Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:57, реферат
Цель данной работы – рассмотреть особенности и причины развития кризиса банковской системы США в 2008-2009 гг.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
– установить причины кризиса банковской системы США;
– выявить особенности кризиса банковской системы США;
– рассмотреть последствия кризиса банковской системы США и меры антикризисного характера.
Введение 3
1. Причины кризиса 5
2. Особенности, характеристика кризиса банковской системы 13
3. Последствия кризиса и меры антикризисного характера 17
Заключение 25
Список литературы 27
Мягкая денежно-кредитная политика, проводившаяся ФРС США с начала 2000-х годов, стимулировала выдачу банками кредитов.
Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 2003—2007 гг. были на уровне 5%, прирост потребительских кредитов в III квартале 2007 г. составил 7,2%. Объем выданных ипотечных кредитов возрос с 238 млрд долл. в I квартале 2000 г. до 1199 млрд долл. в III квартале 2003 г. По мере вхождения экономики США в рецессию наметилась тенденция постепенного сокращения объема выданных банковских кредитов. В III квартале 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд. долл. (рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика выдачи ипотечных кредитов в США в 1990-2008 гг.
Значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов — в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%. Ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным.
Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич.
Финансово-экономический кризис начался весной 2007 г. с проблем на ипотечном рынке США, связанных с необеспеченной выдачей большого количества ипотечных кредитов на фоне рекордного роста цен на недвижимость. В условиях тесной взаимосвязи всех сегментов мирового финансового рынка и значительного участия на рынке ипотеки банков и инвестиционных компаний кризис быстро распространился на национальные финансовые рынки.
Кризис привел к нарушению нормального функционирования основных сегментов финансового рынка (фондового, кредитного, валютного, страхового), а затем дестабилизировал экономику и привел к масштабному сокращению производства, снижению инновационной составляющей экономики, реальных доходов населения, росту безработицы.
Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию. Национальное бюро экономических исследований США (NBER) — совет ученых-экономистов, считающийся официальным арбитром в определении времени начала и конца рецессий в стране, в декабре 2008 г. объявило, что рецессия в США началась еще год назад — в декабре 2007 г.
Постепенно финансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. По оценкам Банка Англии, суммарные потери от кризиса в экономиках США, Великобритании и ЕС уже составили 2,8 трлн. долл.5
События в экономике США негативно повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах. На рис. 2 представлена динамика в 2007—2008 гг. одного из основных американских фондовых индексов S&P 500 и фондового индекса для развивающихся рынков MSCI EM, разрабатываемого банком Morgan Stanley (данные на рисунке не отражают внутримесячной динамики индексов).
В результате кризиса практически во всех промышленно развитых странах был отмечен рост безработицы и снижение объемов валового внутреннего продукта. Соответствующие данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Уровень безработицы в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в % к рабочей силе6
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Март |
Июнь |
Июль | ||||
ОЭСР- всего |
6,2 |
5,7 |
6,1 |
7,9 |
8,5 |
8,5 |
G-7 |
5,8 |
5,4 |
5,9 |
7,6 |
8,2 |
8,2 |
Европейский союз |
8,2 |
7,1 |
7,0 |
8,5 |
8,9 |
9,0 |
Еврозона |
8,3 |
7,5 |
7,6 |
9,0 |
9,4 |
9,5 |
США |
4,6 |
4,6 |
5,8 |
8,5 |
9,5 |
9,4 |
Канада |
6,3 |
6,0 |
6,1 |
8,0 |
8,6 |
8,6 |
Япония |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
4,8 |
5,4 |
5,7 |
Таблица 2 – Динамика ВВП в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в % к соответствующему кварталу предыдущего года7
Страны |
2008 |
2009 | ||||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
1 квартал |
2 квартал | |
ОЭСР-Всего |
2,4 |
1,7 |
0,5 |
-2,1 |
-4,7 |
-4,6 |
Европейский союз |
2,4 |
1,7 |
0,7 |
-1,6 |
-4,7 |
-4,8 |
Еврозона |
2,2 |
1,5 |
0,5 |
-1,7 |
-4,9 |
-4,7 |
G-7 |
1,9 |
1,3 |
0,0 |
-2,3 |
-4,7 |
-4,6 |
Канада |
1,7 |
0,7 |
0,3 |
-1,0 |
-2,1 |
н/д |
Франция |
1,9 |
1,0 |
0,1 |
-1,6 |
-3,4 |
-2,6 |
Германия |
2,9 |
2,0 |
0,8 |
-1,8 |
-6,7 |
-5,9 |
Италия |
0,4 |
-0,3 |
-1,3 |
-3,0 |
-6,0 |
-6,0 |
Япония |
1,5 |
0,6 |
0,3 |
-4,5 |
-8,3 |
-6,5 |
Великобритания |
2,5 |
1,8 |
0,5 |
-1,8 |
-4,9 |
-5,6 |
США |
2,0 |
1,6 |
0,0 |
-1,9 |
-3,3 |
-3,9 |
Как видно из таблицы 2, в странах G-7, особенно в США, наблюдается существенный рост уровня безработицы. Если сравнить уровни снижения ВВП в странах G-7, то наибольший спад отмечается в Японии, Италии, Германии и Великобритании. В США резко упал платежеспособный спрос, основанный на потреблении в долг. Уровень годового объема розничных продаж в США до середины 2008 г. составлял около 340 млрд. долл. Годовой объем розничных продаж за период с июля 2008 г. по июль 2009 г. резко снизился до 300 млрд. долл., или почти на 12%. Располагаемые американскими потребителями активы обесценились более чем на 13 трлн. долл. В условиях неустойчивости банковской системы, разорения десятков мелких, средних и крупных банков сократились возможности получения новых кредитов.
Американские потребители
Рисунок 3 – Фондовые индексы США и развивающихся рынков
В 2007 г. фондовые рынки развивающихся
стран росли опережающими темпами
по сравнению с развитыми
Для группы 20, включающей в себя министров финансов и управляющих центральных банков крупнейших стран мира, развитие кризисных явлений в мировой экономике стало серьезным вызовом, указывающим на необходимость более тесного сотрудничества между странами в интересах обеспечения глобальной стабильности. Вопросы принятия антикризисных мер и реформирования мировой финансовой системы обсуждались на последних трех саммитах «большой двадцатки»: Вашингтонском (проходившем в ноябре 2008 года), Лондонском (апрель 2009 года) и Питтсбургском (сентябрь 2009 года).
Уже на Вашингтонском саммите были обозначены следующие ключевые направления предполагаемых реформ:
1. Усиление прозрачности сектора финансового посредничества. В частности, в качестве первоочередных определены меры по корректировке стандартов бухгалтерской отчетности в отношении фондовых инструментов и секьюритизированных активов.
Совершенствование системы надзора за финансовым сектором. Ключевыми направлениями здесь должны стать переход к контрциклическому регулированию финансовой сферы (в частности, учет фазы экономического цикла при определении требований к достаточности капитала в рамках практики формирования провизии), усиление требований к качеству риск-менеджмента в финансовых институтах, а также создание нового режима для деятельности рейтинговых агентств.
2. Соблюдение принципов честного ведения бизнеса в финансовой сфере. С позиции регуляторов исключительно важным для текущих условий является предотвращение случаев манипуляции на финансовых рынках и мошенничества, в том числе, совершаемых в разных юрисдикциях. Усиление международного сотрудничества. От регулирующих органов требовалось усиление контроля за рисками, связанными с трансграничными операциями, а также более пристальное внимание к финансовым институтам, осуществляющим свою деятельность в глобальном масштабе.
3. Реформирование международных финансовых институтов. В условиях кризиса поддержка со стороны международных финансовых институтов должна существенно возрасти, при этом предполагается, что страны с развивающимися рынками будут оказывать все большее влияние на их работу9.
В США были приняты следующие антикризисные программы.
Программа покупки проблемных активов TARP (октябрь 2008)
На конец 2008 года в рамках TARP были проведены следующие программы:
– Программа покупки капитала (CPP), которая направила 250 млрд. долларов на приобретение привилегированных акций банков. Крупнейшими бенефициарами оказались следующие банки: Citigroup, JP Morgan Chase, Wells Fargo (по $25 млрд.), Bank of America ($15 млрд.), Morgan Stanley и Goldman Sachs (по $10млрд).
Привилегированные акции подразумевают выплату 5% годовых в течение первых 5 лет, и 9% после. Акции не имеют срока обращения и могут быть выкуплены через 3 года (или ранее при выполнении определенных условий). Вместе с привилегированными акциями государство приобрело возможность купить обыкновенные акции на сумму не более 15% стоимости привилегированных акций.
– Покупка дополнительно $20 млрд. привилегированных акций банка Citigroup на условиях, схожих с CAP
– Займы машиностроительной отрасли ($18,4 млрд.)
Гарантия по активам банка Citigroup (ноябрь 2008)
Государство объявило, что покроет 90% потерь банка по пулу активов, стоимостью $306 млрд. после того, как банк понесет первые $29 млрд. потерь. $5 млрд. должны будут быть покрыты из средств TARP, $10 млрд. из Фонда Страхования Вкладов, оставшиеся 234 млрд. покроет ФРС.
План финансовой стабильности (обнародован в феврале 2009)
В начале февраля был принят пакет фискальных мер по поддержке экономики США (в рамках которого уже действует программа по решению жилищного вопроса), и обнародован план финансовой стабильности, состоящий из трех пунктов:
1. Стресс-тест всех банков и помощь банкам, испытывающих недостаток капитала (расширение программы CPP)
2. Создание Частно-
3. Расширение кредитной программы TALF
Программа по поддержке капитала CAP (февраль 2009)
CAP представляет собой второй этап рекапитализации банков (после CPP).
Ключевые пункты программы:
– В рамках CAP средства будут, как и на первом этапе, предоставляться в виде привилегированных акций
– Дивиденды установлены на уровне 9% годовых • По желанию банка привилегированные акции могут быть конвертированы в обыкновенные по установленной цене (90% от цены средней цены закрытия в течение 20 дней до 9 февраля 2009)
– Если привилегированные акции не будут конвертированы либо выкуплены, по прошествии 7 лет они будут автоматически конвертированы в обыкновенные
В ходе подачи заявки на участие в программе, банки должны составить план по использованию капитала. В частности, план должен включать увеличение кредитование по сравнению с тем, которое было возможно без участия в программе.
Частно-государственные фонды по выкупу активов PPIP (март 2009)
Средства: $75-100 млрд. капитала из программы TARP, капитал частных инвесторов
Цель: привлечь частных инвесторов и направить $500-1000 млрд. на покупку плохих активов, оставшиеся со времен кредитного бума начала-середины 2000-ых годов
В рамках этой программы будет действовать несколько подпрограмм, направленных на выкуп у банков и воссоздание рынков по торговле следующими двумя типами активов: кредиты и ценные бумаги, обеспеченные активами, выпущенными до 2009 года
Программа по выкупу унаследованных займов
1. Банк определяет портфель
2. FDIC оценивает соотношения покрытия собственными активами банка и заемными активами (максимум: 1-6)
3. FDIC проводит аукцион, актив получает покупатель, назначивший максимальную цену ($84, при соотношении покрытия 1-6 размер необходимого собственного капитала составляет $12)
4. Собственный капитал
5. На оставшуюся сумму
6. FDIC получает комиссию за гарантию и осуществляет мониторинг за деятельностью покупателя.
Выкуп унаследованных ценных бумаг, обеспеченных активами
1. Расширение окна TALF на соответствующие активы
2. Создание партнерских фондов по инвестированию в ценные бумаги, обеспеченные активами, выпущенными до 2009 года.
– На должность управляющих фондами будет проводится конкурс
– Выбранным менеджерам предоставят время на привлечение частного капитала
– Если менеджеры смогут привлечь необходимый капитал, то Казначейство вложит дополнительно столько же средств в капитал фондов, а также может предоставить дополнительный заем
– Предполагается, что управляющий преимущественно будет следовать стратегии длительного инвестирования в активы10
Реформа регулирования финансового сектора (март 2009)