Кризис банковской системы США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности и причины развития кризиса банковской системы США в 2008-2009 гг.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
– установить причины кризиса банковской системы США;
– выявить особенности кризиса банковской системы США;
– рассмотреть последствия кризиса банковской системы США и меры антикризисного характера.

Содержание работы

Введение 3
1. Причины кризиса 5
2. Особенности, характеристика кризиса банковской системы 13
3. Последствия кризиса и меры антикризисного характера 17
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

982 Кризис банковской системы США.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Мягкая денежно-кредитная политика, проводившаяся ФРС США с начала 2000-х годов, стимулировала выдачу банками кредитов.

Среднегодовые темпы прироста банковского  потребительского кредитования в 2003—2007 гг. были на уровне 5%, прирост потребительских  кредитов в III квартале 2007 г. составил 7,2%. Объем выданных ипотечных кредитов возрос с 238 млрд долл. в I квартале 2000 г. до 1199 млрд долл. в III квартале 2003 г. По мере вхождения экономики США в рецессию наметилась тенденция постепенного сокращения объема выданных банковских кредитов. В III квартале 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд. долл. (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика выдачи ипотечных кредитов в США в 1990-2008 гг.

Значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов — в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%. Ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным.

Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич.

2. Особенности, характеристика  кризиса банковской системы

Финансово-экономический кризис начался весной 2007 г. с проблем на ипотечном рынке США, связанных с необеспеченной выдачей большого количества ипотечных кредитов на фоне рекордного роста цен на недвижимость. В условиях тесной взаимосвязи всех сегментов мирового финансового рынка и значительного участия на рынке ипотеки банков и инвестиционных компаний кризис быстро распространился на национальные финансовые рынки.

Кризис привел к нарушению нормального  функционирования основных сегментов  финансового рынка (фондового, кредитного, валютного, страхового), а затем дестабилизировал экономику и привел к масштабному сокращению производства, снижению инновационной составляющей экономики, реальных доходов населения, росту безработицы.

Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию. Национальное бюро экономических исследований США (NBER) — совет ученых-экономистов, считающийся официальным арбитром в определении времени начала и конца рецессий в стране, в декабре 2008 г. объявило, что рецессия в США началась еще год назад — в декабре 2007 г.

Постепенно финансовый кризис в  США начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. По оценкам Банка Англии, суммарные потери от кризиса в экономиках США, Великобритании и ЕС уже составили 2,8 трлн. долл.5

События в экономике США негативно  повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах. На рис. 2 представлена динамика в 2007—2008 гг. одного из основных американских фондовых индексов S&P 500 и фондового индекса для развивающихся рынков MSCI EM, разрабатываемого банком Morgan Stanley (данные на рисунке не отражают внутримесячной динамики индексов).

В результате кризиса практически  во всех промышленно развитых странах  был отмечен рост безработицы  и снижение объемов валового внутреннего  продукта. Соответствующие данные Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Уровень безработицы в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в % к рабочей силе6

 

2006

2007

2008

2009

Март 

Июнь 

Июль 

ОЭСР- всего

6,2

5,7

6,1

7,9

8,5

8,5

G-7

5,8

5,4

5,9

7,6

8,2

8,2

Европейский союз

8,2

7,1

7,0

8,5

8,9

9,0

Еврозона

8,3

7,5

7,6

9,0

9,4

9,5

США

4,6

4,6

5,8

8,5

9,5

9,4

Канада

6,3

6,0

6,1

8,0

8,6

8,6

Япония

4,1

3,9

4,0

4,8

5,4

5,7


 

Таблица 2 – Динамика ВВП в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в % к соответствующему кварталу предыдущего года7

Страны

2008

2009

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1 квартал

2 квартал

ОЭСР-Всего

2,4

1,7

0,5

-2,1

-4,7

-4,6

Европейский союз

2,4

1,7

0,7

-1,6

-4,7

-4,8

Еврозона

2,2

1,5

0,5

-1,7

-4,9

-4,7

G-7

1,9

1,3

0,0

-2,3

-4,7

-4,6

Канада

1,7

0,7

0,3

-1,0

-2,1

н/д

Франция

1,9

1,0

0,1

-1,6

-3,4

-2,6

Германия

2,9

2,0

0,8

-1,8

-6,7

-5,9

Италия

0,4

-0,3

-1,3

-3,0

-6,0

-6,0

Япония

1,5

0,6

0,3

-4,5

-8,3

-6,5

Великобритания

2,5

1,8

0,5

-1,8

-4,9

-5,6

США

2,0

1,6

0,0

-1,9

-3,3

-3,9


 

Как видно из таблицы 2, в странах G-7, особенно в США, наблюдается существенный рост уровня безработицы. Если сравнить уровни снижения ВВП в странах G-7, то наибольший спад отмечается в Японии, Италии, Германии и Великобритании. В США резко упал платежеспособный спрос, основанный на потреблении в долг. Уровень годового объема розничных продаж в США до середины 2008 г. составлял около 340 млрд. долл. Годовой объем розничных продаж за период с июля 2008 г. по июль 2009 г. резко снизился до 300 млрд. долл., или почти на 12%. Располагаемые американскими потребителями активы обесценились более чем на 13 трлн. долл. В условиях неустойчивости банковской системы, разорения десятков мелких, средних и крупных банков сократились возможности получения новых кредитов.

Американские потребители резко  перешли к экономии. В США началась глубокая рецессия. К середине 2009 г. уровень сбережений американских потребителей повысился и составил более 5% дохода после уплаты налогов, что, однако, по-прежнему значительно ниже среднего показателя за послевоенные годы.8

Рисунок 3 – Фондовые индексы США и развивающихся рынков

В 2007 г. фондовые рынки развивающихся  стран росли опережающими темпами  по сравнению с развитыми странами, чему способствовали портфельные инвестиции из ведущих мировых экономик. В 2008 г. массированный приток средств из-за рубежа на развивающиеся рынки прекратился, и динамика фондового индекса для развивающихся стран практически повторяет динамику ведущего американского фондового индекса. За 2008 г. индекс S&P 500 сократился почти на 40%, а индекс MSCI EM — более чем на 50%.

3. Последствия кризиса и меры  антикризисного характера

Для группы 20, включающей в себя министров  финансов и управляющих центральных  банков крупнейших стран мира, развитие кризисных явлений в мировой экономике стало серьезным вызовом, указывающим на необходимость более тесного сотрудничества между странами в интересах обеспечения глобальной стабильности. Вопросы принятия антикризисных мер и реформирования мировой финансовой системы обсуждались на последних трех саммитах «большой двадцатки»: Вашингтонском (проходившем в ноябре 2008 года), Лондонском (апрель 2009 года) и Питтсбургском (сентябрь 2009 года).

Уже на Вашингтонском саммите были обозначены следующие ключевые направления предполагаемых реформ:

1. Усиление прозрачности сектора финансового посредничества. В частности, в качестве первоочередных определены меры по корректировке стандартов бухгалтерской отчетности в отношении фондовых инструментов и секьюритизированных активов.

Совершенствование системы надзора  за финансовым сектором. Ключевыми направлениями здесь должны стать переход к контрциклическому регулированию финансовой сферы (в частности, учет фазы экономического цикла при определении требований к достаточности капитала в рамках практики формирования провизии), усиление требований к качеству риск-менеджмента в финансовых институтах, а также создание нового режима для деятельности рейтинговых агентств.

2. Соблюдение принципов честного ведения бизнеса в финансовой сфере. С позиции регуляторов исключительно важным для текущих условий является предотвращение случаев манипуляции на финансовых рынках и мошенничества, в том числе, совершаемых в разных юрисдикциях. Усиление международного сотрудничества. От регулирующих органов требовалось усиление контроля за рисками, связанными с трансграничными операциями, а также более пристальное внимание к финансовым институтам, осуществляющим свою деятельность в глобальном масштабе.

3. Реформирование международных финансовых институтов. В условиях кризиса поддержка со стороны международных финансовых институтов должна существенно возрасти, при этом предполагается, что страны с развивающимися рынками будут оказывать все большее влияние на их работу9.

В США были приняты следующие антикризисные программы.

Программа покупки проблемных активов TARP (октябрь 2008)

На конец 2008 года в рамках TARP были проведены следующие программы:

– Программа покупки капитала (CPP), которая направила 250 млрд. долларов на приобретение привилегированных акций банков. Крупнейшими бенефициарами оказались следующие банки: Citigroup, JP Morgan Chase, Wells Fargo (по $25 млрд.), Bank of America ($15 млрд.), Morgan Stanley и Goldman Sachs (по $10млрд).

Привилегированные акции подразумевают  выплату 5% годовых в течение первых 5 лет, и 9% после. Акции не имеют срока обращения и могут быть выкуплены через 3 года (или ранее при выполнении определенных условий). Вместе с привилегированными акциями государство приобрело возможность купить обыкновенные акции на сумму не более 15% стоимости привилегированных акций.

– Покупка дополнительно $20 млрд. привилегированных акций банка Citigroup на условиях, схожих с CAP

– Займы машиностроительной отрасли ($18,4 млрд.)

Гарантия по активам  банка Citigroup (ноябрь 2008)

Государство объявило, что покроет 90% потерь банка по пулу активов, стоимостью $306 млрд. после того, как банк понесет первые $29 млрд. потерь. $5 млрд. должны будут быть покрыты из средств TARP, $10 млрд. из Фонда Страхования Вкладов, оставшиеся 234 млрд. покроет ФРС.

План финансовой стабильности (обнародован в феврале 2009)

В начале февраля был принят пакет  фискальных мер по поддержке экономики США (в рамках которого уже действует программа по решению жилищного вопроса), и обнародован план финансовой стабильности, состоящий из трех пунктов:

1. Стресс-тест всех банков и  помощь банкам, испытывающих недостаток капитала (расширение программы CPP)

2. Создание Частно-Государственного  Инвестиционного Фонда для выкупа проблемных активов

3. Расширение кредитной программы TALF

Программа по поддержке  капитала CAP (февраль 2009)

CAP представляет собой второй  этап рекапитализации банков (после  CPP).

Ключевые пункты программы:

– В рамках CAP средства будут, как и на первом этапе, предоставляться в виде привилегированных акций

– Дивиденды установлены на уровне 9% годовых • По желанию банка привилегированные акции могут быть конвертированы в обыкновенные по установленной цене (90% от цены средней цены закрытия в течение 20 дней до 9 февраля 2009)

– Если привилегированные акции не будут конвертированы либо выкуплены, по прошествии 7 лет они будут автоматически конвертированы в обыкновенные

В ходе подачи заявки на участие в  программе, банки должны составить  план по использованию капитала. В частности, план должен включать увеличение кредитование по сравнению с тем, которое было возможно без участия в программе.

Частно-государственные  фонды по выкупу активов PPIP (март 2009)

Средства: $75-100 млрд. капитала из программы TARP, капитал частных инвесторов

Цель: привлечь частных инвесторов и направить $500-1000 млрд. на покупку плохих активов, оставшиеся со времен кредитного бума начала-середины 2000-ых годов

В рамках этой программы будет действовать несколько подпрограмм, направленных на выкуп у банков и воссоздание рынков по торговле следующими двумя типами активов: кредиты и ценные бумаги, обеспеченные активами, выпущенными до 2009 года

Программа по выкупу унаследованных займов

1. Банк определяет портфель кредитов, который он хочет продать ($100)

2. FDIC оценивает соотношения покрытия собственными активами банка и заемными активами (максимум: 1-6)

3. FDIC проводит аукцион, актив  получает покупатель, назначивший максимальную цену ($84, при соотношении покрытия 1-6 размер необходимого собственного капитала составляет $12)

4. Собственный капитал предоставляют  покупатель и FDIC в пропорции 50-50.

5. На оставшуюся сумму покупатель  выпускает долговые обязательства, гарантируемые FDIC

6. FDIC получает комиссию за гарантию  и осуществляет мониторинг за деятельностью покупателя.

Выкуп унаследованных ценных бумаг, обеспеченных активами

1. Расширение окна TALF на соответствующие  активы

2. Создание партнерских фондов  по инвестированию в ценные бумаги, обеспеченные активами, выпущенными до 2009 года.

– На должность управляющих фондами будет проводится конкурс

– Выбранным менеджерам предоставят время на привлечение частного капитала

– Если менеджеры смогут привлечь необходимый капитал, то Казначейство вложит дополнительно столько же средств в капитал фондов, а также может предоставить дополнительный заем

– Предполагается, что управляющий преимущественно будет следовать стратегии длительного инвестирования в активы10

Реформа регулирования финансового сектора (март 2009)

Информация о работе Кризис банковской системы США