Лекции по финансам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:23, курс лекций

Описание работы

Работа содержит материал по 50 вопросам по финансам.

Файлы: 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

1. Социально-экономическая  сущность финансов, их признаки.

 

 

3. Функции  и принципы финансов

  1. Принципы Финансов.
  2. Единства- законодательные правовые базы, денежные, кредитные и налоговые системы. Унификация форм финансовой документации и отчетности.
  3. Сбалансированности – сбалансированность бюджетных и госуд. внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общим объемам доходов формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а так же заемных средств
  4. Принцип целевой направленности – цели государственных финансов привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений, перераспределения ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития секторов национальной экономики.
  5. Принцип диверсификации – каждый участник финансовых отношений д.б. кредитором не одного, а для нескольких заемщиков и наоборот, это позволяет снизить предпринимательский риск.
  6. Принцип  организации во времени – заключается в том, что наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на средне и долгосрочные перспективы.. В РФ на 2006-08 года сверстан среднесрочный финансовый план.   

 

4. Финансовая  политика: содержание, структура и  задачи.

 

Финансовая политика - особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функции.

Финансовая политика состоит из следующих составных  компонентов:

    1. налоговая политика
    2. бюджетная политика
    3. кредитная политика
    4. ценовая политика
    5. таможенная политика
    6. инвестиционная политика
    7. политика в области международных финансов
    8. социальная политика

Выделяют три основных вида финансовой политики:

1. Классическая . Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

2. Регулирующая - обосновывает необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

3. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках  государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития .

Перед финансовой политикой стоят следующие задачи:

    1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных фин. ресурсов.
    2. Установление рационального распределения и использования фин. ресурсов
    3. Организация регулирования и стимулирования эконом и соц. процессов финансовыми методами
    4. Выработка инструментов фин. механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.
    5. Создание эффективной и максимальной деловой системы оперативного управления финансами.

 

5.Управление  финансами: сущность, методы, инструменты.

 

Управление финансами  представляет собой процесс целенаправленного  воздействия с помощью специальных  приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие  им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов  хозяйствования цели и задачи их деятельности.

В управлении финансами  выделяют две группы методов:

    1. Экономические
    2. Административные

1. К экономическим относятся:

- фискальная политика;

- финансовое планирование;

- координация финансовых  ресурсов;

- финансовое регулирование.

Фискальная  политика - это меры со стороны правительственных  органов по изменению порядка  налогообложения и структуры  государственных расходов для воздействия  на экономику  с целью ускорения  экономического роста.

Объектом финансового  планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование фондов денежных средств.

2.К административным методам следует отнести:

- систему амортизационных  отчислений;

- систему финансовых  санкций.

- финансовый  менеджмент.

Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:

  1. Финансовое планирование
  2. Финансовое прогнозирование
  3. Оперативное управление
  4. Финансовый контроль

1. Целью фин. планирования  является обеспечение фин. ресурсами  воспроизводственных процессов  в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.

2. Основной целью фин.  прогнозирования является оценка  предполагаемых объемов фин.ресурсов  для определения предпочтительных  вариантов фин. Обеспечения деятельности  субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3. Оперативное управление  представляет собой процесс разработки  комплекса мер направленных на  достижение максимального эффекта  при минимуме затрат на основе  анализа текущей фин. ситуации  и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.

4. Финансовый контроль  это совокупность действий и  операций, осуществляемых специальными  уполномоченными органами с целью  контроля над соблюдением субъектами  хозяйствования, органами гос. власти  и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и  использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

 

6. Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.

 

Финансовое плпнирование.

Объектами финансового  планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового плана государства.

Планирование характеризуется:

- экстенсивностью (охватывает  широкий круг социально- политических  и экономических явлений)

- интенсивностью (подразумевает  применение совершенной техники)

- эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

- автоматический (данные  этого года переносятся на  следующий с умножением на  коэффициент инфляции);

- статистический (складываются  расходы за предыдущие года  и делится на количество предыдущих лет);

- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться  по новой. Этот метод учитывает  реальные потребности и увязывает  их с возможностями;

Финансовое планирование на уровне государства.

Сводный финансовый баланс государства состоит из доходной и расходной частей.

Коммерческое предприятие.

Финансовый план для  коммерческого предприятия - это  баланс доходов и расходов.

Бюджетное предприятие.

Для бюджетных организаций  финансовый план - это смета.

Главное различие сметы  от баланса в том, что в смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами.

По всем разделам сметы  приводятся плановые и отчетные данные текущего года, которые позволяют  сопоставить их с показателями планируемого года.

Финансовое планирование для органов государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые делятся на доходную и расходную части.

Финансовый контроль.

Объектом контрольной  функции являются финансовые показатели деятельности организаций или предприятий  и в зависимости от субъекта (контролирующего органа) финансовый контроль делится:

-общегосударственный  контроль (вневедомственный). Осуществляют  органы государственной власти  и управления и контролю подлежат  предприятия и организации независимо  от ведомственного подчинения;

-ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они осуществляют проверку финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;

-внутрихозяйственный  финансовый контроль проводится  финансовыми службами предприятий и организаций. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его подразделений;

-общественный финансовый  контроль осуществляется на общественно  -добровольных началах физическими  лицами;

- независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами;

Государственный федеральный  контроль осуществляется высшими органами федерального управления: Государственная  дума Совет Федерации.

 

7. Денежно-  кредитная политика- как составная  часть финансовой политики.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. 

Денежно- кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства. В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе Д.к.п. лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

- политики денежно-кредитной  рестрикции (ограничения кредитных  операций, повышения уровня процентных  ставок, торможения темпов роста  денежной массы в обращении);

- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Основными методами денежно- кредитной политики являются:

- изменение ставки  учетного процента;

- операции на открытом рынке;

- изменение норм обязательных  резервов банков; а также специальные  методы по регулированию отдельных  видов кредита.

Субъектом денежно- кредитной  политики является центральный банк. По закону он выполняет установки  правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права ему даны на основе принципа разделения властей. Правительство не в праве требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.

В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно- кредитную сферу и сопряженные  области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться  в те или иные процессы. Например, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничение динамики кредитования.

Информация о работе Лекции по финансам