Лекции по "Финансы и кредит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:02, курс лекций

Описание работы

1) Финансы как стоимостная категория
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.
Сегодня финансы – это эк общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 138.68 Кб (Скачать файл)

 

1) Финансы как стоимостная категория

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это эк общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Финансы непосредственно  связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования  финансов. Финансы выступают в  денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при  их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые  на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными  фондами, а денежные фонды, создаваемые  на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений  по поводу процессов формирования и  использования денежных фондов.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой  совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где  создается новая стоимость и  возникают ВВП и НД. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит  от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы, их формирование и использование  находят отражение в сводном  финансовом балансе РФ. Источниками  финансовых ресурсов выступают:

  • на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;
  • на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;
  • на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

2)ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Функции финансов отражают формы проявления финансов и их назначение в обществе, их роль в народном хозяйстве.

Формами проявления финансов, как экономической категории, являются процессы:

  • образования денежных фондов;
  • поступление наличных денег;
  • расходование денежных фондов;
  • использование наличных денег.
  • Финансы выполняют три функции:
  • формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств;
  • использование денежных фондов и наличных денежных средств;
  • контроль.

Содержание первой функции финансов выражается в распределении  валового внутреннего продукта на различные  денежные фонды. Она отражает процессы разделения труда между производственными  и непроизводственными сферами  производства, а также выражают отношения  между различными административно-территориальными образованиями и т. д.

Содержание второй функции финансов находится в  сфере конкретного расходования денежных фондов и наличных денег  на определённые цели. Конкретным проявлением  этой функции на практике являются составление балансов доходов и  расходов, план денежных потоков, создание денежных фондов и др.

Наличие контроля определяется необходимостью создания и использования системы финансового  контроля над соблюдением стоимостных  пропорций в процессе формирования и расходования денежных фондов и  наличных денежных средств.

3)Понятие финансовой  системы

Финансовая система – это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:

  • государственные финансы;
  • финансы юридических и физических лиц.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.

Гос финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Гос финансы включают в себя гос бюджет и гос внебюджетные фонды.

Гос внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы юр лиц – это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансы физ лиц (частные финансы) - это финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица.

Частные финансы формируются  за счет следующих источников:

  • заработная плата;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;
  • доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

Виды денежных расходов физических лиц:

  1. Налоги (налог на доходы физ лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.).
  2. Потребительские расходы (расходы на приобретение повседневных товаров и товаров длительного пользования).
  3. Сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.).
  4. Накопления (покупка ювелир. изделий, антиквариата, произведений искусств и др.)

Из расходов семейного  бюджета создается финансовый портфель – совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи.

4)Содержание и задачи финансовой политики

Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса ее реализации.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

  1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
  2. создание адекватного финансового механизма;
  3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики направлены:

  1. на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

5)Типы финансовой  политики

Выделяют три основных типа финансовой политики: 1)классическая; 2)регулирующая; 3)планово-директивная.

До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был  классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Риккардо. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах осуществлялся  в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем  большинства государств. В ее основу вначале была положена экономическая  теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными  задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости  населения. Основными инструментами  вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает  несколько самостоятельных специализированных органов.

В 70-е гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства  в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в  этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов  и уменьшения степени прогрессивности  обложения.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства  для их последующего перераспределения  в соответствии с основными направлениями  государственного плана.

Основной задачей финансового  механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось  у государственных предприятий, населения и органов местной  власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра –  Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве.

6)Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Реализация целей  и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных  приемов организации финансовых отношений на централизованном и  децентрализованном уровнях, которые  в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и  задач финансовой политики или финансового  механизма.

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации  финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового  механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих  финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом  распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в  рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и  муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты  органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты  государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых  платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых  поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, проценты по бюджетным  кредитам, суммы пени и штрафов  за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных  средств используются конкретные виды бюджетных расходов - на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций - доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"