Лекции по "Финансы и кредит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 17:21, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов и их роль в системе денежных отношений.
ВОПРОСЫ:
Финансы, как стоимостная категория. Признаки финансов.
Функции финансов.
Финансовые ресурсы.
Финансовая система.

Файлы: 1 файл

финансы и кредит 3 курс.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА№1.

Сущность  финансов и их роль в системе денежных отношений.

ВОПРОСЫ:

  1. Финансы, как стоимостная категория. Признаки финансов.
  2. Функции финансов.
  3. Финансовые ресурсы.
  4. Финансовая система.

ВОПРОС №1.

    Финансы, как стоимостная  категория. Признаки финансов.

   Наука о финансах – это учение об экономических отношениях опосредованных оборотом денег.

   Финансы возникли в условиях регулярного  товарно-денежного обращения, в связи  с развитием государства и  его потребности в ресурсах.

   Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства.

   Причины возникновения – наличие государства.

Возникновение государства привело к необходимости  выделения из экономических отношений  новых отношений, связанных с  формированием ресурсов государства  и их использованием для выполнения своих функций.

Но появление  финансов не результат деятельности государства, они обусловлены потребностями общества.

   Условие возникновения – товарно-денежные отношения.

Финансы возникают  тогда, когда в результате производства товаров и их реализации образуются доходы и накопления, принимающие  форму финансовых ресурсов.

   Признаки:

  1. Денежный характер – финансы всегда имеют денежную форму выражения (по происхождению – это денежные отношения).

    Но финансы  опосредуют неэквивалентное денежное движение, то есть движение денег не сопровождается встречным движением  товаров и услуг.

  1. Распределительный характер.

    Финансы служат инструментом распределение национального  дохода.

  1. Фондовый характер.

    Распределение осуществляется по средствам формирования денежных  центральных и децентрализованных фондов целевого назначения.

    В отношении  централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечить свои доходы через систему налогов и сборов.

    В отношении  децентрализованных фондов государственное  регулирование выражается косвенно.

    4.  Признак императивности.

    Обязательным  участником финансовых отношений выступает  государство. 

    ВОПРОС №2.

        Функции финансов.

             ФУНКЦИИ

     

      

          распределительная контрольная

   Они осуществляются финансами одновременно, то есть каждая финансовая операция означает распределение  общественного продукта и национального дохода плюс контроль за этим распределением.

   Распределительная функция обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства, проявляется в распределении созданной стоимости между участниками производства или работниками и организациями.

   1. на  этой основе формируются основные  или первичные доходы. Этот этап  распределения обеспечивает продолжение  воспроизводства на отдельном  предприятии, но его недостаточно  для обеспечения общественного  воспроизводства.

   2. распределительная функция выражается в перераспределении части национального дохода между первичными собственниками и государством с целью формирования фонда необходимого для финансирования непроизводственной сферы и приоритетных отраслей.

В результате перераспределения образуются вторичные доходы, уровень которых зависит от прапорции первичного распределения и объёма перераспределяемой части.

     Контрольная функция обеспечивает соблюдение финансового законодательства, то есть правильности формирования фондов у всех хозяйствующих субъектов и государства, их целевого использования.

Органы финансового  контроля в РФ:

  1. Счётная палата (высший орган финансового контроля), подчиняется Федеральному Собранию.
  2. Федеральное Казначейство (функция: кассовое использование Федерального бюджета).
  3. Департамента:

    - Финансового  контроля и аудита

    - страхового  надзора

    4.  Министерство по налогам и сборам.

    5. Государственный таможенный комитет.

    Финансовый  управляющий высший орган:

                      Федеральное Собрание

      

      Совет Федерации Государственная Дума

      Важное место в управлении финансами занимает Президент РФ, далее Правительство РФ, следовательно, ведение в стране финансовой, валютной и денежно-кредитной политики. 

ВОПРОС №3.

      Финансовые  ресурсы.

      Они являются материальными носителями финансовых отношений.

      Финансовые  ресурсы – это доходы и накопления хозяйствующих субъектов и государства, которые используются на цели расширенного производства и на удовлетворение иных потребностей.

      Если  предприятие сработало без прибыли, то предприятие не вступит в финансовые отношения.

      Формирование  и использование финансовых ресурсов осуществляется на 2 уровнях.

1 уровень. ГОСУДАРСТВО (центральное). Источники:

- Национальный  доход;

- Доходы от  внешнеэкономической деятельности;

- частично финансовые  ресурсы могут формироваться за счёт Национального Богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот при ЧС.

2.уровень. ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ (децентрализованные). Источники:

- собственные  средства (прибыль);

- амортизационные  средства;

- уставной капитал.

      На  централизованном уровне, как правило, формирование и использование происходит в фондовой форме, на децентрализованной, как в фондовой, так и в не фондовой.

ВОПРОС №4.

Финансовая  система.

Её можно рассматривать  в 2 смыслах:

- широком – это совокупность приёмов и методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

- узком –это совокупность финансовых учреждений и организаций, осуществляющих формирование, распределение и использование финансовых ресурсов.

  Финансовая  система 

    Финансы организаций Финансы стра- Государственные и

          хования муниципальные финансы 

  1. финансы организаций – финансы коммерческих и некоммерческих организаций
  2. страховые финансы – личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование.
  3. Государственные и муниципальные финансы – бюджет, внебюджетные фонды государственного и муниципального кредитования, финансы государственных муниципальных и унитарных предприятий.

    Признаки  различий:

  1. по функциональному назначению:

    а) обеспечение  непрерывного воспроизводственного процесса, формирует национальный доход.

    б) осуществляет выплаты страхового возмещения при  наступлении страхового случая.

    в) служат для  удовлетворения общественных и государственных  потребностей.

2)  по способам формирования финансовых ресурсов.

    а) это зависит от организационно-правовой формы и вида деятельности предприятия.

    б) финансовые ресурсы за счёт правовых взносов.

    в) источником являются налоги, займы, денежная эмиссия, доходы от внешнеэкономической деятельности.

    3)  по методам управления:

    а) управление зависит от организационно-правовой формы и вида деятельности предприятия.

    б) орган управления – департамент страхового надзора.

    в) Орган управления – Федеральное Собрание и Финансовая Палата.

    Государственные и муниципальные  финансы:

  1. федеральные финансы;
  2. финансы субъектов федерации;
  3. местные и муниципальные финансы.

Все 3 элемента включают:

- бюджет;

- внебюджетные  фонды;

- государственный  муниципальный кредит;

- финансы государственных  муниципальных унитарных предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА  №2.

Финансы хозяйствующих субъектов.

    ВОПРОСЫ:

  1. Особенности финансов коммерческих организаций (КО).
  2. Особенности финансов некоммерческих организаций (НКО). Планирование НКО.
  3. Финансовые аспекты формирования и использования основных и оборотных средств организаций.
  4. Сущность и значение прибыли. Факторы, влияющие на прибыль.
 

    Билет 15Вопрос . Особенности финансов коммерческих организаций (КО).

      КО – это юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

      Действует на 3 принципах:

  1. принцип самоокупаемости, т.е. все затраты организации должны полностью возмещаться за счёт выручки от реализации.
  2. принцип самофинансирования, т.е. собственные источники должны обеспечивать потребности КО по воспроизводству полностью, либо частично. С привлечением заёмных средств.
  3. самоконтроль, т.е. в КО должен быть контроль за финансовыми ресурсами.

Особенности:

  1. финансы КО являются исходной базой всей финансовой системы, т.к. произведённые им товары, работы либо услуги формирует национальный доход.
  2. только они обслуживают процесс первичного распределения и обеспечивают формирование первичных доходов и накоплений.
  3. финансы КО обеспечивают непрерывность производственного процесса.
  4. финансы КО опосредуют (сопровождают) процесс расширенного воспроизводства путём образования фондов, предназначенных для финансирования капитальных вложений научных исследований.
  5. управление финансов в КО осуществляют собственники или уполномоченные лица, а государство лишь косвенно воздействует на управление.
 

    Билет№19     ВОПРОС №2. Особенности финансов некоммерческих организаций (НКО). Планирование НКО.

   Основной  закон, регулирующий действия в данных организаций называются «О некоммерческих организациях. Реквизиты №7 Фз от 12.01.96г. в редакции от 08.07.99г.»

   НКО – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"