Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 21:18, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена вопросу, касающемуся малого бизнеса и государственной поддержке его развития. Данная тема, является актуальной, а также важной для изучения и понимания любому экономисту. Для обоснования этой точки зрения приведем несколько весомых аргументов. Во-первых, малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес способствует сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры ,развитию здоровой конкурентной среды экономики, формированию диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг.
Введение
1.Сущность малого бизнеса …………….……………………………………...5
1.1.Понятие и субъекты малого бизнеса………………………………………. 5
1.2.Роль малого бизнеса в современной экономике……………………………8
2.Малый бизнес в России……………………………………………………….11
2.1.История развития российского малого бизнеса ………………………….11
2.2.Малый бизнес в России сегодня, его преимущества и недостатки………13
3.Государственная поддержка развития малого бизнеса…………………..…17
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России …………. 17
3.2. Перспективы развития малого предпринимательства в России………...22
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………..27
В-четвертых, малый бизнес играет социально-экономическую роль. Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.
Из этого
всего можно сделать вывод,
что малый бизнес является
не только звеном в
2.Малый бизнес в России
2.1.История развития российского малого бизнеса
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур. В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах. Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в том числе и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. При поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию. Именно этот период (1992-93 гг.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д. Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения. Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля. После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.9
Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
2.2.Малый бизнес в России сегодня, его преимущества и недостатки
До сих пор
считается, что в России малый бизнес фактически
пребывает в состоянии стагнации. Якобы
с 2000 года число предприятий малого и среднего
бизнеса сокращается, и только лишь ежегодный
темп прироста численности индивидуальных
предпринимателей создает некую видимость
роста. Начало реформ 90-х годов в России
ознаменовалось большим притоком людей
в малый бизнес. Достаточно сказать, что
к 1995 году почти 60% всех российских частных
предприятий были малыми. Последовавший
после этого кризис 1998 года, однако, пришелся
тяжелым ударом по малому бизнесу. Лишь
к началу 2000 года число малых предприятий
вновь составило 891 000, приблизившись к
отметке 1994 года (общее число постоянно
работающих на малых предприятиях на тот
момент равнялось 10% от общего числа работающих
в российских организациях).До настоящего
времени сохраняется неравномерность
распределения малых предприятий на территории
России. Так, около 30% всех действующих
фирм расположены в центральном районе.
Среди городов сохраняют лидерство Москва
и Санкт-Петербург. В них сосредоточено
соответственно 20% и 12% всех российских
малых предприятий. Структура сферы малого
бизнеса за последние годы не изменилась.
По-прежнему лидируют торговля и общепит
–32 % предприятий,14% фирм занято в строительстве,
19% предприятий предоставляют услуги,
недвижимость, незначительна доля сельскохозяйственных
компаний - около 2%.Остальные 33 % предприятий
приходятся на здравоохранение ,образование,
транспорт и д.р.В целом уровень развития
малого предпринимательств в России, по
сравнению с той же Европой, невелик. Так,
на 1000 россиян приходится в среднем лишь
6 малых предприятий (20 в Москве и 23 в Санкт-Петербурге)
тогда как в странах - членах ЕС не менее
30.10
Малый бизнес — это то, что будет
иметь смысл всегда, так как людям нужны
услуги, штучные товары, питание, развлечения
и многое другое. Развитие малого бизнеса
— важная проблема, которая актуальна
в любом государстве, в России же его становление
имеет свои особенности и сложности, но
и преимущества. Итак, рассмотрим основные
проблемы малого бизнеса. Очень часто
проблема выражается в недостатке средств
для открытия собственного дела, что в
свою очередь, является следствием следующих
факторов.
Во-первых, инвестирование в
малый бизнес всегда затруднено.
Как бы ни поддерживало государство его
развитие, какие бы программы ни принимались,
структуры, которые имеют средства, скорее,
станут их вкладывать в лидеров рынка.
Кстати, криминализация малого бизнеса
отчасти связана именно с отсутствием
интереса к малому бизнесу со стороны
серьезных инвесторов.
Во-вторых, кредиты также малодоступны.
Поскольку у начинающих бизнесменов, как
правило, отсутствует имущество, которым
можно эти кредиты обеспечить, и банки
неохотно идут на подобное кредитование малого бизнеса даже в рамках различных программ.
Также лизинг или приобретение дорогого
оборудования в кредит тоже затруднены.
Причем по этим же причинам, да и первые
взносы достаточно высоки для большинства
начинающих предпринимателей. 11
Очевидно, что ситуация для начинающего предпринимателя сложная, но небезвыходная. В противном случае, малый бизнес России стоял бы на месте и не развивался. Итак, рассмотрим основные преимущества малого бизнеса.
Во-первых, это близость к клиенту. В отличие от крупных компаний, в малом бизнесе практически все находятся на «линии огня» — в повседневном общении с клиентами. Это позволяет им быстрее и более гибко реагировать на запросы клиентов, и, как результат, предпочтение нередко отдается их товарам и услугам. И это несмотря на то, что их продукты бывают дороже и ниже по качеству.
Во-вторых, это способность постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно изыскивать новые возможности снижении расходов препятствуют бюрократизации и стагнации.
В-третьих, наличие низких накладных расходов. Установлено, что в традиционной организации по мере ее расширения объем решаемых управленческих задач растет в геометрической прогрессии и соответственно имеет место рост удельных накладных расходов на постоянно увеличивающийся управленческий аппарат. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.
В-четвертых, возможность использования «малых ниш». По мере насыщения рынков сбыта возрастает важность открытия новых товарных ниш. В отличие от крупных компаний, руководствующихся идеей масштабности бизнеса, их мелкие конкуренты не упускают возможности вхождения в подобные микрониши. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, они нередко добиваются расширения данной ниши, которая со временем может стать новым, крупным источником дохода.
В-пятых, наличие инновационного потенциала. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес-среде, в технологии и предпочтениях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, готовые постоянно идти на риск ради движения вперед.
И последнее преимущество выражается в возможности объединять усилия, чтобы противостоять крупным конкурентам. Мелкие компании идут на объединение усилий (краткосрочное или долгосрочное) и создание различного рода альянсов, сетей и т.д12
3.Государственная поддержка развития малого бизнеса
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России
Государственная поддержка
малого предпринимательства
- формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого
предпринимательства;
-создание льготных условий
использования субъектами
-установление упрощенного
порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства,
- поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая
В настоящее время
В России существуют различные
организационные формы
Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития