Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:02, курс лекций
1) Финансы как стоимостная категория
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.
Сегодня финансы – это эк общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов
1) Финансы как стоимостная категория
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.
Сегодня финансы – это эк общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.
Финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.
Финансы как субъективный
стоимостный инструмент функционирования
экономических субъектов
Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы, их формирование и использование находят отражение в сводном финансовом балансе РФ. Источниками финансовых ресурсов выступают:
Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Функции финансов отражают формы проявления финансов и их назначение в обществе, их роль в народном хозяйстве.
Формами проявления финансов, как экономической категории, являются процессы:
Содержание первой
функции финансов выражается в распределении
валового внутреннего продукта на различные
денежные фонды. Она отражает процессы
разделения труда между производственными
и непроизводственными сферами
производства, а также выражают отношения
между различными административно-
Содержание второй функции финансов находится в сфере конкретного расходования денежных фондов и наличных денег на определённые цели. Конкретным проявлением этой функции на практике являются составление балансов доходов и расходов, план денежных потоков, создание денежных фондов и др.
Наличие контроля
определяется необходимостью создания
и использования системы
3)Понятие финансовой системы
Финансовая система – это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:
Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.
Гос финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Гос финансы включают в себя гос бюджет и гос внебюджетные фонды.
Гос внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Финансы юр лиц – это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.
Финансы физ лиц (частные финансы) - это финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица.
Частные финансы формируются за счет следующих источников:
Виды денежных расходов физических лиц:
Из расходов семейного бюджета создается финансовый портфель – совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи.
4)Содержание и задачи финансовой политики
Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса ее реализации.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
Задачи финансовой политики направлены:
5)Типы финансовой политики
Выделяют три основных типа финансовой политики: 1)классическая; 2)регулирующая; 3)планово-директивная.
До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.
Переход к регулирующей финансовой
политике в западных странах осуществлялся
в конце 20-х гг. прошлого столетия,
когда обострился весь комплекс экономических,
политических и социальных проблем
большинства государств. В ее основу
вначале была положена экономическая
теория Дж. Кейнса и его последователей.
Финансовая политика наряду с ее традиционными
задачами стала преследовать цель использовать
финансовый механизм для регулирования
экономики и социальных отношений
в целях обеспечения полной занятости
населения. Основными инструментами
вмешательства в экономику
В 70-е гг. в основу финансовой
политики была положена неоконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим
направлением экономической теории.
Эта разновидность финансовой политики
ограничивает вмешательство государства
в экономику и социальную область.
Регулирование экономики
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами
осуществлялось из единого центра –
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования
финансового механизма в
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Вид организации
финансовых отношений является исходным,
первичным элементом