных и экономических
инструментов.
Для привлечения инвестиций в экономику
необходима дальнейшая либерализация
внешнеэкономической деятельности и создание
механизмов страхования инвестиций от
экономических и политических рисков.
В целях привлечения инвестиций, в том
числе иностранных, следует продолжить:
1) совершенствование ряда законодательных
актов о свободных экономических
зонах, об иностранных инвестициях
и их защите, о приведении к
международным стандартам бухгалтерского
учета;
2) привлечение иностранных инвестиций
на основе концессионных договоров,
соглашений о разделе продукции
и инвестиционных соглашений;
3) развитие системы гарантий, защиты
и страхования иностранных инвестиций,
залоговых операций, разрешения
споров;
4) обеспечить государственную поддержку
приоритетных инвестиционных проектов;
5) создать необходимые условия
по мере роста доходов населения
и укрепления финансов предприятий
для формирования долгосрочных
целевых накоплений в инвестиционных,
жилищно-строительных, страховых, пенсионных
фондах.
Что касается иностранных инвестиций,
то к положительным последствиям привлечения
иностранного капитала можно отнести:
увеличение объема реальных капиталовложений,
ускорение темпов экономического развития
и улучшение состояния платежного баланса
страны; поступление передовой иностранной
технологии, организационного и управленческого
опыта, результатов НИОКР, воплощаемых
в новой технике, патентах, лицензиях,
ноу-хау и т.д.; расширение экспорта и поступления
иностранной валюты; увеличение объема
налоговых поступлений, позволяющее расширить
государственное финансирование социальных
и др. программ; повышение уровня жизни
и покупательной способности населения
и т.д.
К отрицательным последствиям
иностранных инвестиций относятся
следующие: увеличение импорта оборудования,
материалов и комплектующих, требующее
дополнительных валютных расходов;
подавление местных производителей
и ограничение конкуренции; усиление
зависимости национальной экономики,
угрожающее ее экономической
и политической безопасности; ослабление
стимулов для проведения национальных
НИОКР, вследствие ввоза иностранной
технологии, что в конечном счете может
привести к усилению технологической
зависимости; ухудшение состояния окружающей
среды в результате перевода в страну
”грязных“ производств и хищнической
эксплуатации местных ресурсов и т.д.
Основными способами привлечения
прямых иностранных вложений в экономику
Беларуси являются: привлечение иностранного
капитала в предпринимательской форме,
т. е. путем создания совместных предприятий
(в том числе путем продажи зарубежным
инвесторам крупных пакетов акций белорусских
акционерных обществ); регистрация на
территории Беларуси предприятий, полностью
принадлежащих иностранному капиталу;
привлечение иностранного капитала на
основе концессий или соглашений о разделе
продукции; создание свободных экономических
зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение
зарубежных инвесторов в определенные
регионы страны.
Таким образом, развитие правовых основ
рыночной экономики, совершенствование
практики их применения при общем улучшении
макроэкономических условий будут способствовать
мобилизации внутренних сбережений и
притоку иностранного капитала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Белякова М.Ю., Методы оценки
и критерии эффективности инвестиционного
проекта. – М.Ю. Белякова: Справочник
экономиста. - 2009. - №3.
- Золотогоров В. Г., Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 2010г.- 463c.
- Савчук Т.К., Шевчук В.И., Бевзелюк А.А., Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие/ под ред. Т.К. Савчук.- Мн.: БГЭУ, 2010 .- 196 c.
- Национальный статистический
комитет Республики Беларусь [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ - Дата доступа: 30.04.2014.
- Министерство финансов Республики
Беларусь [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://minfin.gov.by/ - Дата доступа: 30.04.2014.
- Национальный банк Республики
Беларусь. Платежный баланс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by - Дата доступа: 10.04.2014.
- Инвестиционный кодекс Республики
Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З с изменениями и дополнениями
на 17 марта 2013 года.
- Савчук Т.К., Финансирование
и кредитование инвестиций: учеб. пособие/ под ред. Т.К. Савчук.
– Минск: БГЭУ, 2010. – 221 с.
- Андрианов А.Ю., Инвестиции:
учебник/ под ред. С.В. Валдайцев – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. – 592 с.
- Инвестиционное проектирование:
Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 254
с.
- Экономическая оценка инвестиций/
под ред. М. Римера – 3-е изд., перераб. и доп. – СПБ.:Питер,2010. – 416 с.
- Управление инвестиционной
деятельностью: Монография/ под ред. Быстров О.Ф., Поздняков В.Я. – М.: ИНФРА-М,2010. – 358 с.
- Эффективность реальных инвестиций: Учеб.пособие. – М.:ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
- Гончаров В.И., Инвестиционное
проектирование: учеб. пособие/В.И. Гончаров. – Минск:
Современная школа, 2010. – 320 с.
- Николаев М.А., Инвестиционная
деятельность: учеб. пособие / М.А. Николаев. – Финансы
и статистика; ИНФРА-М. – 2010. – 336 с.