Под формой организации
финансовых отношений понимается внешний
порядок их организации, т. е. установление
механизма аккумуляции, перераспределения
и использования финансовых ресурсов
и условий его реализации на практике.
В ходе организации бюджетных
отношений используются различные
формы расходов бюджетов, формы поступления
средств в процессе межбюджетного распределения
и перераспределения финансовых ресурсов
(отчисления от регулирующих доходов,
дотации, субвенции и др.). При формировании
налоговых доходов бюджета в порядок их
образования будут включаться регламентируемые
нормами налогового права источник уплаты
налога и налоговая база, процентные ставки,
система налоговых льгот и санкций, а также
порядок уплаты налога. На микроуровне
используются различные формы финансового
обеспечения воспроизводственного процесса:
самофинансирование, кредитование и государственное
финансирование.
Методами организации
финансовых отношений в финансовой
науке называются способы формирования
финансовых ресурсов и практического
осуществления операций, связанных
с финансами. Можно выделить четыре
основных метода формирования финансовых
ресурсов:
- финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
- метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
- налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
- страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Методы практического
осуществления операций, непосредственно
связанных с формированием и
использованием финансовых ресурсов,
которые также входят в состав
финансового механизма, можно рассматривать
в разрезе отдельных функциональных
элементов управления финансами (методы
финансового планирования и прогнозирования,
методы оперативного управления финансами,
методы финансового контроля).
Способы количественного
определения параметров финансового
механизма, имеющих мерные характеристики
(налоговые ставки, объем каждого
вида финансовых ресурсов в фондовой
и не фондовой форме, объем бюджетных
ассигнований и прочие количественные
параметры), являются наиболее мобильной
частью финансового механизма. К способам
количественного определения параметров
финансового механизма относятся способы
исчисления бюджетных доходов, способы
определения необходимого объема финансовой
помощи соответствующим бюджетам, способы
начисления амортизации и т.п. Необходимость
их постоянного изменения и совершенствования
диктуется переменой государственного
устройства, состава финансовых полномочий
на соответствующем уровне управления,
методов хозяйствования, условий экономического
и социального развития государства и
прочими факторами. Такие изменения, как
правило, обусловлены целями и задачами
финансовой политики государства на современном
этапе.
Финансовый механизм
является инструментом осуществления
финансовой политики государства, регионов
и муниципальных образований. Используя
различные элементы финансового
механизма, органы власти стремятся
обеспечить реализацию целей финансовой
политики, решение ее стратегических
и тактических задач. При этом
корректировка элементов финансового
механизма происходит путем изменения
соответствующих норм финансового
права, в которых установлены
четкие правила функционирования каждого
структурного элемента финансового
механизма. Таким образом, перестройка
финансового механизма в соответствии
с ходом экономического и социального
развития государства обязательно
регламентируется соответствующими нормативно-правовыми
документами.
Финансовый механизм
включает множество взаимосвязанных,
соединенных между собой элементов,
соответствующих разнообразию финансовых
отношений в обществе. С целью
их упорядочения, структурирования, приведения
в определенную систему финансовый
механизм принято классифицировать
по различным признакам.
В зависимости от
состава сфер и звеньев финансовой
системы, функционирование которых
обеспечивает финансовый механизм, он
включает финансовый механизм субъектов
хозяйствования (в его состав входят
финансовый механизм коммерческих организаций,
финансовый механизм некоммерческих организаций
и финансовый механизм предпринимателей
индивидуальных) и механизм государственных
и муниципальных финансов (включает
бюджетный механизм и финансовый
механизм функционирования государственных
внебюджетных фондов).
Внутри каждого
их перечисленных звеньев финансового
механизма используются разнообразные
критерии его дальнейшего деления.
Так, например, в бюджетном механизме,
в зависимости от экономического
содержания разных групп бюджетных
отношений, выделяют три звена: механизм
мобилизации денежных средств в
федеральный, региональные и местные
бюджеты; механизм расходования бюджетных
средств путем их предоставления
юридическим и физическим лицам;
механизм межбюджетного распределения
и перераспределения денежных средств.
В соответствии с
государственным устройством РФ в финансовом
механизме выделяют три звена: финансовый
механизм Российской Федерации, финансовый
механизм субъектов РФ и финансовый механизм
органов местного самоуправления. Такое
деление обусловлено компетенцией органов
государственной власти и органов местного
самоуправления в области регулирования
финансовых отношений, регламентируемой
Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ
и Налоговым кодексом РФ.
По воздействию
на общественное производство в составе
финансового механизма выделяют
следующие функциональные звенья: механизм
мобилизации и использования
финансовых ресурсов, механизм финансового
регулирования общественного производства,
механизм финансового стимулирования
общественного производства.
В составе каждого
из перечисленных механизмов используются
различные источники формирования
и методы мобилизации финансовых
ресурсов, их состав, методы распределения,
формы расходования финансовых ресурсов,
принципы организации финансово-хозяйственной
деятельности и построения финансовых
отношений. Учитывая эти особенности,
можно регулировать воздействие
отдельных элементов финансового
механизма на общественное производство
и его конкретные сферы, инициировать
ускорение развития соответствующих
отраслей экономики, видов деятельности,
добиваясь в конечном итоге реализации
целей и задач финансовой политики.
Изменение соответствующих
элементов финансового механизма
в зависимости от условий экономического
и социального развития общества
предопределяет возможности его
количественного и качественного
воздействия на экономику и социальную
сферу.
Количественное
воздействие финансового механизма
выражается через объем и пропорции
мобилизации субъектами хозяйствования
и органами власти финансовых ресурсов
и их распределения между сферами
и звеньями финансовой системы государства.
В зависимости от изменений соотношения
объема финансовых ресурсов на централизованном
и децентрализованном уровнях, величины
налоговых поступлений в бюджет
соответствующего уровня, размера государственных
закупок, объемов финансирования организаций
и отраслей экономики регулируется
развитие экономики и деятельность
ее субъектов, осуществляется воздействие
на общественное производство, социально-культурное
развитие общества, его научно-технический
потенциал.
Качественное воздействие
финансового механизма связано
с использованием таких методов
формирования и направлений использования
финансовых ресурсов, форм организации
финансовых отношений, которые позволяют
их рассматривать в качестве стимулов
развития как отдельного субъекта хозяйствования,
так и экономики в целом. К
таким элементам финансового
механизма можно отнести снижение
налоговых ставок, условия предоставления
налоговых льгот, установление предельного
размера бюджетного дефицита, предельного
объема государственного долга РФ,
субъектов РФ и муниципального долга,
условия предоставления бюджетных
кредитов организациям различных организационно-правовых
форм, порядок применения различных
финансовых санкций и прочие формы
и методы организации финансовых
отношений стимулирующего характера.
Эффективность используемого
финансового механизма определяется
взаимосвязанным, согласованным, комплексным
функционированием всех его элементов.
Основными условиями эффективности
функционирования финансового механизма
являются:
- объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
- соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
- связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
- взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
Соблюдение указанных
требований и подходов к организации
и функционированию финансового
механизма является залогом его
успешного использования в ходе
управления финансами на централизованном
и децентрализованном уровнях.
7)Общее понятие об
управлении финансами. Управление государственными
финансами можно определить как использование
государственными органами политической
и экономической власти от имени общества
и над обществом для управления финансовыми
ресурсами в целях, необходимых и признанных
этим обществом.
В системе управления финансами
выделяют объект и субъект
управления. Объектами управления
являются группы финансовых отношений,
а субъектами -
финансовые органы управления. Подавляющее
большинство авторов относит к финансовым
отношения хозяйствующих субъектов и
населения с государственными и местными
органами власти по поводу уплаты обязательных
платежей в бюджеты и внебюджетные фонды
и выделения средств из этих фондов.
К объектам финансового управления
также можно отнести взаимоотношения:
- между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
- между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
- внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
Объекты управления финансами
можно классифицировать также по
звеньям финансовой системы Российской
Федерации. По этому признаку следует
выделить следующие объекты финансового
управления: государственные финансы,
финансы хозяйствующих субъектов
и местные финансы.
Субъектами управления финансами
являются законодательные и исполнительные
органы власти и управления в соответствии
с компетенцией в финансовой сфере.
Их правомерно классифицировать по звеньям
финансовой системы. Так, текущее управление
государственными финансами осуществляют
Министерство финансов Российской Федерации
и его территориальные органы.
Управление местными финансами осуществляют
финансовые органы муниципалитетов. Крупные
хозяйствующие субъекты создают
специализированные органы управления
финансами (департаменты финансов, финансовые
управления или отделы), в небольших
организациях функции по управлению
финансами входят в должностные
обязанности экономистов, в основном
главных бухгалтеров.