Лекции по "Финансы и кредит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:02, курс лекций

Описание работы

1) Финансы как стоимостная категория
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.
Сегодня финансы – это эк общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 138.68 Кб (Скачать файл)

Под формой организации  финансовых отношений понимается внешний  порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения  и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных  отношений используются различные  формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации  финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического  осуществления операций, связанных  с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
  2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
  3. налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
  4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Методы практического  осуществления операций, непосредственно  связанных с формированием и  использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать  в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Способы количественного  определения параметров финансового  механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого  вида финансовых ресурсов в фондовой и не фондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового  механизма происходит путем изменения  соответствующих норм финансового  права, в которых установлены  четкие правила функционирования каждого  структурного элемента финансового  механизма. Таким образом, перестройка  финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального  развития государства обязательно  регламентируется соответствующими нормативно-правовыми  документами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью  их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых  обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов  хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций  и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных  и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных  внебюджетных фондов).

Внутри каждого  их перечисленных звеньев финансового  механизма используются разнообразные  критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных  отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в  федеральный, региональные и местные  бюджеты; механизм расходования бюджетных  средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения  и перераспределения денежных средств.

В соответствии с  государственным устройством РФ в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ  и Налоговым кодексом РФ.

По воздействию  на общественное производство в составе  финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования  финансовых ресурсов, механизм финансового  регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого  из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной  деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие  отдельных элементов финансового  механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих  отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих  элементов финансового механизма  в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его  количественного и качественного  воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное  воздействие финансового механизма  выражается через объем и пропорции  мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами  и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения  объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных  закупок, объемов финансирования организаций  и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие  на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический  потенциал.

Качественное воздействие  финансового механизма связано  с использованием таких методов  формирования и направлений использования  финансовых ресурсов, форм организации  финансовых отношений, которые позволяют  их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К  таким элементам финансового  механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного  размера бюджетного дефицита, предельного  объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных  кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных  финансовых санкций и прочие формы  и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого  финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным  функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности  функционирования финансового механизма  являются:

  • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных  требований и подходов к организации  и функционированию финансового  механизма является залогом его  успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.

7)Общее понятие об управлении финансами. Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных этим обществом.

В системе управления финансами  выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами - финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих фондов.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

  • между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
  • между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
  • внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами  можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует  выделить следующие объекты финансового  управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов  и местные финансы.

Субъектами управления финансами  являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям  финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации  и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные  хозяйствующие субъекты создают  специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших  организациях функции по управлению финансами входят в должностные  обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"