Лекции по финансам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:23, курс лекций

Описание работы

Работа содержит материал по 50 вопросам по финансам.

Файлы: 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

20. Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/

 

 

Резервный фонд заберет себе львиную  долю прежних ресурсов бывшего Стабфонда.

При этом объем Резервного фонда  должен быть зафиксирован на уровне 10 процентов от ВВП

План правительства  состоит в том, что после наполнения Резервного фонда "до краев", то есть вышеупомянутых 10 процентов, излишек  будет уходить в Фонд национального  благосостояния. Ранее его называли Фондом будущих поколений, но президент Владимир Путин распорядился данную структуру переименовать. Что и неудивительно - фонд будет работать скорее не на будущие поколения, а на прошлые. Главной его задачей станет финансирование выплат пенсий. Решение об этом назревало давно, так как Пенсионный фонд полностью справиться с выплатами уже не может. А по мере роста количества пенсионеров в стране проблема будет лишь усугубляться.

При этом инвестиции Фонда  будущих поколений допущены ровно  на тех же основаниях, что и у Резервного фонда. Многочисленные предложения вкладываться в акции иностранных компаний были правительством заблокированы.

Стабилизационный фонд РФ был создан ещё в 2004 году по инициативе нынешнего главы Минфина Алексея  Кудрина. В течение трёх лет фонд успел накопить около $157 млрд и, как посчитали в правительстве, со своей задачей справился. Теперь настало время выпустить часть накопленных средств на насущные нужды государства.

Для этого Стабфонд поделили на две части: Резервный фонд, размер которого составляет 3, 069 трлн рублей (примерно три четверти средств Стабфонда), и Фонд национального благосостояния в 767,8 млрд. Резервный остается неприкосновенным запасом, каким, фактически, и являлся исчезнувший Стабфонд. Эти средства отложены страной на «крайний случай» – если цены на нефть вдруг обвалятся и федеральный бюджет понесёт серьёзные потери.

А вот Фонд национального  состояния пойдёт уже на текущие  траты – в основном на софинансирование пенсионных программ и покрытие дефицита пенсионного фонда. Правда, каким образом будут инвестироваться эти средства и кто ими будет управлять, пока не ясно. Этот вопрос Минфин обещает решить только к концу 2008-го. Министерство должно выбрать те финансовые организации, в распоряжение которых передадут «национальное благосостояние» России, только в октябре, а пока роль управляющего органа будет выполнять Центробанк.

Пополнятся фонды будут  поочерёдно, причём в этом отношении  «национальное благосостояние»  оказалось второстепенной величиной  по сравнению с Резервным фондом. Дело в том, что последний будет наполняться за счёт «нефтяных» поступлений, и только тогда, когда объём поступивших средств превысит 10% ВВП, разница отправится в Фонд национального благосостояния и далее на выплату пенсий.

21.Государственный  долг и причины его возникновения.

 

Задолженность правительственных  органов владельцам государственных  ценных бумаг накапливается и  превращается в государственный  долг. Его приходится выплачивать  с процентами. Как правило, из текущих  бюджетных доходов не удается  полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга  ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.

Внутренний долг государства  – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению  доходов внутри страны. Утечки товаров  и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего  долга, которая означает превращение  краткосрочной и среднесрочной  задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее.

3. Сокращение внешнего  долга путём конверсии – превращение  его в долгосрочные иностранные инвестиции.

4. Обращение страны  должника, попавшей в тяжёлое  положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку.

 

 

22. Классификация долговых обязательств. Государственный и 

муниципальный долг

 

В БК РФ приводится классификация долговых обязательств, в зависимости от срока их погашения:

- на краткосрочные  ( до года)

- среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет)

- долгосрочные (свыше  5 лет до 30 лет) 

По форме долговые обязательства делятся на:

-- кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с банками, иностранными  государствами международными финансовыми  организациями;

-- госзаймы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг;

-- договора и соглашения  о получении РФ бюджетных ссуд  и кредитов от бюджетов других  уровней;

-- договоры о предоставлении  РФ гарантий;

-- соглашения и договора  о пролонгации и реструктуризации (прекращение долговых обязательств с заменой этих обязательств другими обязательствами) долговых обязательств прошлых лет.  

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам ( включая начисленные по ним проценты). Государственные займы – основная форма кредита, где государство выступает в качестве должника. Госзаймы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Госдолг РФ полностью обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности РФ и составляющим государственную казну. В соответствии с БК РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими лицами, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Различают внутренний и внешний долг. В состав внутреннего госдолга включаются долговые ценные бумаги. Государственные федеральные ценные бумаги:

-- ГКО ( государственные  краткосрочные облигации)

-- ОФЗ (облигации федерального  займа)

--ОГСЗ (облигации государственного  сберегательного займа) 

-- ОВВЗ ( облигации внутреннего  государственного валютного займа).

Внешний долг делится на 2 части:

-- перешедшие «по наследству»  от СССР (около 100 млрд. долл.). Это  долги по кредитам Парижского  клуба, Лондонского клуба, странам СЭВ, по межправительственным соглашениям.

-- задолженность, образовавшаяся  после 1991 года. Это долги по  кредитам МФВ, по еврооблигациям, по кредитам Всемирного банка,  по товарным и целевым кредитам  иностранных банков и фирм.

Виды госдолга:

1) капитальный (вся  сумма непогашенных долговых  обязательств) и 

2) текущий (расходы  по выплате доходов кредиторам  и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил)

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки , которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет. Муниципальный долг складывается из:

-- основной суммы долга  по муниципальным ценным бумагам

-- основного долга по кредитам

-- основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным  кредитам от бюджетов других  уровней

-- объема обязательств  по гарантиям.  

 

23. Управление государственным   долгом.

 

Управление государственным  долгом должно быть системным и требует специальной стратегической программы.

Под управлением  государственным  долгом  понимается деятельность органов  власти РФ по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения  государственным долга ,минимизация  в среднесрочной  перспективе возникающих при этом расходов  федерального бюджета, включая деятельность  по оптимизации размера структуры и состава государственным долга ,исключающих  необходимость его реструктуризации.

Основные цели управления государственным долгом являются:

- поддержка объема государственным долга на экономически безопасном уровне;

- обеспечение исполнения  обязательств государства в полном  объеме;

- оптимизация стоимости  обслуживания государственного  долга РФ.

Мерами регулирования  государственного долга является контроль за его размерами, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава  и структуры, форм и методов обслуживания и др.

Методы регулирования  государственного долга:

-обеспечение баланса  между налоговыми и неналоговыми  доходами бюджета, эмиссионной деятельностью и размерами государственного долга, его динамикой ,т.е стабилизации и возможности  уменьшения государственного долга, прежде всего внешнего.

- определение и использование  стабилизационных инструментов  с целью управления динамикой долга.

-возможности рефинансирования  задолженности государства.

-меры по реструктуризации  государственного долга.

- уменьшение расходов  по обслуживанию государственного  долга с учетом инфляционного  обесценения основной суммы долга  и затрат на его обслуживание.

- сокращение государственных  расходов.

- использование источников  валюты для погашения и обслуживания  внешней задолженности.

- контроль за заимствованиями  на региональном уровне.

- контроль за заимствованиями  субъектов хозяйствования.

Реформирование системы управления  государственным долгом  РФ должно предусматривать  четкое определение функций органов государственной власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.

Основным результатом  реформирования системы управления государственного долга должно явиться улучшение репутации РФ на международных рынках, существенное уменьшения рисков, связанных с заимствованиями  и управлением государственным долгом, выход России на качественный уровень заимствований и управлением государственным долгом, соответствующим международным критериям.

 

24.Финансовый  контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и 

субъекты.

 

ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев Л.И.).

Важнейшими принципами финансового контроля являются:

– независимость;

– гласность;

– превентивность (предупредительный характер);

– действенность;

– регулярность;

– объективность;

– всеохватывающий характер.

Основные задачи фин.контроля:

  1. Обеспечение фин.безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
  2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств в том числе и перед органами государственной власти и органами самоуправления.
  3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечения их рационального, эффективного, законного использования.
  4. Повышение эффективности финансовой политики государства.

Органы контроля (субъекты):

Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов, Федеральное  казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная Налоговая  служба, Федеральная таможенная служба,

Информация о работе Лекции по финансам