Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена вопросу, касающемуся малого бизнеса и государственной поддержке его развития. Данная тема, является актуальной, а также важной для изучения и понимания любому экономисту. Для обоснования этой точки зрения приведем несколько весомых аргументов. Во-первых, малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес способствует сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры ,развитию здоровой конкурентной среды экономики, формированию диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг.

Содержание работы

Введение

1.Сущность малого бизнеса …………….……………………………………...5
1.1.Понятие и субъекты малого бизнеса………………………………………. 5
1.2.Роль малого бизнеса в современной экономике……………………………8
2.Малый бизнес в России……………………………………………………….11
2.1.История развития российского малого бизнеса ………………………….11
2.2.Малый бизнес в России сегодня, его преимущества и недостатки………13
3.Государственная поддержка развития малого бизнеса…………………..…17
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России …………. 17
3.2. Перспективы развития малого предпринимательства в России………...22

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

Предприятия малого бизнеса  нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в  льготном банковском кредите и в  другой помощи. Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам. Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.Сейчас малый бизнес  развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.                                                                                                                

В связи с кризисом 2008 года государство также активно проводило политику поддержки малого бизнеса. Итоги этой политики достаточно противоречивы. С одной стороны, статистика утверждает, что все обстоит очень неплохо . Так, прирост количества субъектов среднего и малого предпринимательства (средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) составил в 2009 году 9,3%, увеличившись с 5126,9 до 5605,8 тыс. При этом наибольший рост отмечен в микросекторе с числом занятых до 15 человек (на 30,6%), и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%).С другой стороны, несмотря на то что число малых и микропредприятий в 2009 году выросло, количество занятых на них составило 98,9% к уровню предыдущего года, объем оборота - 90,3%, а инвестиции - всего 73,3%. Больше всего предпринимательская активность упала именно в микросекторе: обороты - почти на 6%, инвестиции - на 40%.Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: подпрограммой содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии минздравсоцразвития) и выдачей грантов начинающим на создание собственного бизнеса (по линии минэкономразвития). В 2009 году на деньги, выделенные первым, 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей (и при этом заплатив с этой "поддержки" 13%, или 7,6 тыс.рублей налога). Что касается статистики профильного департамента минэкономразвития, то она не столь очевидна. Приказ по министерству определяет порядок и условия предоставления грантов - не более 300 тыс. рублей на получателя. Уровень софинансирования из регионального бюджета должен составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии минэкономразвития в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 млрд. 653,7 млн.руб. По официальным данным министерства, в 2009 году на эти деньги должны были начать свой бизнес 8 тысяч человек. Но сколько его начали на самом деле - неизвестно, открытой информации об этом нет. По расчетам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), таковых могло быть максимум 23,3 тыс., поскольку не все регионы выдавали гранты-субсидии в максимальном размере. Тут к месту отметить разное качество статистики двух ведомств. Детальность и проработанность минздравсоцразвития, ее доступность (в том числе на сайте) для анализа независимых экспертов и одновременную отрывочность, мозаичность данных минэкономразвития. Если не учитывать начавших свою деятельность в 2009 году за счет бюджетных пособий и субсидий, количество субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2009 года составило бы 5470,2 тыс., или 106,7% от уровня 2008 года (а не 109,3%). То есть около трети прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства было обеспечено за счет бюджетных средств. противоречивая статистика о состоянии сектора в 2009 году, скорее всего, говорит о дальнейшем его падении, чем о росте.17

 

      3.2 Перспективы развития малого предпринимательства в России

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный  малый бизнес имеет перспективы  дальнейшего развития.

Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать  как можно проще процедуру  регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс  сокращения числа лицензируемых  видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая  не только опасна с моральной точки  зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает  конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. На мой взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий  малого бизнеса необходимо широкое  использование лизинга и франчайзинга. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия. Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме. 18

Большая работа предстоит в области  подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 20 % всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать.  Так, по мнению Дмитрия Медведева к 2020 году 50% ВВП должен продуцировать малый и средний бизнес (МСБ), в котором должно быть задействовано порядка 60% населения. Но тут же возникает и проблема, так как по данным форсайт-исследования организации «ОПОРА России» «Малый и средний бизнес в 2020—2040 годах», средств на достижение этой цели сегодня почти нет. Более того, сама структура малого предпринимательства в среднесрочной перспективе претерпит существенные изменения: традиционный малый бизнес, родившийся в начале 90-х, может быть вытеснен миграционным. По словам вице-президента «ОПОРА России» Виктора Климова, после 2020 года доля малого бизнеса, инициаторами которого станут мигранты, составит 60%. Традиционным бизнес-предприятиям  достанется всего около 10—15% рынка, еще 25—30% займет «новый бизнес» на основе современных технологий. Такая рокировка произойдет по большей части из-за того, что молодое поколение предпочитает идти в крупные компании или на госслужбу, а также из-за надвигающейся демографической ямы. Сосредоточение МСБ в руках мигрантов ближе к 2020 году станет очередной волной развития малого и среднего бизнеса, которое, согласно исследованию «ОПОРА», идет по синусоиде: каждый кризис провоцирует новую волну роста. Первая волна появилась в начале 90-х годов в момент распада СССР, вторая волна была спровоцирована кризисом 1998 года — тогда у населения не оставалось иного выхода, кроме как «идти в предприниматели». Кризис 2008 года также спровоцировал предпринимательский бум, основанный уже на интернет-технологиях.19 
 

                                     

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

В данной курсовой работе было изучено понятие малого предпринимательства, его роль в современной экономике, проблемы, связанные с развитием малого бизнеса в российской экономике, меры государственной поддержки малого бизнеса в России. В заключение можно сделать следующие выводы.

Малый бизнес имеет очень  большую роль в современной экономике:

он во многом определяет темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. Малый бизнес способствует сглаживанию колебаний экономической  конъюнктуры ,развитию здоровой конкурентной среды экономики, формированию диверсифицированной  и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг. Также  малое предпринимательство  обеспечивает  создание значительного  количества новых рабочих мест, развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации  производства. Также  малый бизнес является эффективным инструментом государственного регулирования как общества в целом, так и отдельных его частей. Существует множество критериев, по которым определяют малое предпринимательство. Но почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии.                                                                        

Малый бизнес имеет ряд  преимуществ и недостатков.

Развитие малого бизнеса  – одно из наиболее эффективных  направлений экономического роста  России на ближайшую перспективу.

В наше время малый бизнес призван не только стать важнейшей  базой структурной перестройки  экономики с учётом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов. Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Государство осуществляет поддержку малого бизнеса по следующим основным направлениям:

- финансовая поддержка  (формирование государственных программ  обеспечивающих льготное кредитование  малых предприятий, субсидии, налоговых  и амортизационных льгот и  т.д.);                                                                                         

- материально-техническая  поддержка (предоставление технологии и оборудования в аренду, создание технопарков и т.д.);                                              

- консультативная и информационная  поддержка (обеспечение доступа  к техническим библиотекам, базам  данных, оказание консультативных  и правовых услуг, особенно  по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);                                                                                                          

- создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования  и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)               Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Таким образом, для экономики  любой страны деятельность малых  фирм является важным фактором повышения  её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. И не смотря на множество проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, у российского бизнеса огромный потенциал, который в перспективе, благодаря активной поддержке государства будет реализован.

 

 

 

 

                       Список использованных источников

 

1) ФЗ от 24 июля 2007 года  № 209-ФЗ «О развитии малого  и среднего предпринимательства  в Российской Федерации»

2)Барулин С.В. Финансы: учебник. 2-е изд.-М.:КНОРУС,2011.

3)   Головин. И. О малых предприятиях. - М.: Норма, 2009. - 231 с.

4)Омельченко Е.В. Предприятие и предпринимательство. Проблемы роста. – М.: Проспект, 2009. – 269 с.

5)Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 2010. – 312с.

6)Боголюбова С.А., Герасимова  О.Е., Лаврентьева А.А.Кредиты малому  бизнесу.// Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 10. С. 134-134.

7)Глисин, Ф.. Малые предприятия в условиях кризиса .// Экономист. - 2009. - N 7. - С. 28-42

8)Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2009. - № 3. - С. 22-26.

9)  Изряднова.О., Е.Фомина, Д.Казанцев. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы  //  "Российская экономика: тенденции и перспективы", 2009.- № 7. - С. 52-57.

10) Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. № 1. - С. 11-19.

11) Михайлова О.П.Дискуссионные  критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу.//Экономист.- 2009. № 2. С. 108-116.

12)Павлов К.В., Андреева И.Г.     Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства. // Экономика и управление. 2009. - № 5. - С. 25-28.

13) Русанов Ю.Ю., Агаев Э.Г.Банковские  риски в работе с малым бизнесом.// Банковское дело. 2009. № 7. С. 44-46.

 

14)http://www.kreditbusiness.ru/problems

15) http://www.consultant.ru/

16) http://www.finanal.ru

17) http://statistika.ru/stat/Small-Business/

18) http://www.bancaintesa.ru/

19) http://www.rg.ru/2010/05/11/stat.html

20) http://www.rbcdaily.ru/

21) http:// www.gks.ru

22) http://subscribe.ru/catalog/economics.news.noproblem

1   Головин. И. О малых предприятиях. - М.: Норма, 2009. с. 7-8.

2 http://www.consultant.ru/

3 ФЗ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

4 Михайлова О.П.Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу.//Экономист.- 2009. № 2. С. 108-112.

5 http://www.finanal.ru

6 Омельченко Е.В. Предприятие и предпринимательство. Проблемы роста. – М.: Проспект, 2009. – с .56-58.

7 http:// www.gks.ru

8 Барулин С.В. Финансы: учебник. 2-е изд.-М.:КНОРУС,с.65.

9 Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 2010. – с.73-79.

10 http://statistika.ru/stat/Small-Business/

11 http://www.kreditbusiness.ru/problems

12 http://subscribe.ru/catalog/economics.news.noproblem

13 Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. № 1. - С. 11-13.

14 Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2009. - № 3. - С. 22-24.

15 http://www.bancaintesa.ru/

16 Русанов Ю.Ю., Агаев Э.Г.Банковские риски в работе с малым бизнесом.// Банковское дело. 2009. № 7. С. 44-46.

17 http://www.rg.ru/2010/05/11/stat.html

18 Глисин, Ф.. Малые предприятия в условиях кризиса .// Экономист. - 2009. - N 7. - С. 28-35

19 http://www.rbcdaily.ru/


Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития