Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:23, курс лекций
Работа содержит материал по 50 вопросам по финансам.
Резервный фонд заберет себе львиную долю прежних ресурсов бывшего Стабфонда.
При этом объем Резервного фонда должен быть зафиксирован на уровне 10 процентов от ВВП
План правительства состоит в том, что после наполнения Резервного фонда "до краев", то есть вышеупомянутых 10 процентов, излишек будет уходить в Фонд национального благосостояния. Ранее его называли Фондом будущих поколений, но президент Владимир Путин распорядился данную структуру переименовать. Что и неудивительно - фонд будет работать скорее не на будущие поколения, а на прошлые. Главной его задачей станет финансирование выплат пенсий. Решение об этом назревало давно, так как Пенсионный фонд полностью справиться с выплатами уже не может. А по мере роста количества пенсионеров в стране проблема будет лишь усугубляться.
При этом инвестиции Фонда будущих поколений допущены ровно на тех же основаниях, что и у Резервного фонда. Многочисленные предложения вкладываться в акции иностранных компаний были правительством заблокированы.
Стабилизационный фонд
РФ был создан ещё в 2004 году по инициативе
нынешнего главы Минфина
Для этого Стабфонд поделили на две части: Резервный фонд, размер которого составляет 3, 069 трлн рублей (примерно три четверти средств Стабфонда), и Фонд национального благосостояния в 767,8 млрд. Резервный остается неприкосновенным запасом, каким, фактически, и являлся исчезнувший Стабфонд. Эти средства отложены страной на «крайний случай» – если цены на нефть вдруг обвалятся и федеральный бюджет понесёт серьёзные потери.
А вот Фонд национального состояния пойдёт уже на текущие траты – в основном на софинансирование пенсионных программ и покрытие дефицита пенсионного фонда. Правда, каким образом будут инвестироваться эти средства и кто ими будет управлять, пока не ясно. Этот вопрос Минфин обещает решить только к концу 2008-го. Министерство должно выбрать те финансовые организации, в распоряжение которых передадут «национальное благосостояние» России, только в октябре, а пока роль управляющего органа будет выполнять Центробанк.
Пополнятся фонды будут поочерёдно, причём в этом отношении «национальное благосостояние» оказалось второстепенной величиной по сравнению с Резервным фондом. Дело в том, что последний будет наполняться за счёт «нефтяных» поступлений, и только тогда, когда объём поступивших средств превысит 10% ВВП, разница отправится в Фонд национального благосостояния и далее на выплату пенсий.
21.Государственный долг и причины его возникновения.
Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.
Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.
2. Консолидация внешнего
долга, которая означает
3. Сокращение внешнего
долга путём конверсии –
4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку.
22.
Классификация долговых
муниципальный долг
В БК РФ приводится классификация долговых обязательств, в зависимости от срока их погашения:
- на краткосрочные ( до года)
- среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет)
- долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет)
По форме долговые обязательства делятся на:
-- кредитные соглашения
и договоры, заключенные от имени
РФ с банками, иностранными
государствами международными
-- госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
-- договора и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов других уровней;
-- договоры о предоставлении РФ гарантий;
-- соглашения и договора
о пролонгации и
Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам ( включая начисленные по ним проценты). Государственные займы – основная форма кредита, где государство выступает в качестве должника. Госзаймы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Госдолг РФ полностью обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности РФ и составляющим государственную казну. В соответствии с БК РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими лицами, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Различают внутренний и внешний долг. В состав внутреннего госдолга включаются долговые ценные бумаги. Государственные федеральные ценные бумаги:
-- ГКО ( государственные краткосрочные облигации)
-- ОФЗ (облигации федерального займа)
--ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа)
-- ОВВЗ ( облигации внутреннего
государственного валютного
Внешний долг делится на 2 части:
-- перешедшие «по наследству» от СССР (около 100 млрд. долл.). Это долги по кредитам Парижского клуба, Лондонского клуба, странам СЭВ, по межправительственным соглашениям.
-- задолженность, образовавшаяся
после 1991 года. Это долги по
кредитам МФВ, по
Виды госдолга:
1) капитальный (вся сумма непогашенных долговых обязательств) и
2) текущий (расходы
по выплате доходов кредиторам
и по погашению обязательств,
срок выплаты по которым
Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки , которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет. Муниципальный долг складывается из:
-- основной суммы долга
по муниципальным ценным
-- основного долга по кредитам
-- основного долга
по бюджетным ссудам и
-- объема обязательств по гарантиям.
23. Управление государственным долгом.
Управление государственным долгом должно быть системным и требует специальной стратегической программы.
Под управлением государственным долгом понимается деятельность органов власти РФ по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственным долга ,минимизация в среднесрочной перспективе возникающих при этом расходов федерального бюджета, включая деятельность по оптимизации размера структуры и состава государственным долга ,исключающих необходимость его реструктуризации.
Основные цели управления государственным долгом являются:
- поддержка объема государственным долга на экономически безопасном уровне;
- обеспечение исполнения
обязательств государства в
- оптимизация стоимости обслуживания государственного долга РФ.
Мерами регулирования государственного долга является контроль за его размерами, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др.
Методы регулирования государственного долга:
-обеспечение баланса
между налоговыми и
- определение и использование стабилизационных инструментов с целью управления динамикой долга.
-возможности рефинансирования задолженности государства.
-меры по реструктуризации государственного долга.
- уменьшение расходов
по обслуживанию
- сокращение государственных расходов.
- использование источников
валюты для погашения и
- контроль за заимствованиями на региональном уровне.
- контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.
Реформирование системы управления государственным долгом РФ должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.
Основным результатом реформирования системы управления государственного долга должно явиться улучшение репутации РФ на международных рынках, существенное уменьшения рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, выход России на качественный уровень заимствований и управлением государственным долгом, соответствующим международным критериям.
24.Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и
субъекты.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев Л.И.).
Важнейшими принципами финансового контроля являются:
– независимость;
– гласность;
– превентивность (предупредительный характер);
– действенность;
– регулярность;
– объективность;
– всеохватывающий характер.
Основные задачи фин.контроля:
Органы контроля (субъекты):
Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная Налоговая служба, Федеральная таможенная служба,