Лекции по финансам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:23, курс лекций

Описание работы

Работа содержит материал по 50 вопросам по финансам.

Файлы: 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

 

8. Финансовый  механизм: понятие, типы.

 

Финансовый  механизм- это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финансовый механизм состоит из совокупности организационных  форм финансовых отношений и методов  формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Выделяют два типа финансовых механизмов:

  1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства ( финансы государственных предприятий).

2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.

 

9.Финансовая  система РФ: понятие, структура.

 

Финансовая  система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включены все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Звенья финансовой системы  можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

I  Централизованные финансы:

 1. Государственный бюджет.

Размер и структура  государственного бюджета характеризуют  уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета  пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.п.

Состоит из трех самостоятельных  звеньев:

- федерального бюджета  РФ;

- бюджетов национально-  государственных и административно-  территориальных образований;

- бюджетов муниципальных  образований.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

2. Государственный  кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.

Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства; привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг.

Государственный кредит- это также и внешние займы  государства для покрытия дефицита бюджета.

3. Государственные  внебюджетные фонды предназначены для реализации социальных функций государства. Являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд).

4. Фонды  личного и имущественного страхования  предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая (а также способствуют проведению мероприятий по предупреждению несчастных случаев).

5. Фондовый  рынок- вид финансовых отношений, возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов (ценных бумаг).

Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли  с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств.

II. Децентрализованные финансы.

1. Финансы  коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

2. Финансы  посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов).

3. Финансы  некоммерческих организаций.

III. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

 

    1. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,

принципы.

Бюджетный процесс– деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:

1.Составление проекта  бюджета явл. исключительной прерогативой  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти  субъектов федерации и органов  местного самоуправления.

2. Рассмотрение и утверждение  бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях.

3. Исполнение бюджета  начинается после утверждения в установленном порядке. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета  об исполнении бюджета и его утверждение – одна их форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная палата РФ. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей  готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ.

Деятельность государственных  органов от начала составления проекта  бюджета до утверждения отчета о  его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл.

Основными принципами  бюджетного процесса являются:

  1. принцип правильности исполнения федерального бюджета
  2. принцип полноты и своевременности
  3. принцип финансирования расходов связанных с предоставлением бюджетных ссуд
  4. принцип финансирования расходов по утвержденным обязательствам.

 

12. Государственный бюджет: понятие,  функции и задачи

 

Законодательное определение  бюджета- это форма образования  и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

С юридической, доктринальной  точки зрения, бюджет- с одной  стороны это основной финансовый план образования, распределения и  использования публичных финансов, с другой- он принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона.

Все бюджеты в РФ принимаются  в форме годовых бюджетов –  на один финансовый (бюджетный) год (с 1 января по 31 декабря).

Функции бюджета:

  1. Распределительно- перераспределительная- через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).
  2. Аналитическая- состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества и государства.
  3. Общетеоретическая- назначение бюджета- способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.)
  4. Контрольная- бюджет позволяет осуществить мониторинг и контроль над объемами потребностей и возможностей общества и государства.
  5. Критическая- в процессе бюджетных отношений выявляются недостатки и пробелы в действующем законодательстве и сфере бюджетной деятельности, несоответствие правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом.

К основным задачам бюджета относят:

1. перераспределение  ВВП,

2. государственное регулирование  и стимулирование экономики,

3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства.

4. Контроль за образованием  и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

 

13.Состав и  структура доходов федерального  бюджета РФ.

 

Доходы бюджета –  это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня.

Доходы бюджетов принято  классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования:

  1. Налоговые доходы:
  • Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на прибыль или доход);
  • Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных случаев и т.д.);
  • Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные сборы);
  • Налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и т.д.).

2.  Неналоговые доходы  включают:

  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;
  • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • Иные неналоговые доходы.

Информация о работе Лекции по финансам