Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:19, курсовая работа
Объектом исследования является медицинское страхование в России.
Предметом исследования выступают проблемы развития медицинского страхования в России.
Целью данной работы является рассмотрение проблем развития медицинского страхования в России.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- описать историю развития медицинского страхования в России;
- охарактеризовать виды медицинского страхования;
- изучить финансирование медицинского страхования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 5
1.1. История развития медицинского страхования в России 5
1.2.Виды медицинского страхования в России 6
1.3. Финансирование медицинского страхования 8
1.4. Законодательная база медицинского страхования 11
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ФМС РФ 15
2.1. Анализ объемов финансовых ресурсов ФМС РФ 15
2.2. Проблемы медицинского страхования в России 18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Более подробно оба вида медицинского страхования рассмотрены во второй главе данной курсовой работы.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между сторонами медицинского страхования. Условия договора медицинского страхования регулируются ст.4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ».
Договор медицинского страхования должен содержать:
Каждый гражданин, в отношении
которого заключен договор медицинского
страхования или который
Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.
Страховой медицинский полис имеет
силу на всей территории Российской Федерации,
а также на территориях других
государств, с которыми Российской
Федерации имеет соглашения о
медицинском страховании
Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения [14, с.56].
По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.
В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.
Основными источниками лечебно-
Таким образом, страховые фонды
играют роль посредника между ЛПУ
и населением. Однако максимальный
эффект функционирования страховой
медицины может быть достигнут лишь
тогда, когда потребитель пользуется
свободой выбора как ЛПУ и врача,
так и тех посредников, которые
гарантируют пациенту (страхователю)
защиту его интересов. В противном
случае монополия посредника порождает
корпоративные интересы, противоположные
интересам конечного
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются [8, с.56]:
Из этих источников формируются:
Финансовые средства государственной
системы ОМС предназначены для
реализации государственной политики
в области обязательного
В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников:
Средства поступают через
Добровольное медицинское
Концентрация всех финансовых ресурсов
в одних руках –
В формировании и использовании
фондов обязательного медицинского
страхования есть свои особенности.
Задуманные как страховые, они не
всегда соответствуют принципам
формирования и использования страховых
фондов. В их деятельности очевидны
черты бюджетного подхода: обязательность
и нормативность отчислений, плановое
расходование средств, отсутствие персонификации
накоплений и др. По экономической
сущности эти фонды не являются страховыми,
по форме они относятся к
Тарифы на медицинские услуги в
системе обязательного
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций.
Тарифы на медицинские и другие услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.
Правовыми основами охраны здоровья в России прежде всего является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.
В соответствии со статьей
41 Конституции РФ каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается
В системе медицинского
страхования взаимодействие между
субъектами страхования, гражданско-правовое
регулирование отношений «
Наличие третьей стороны
(страховых медицинских
Закон предусматривает
два равноправных участника (страховщика
и лечебно-профилактическое учреждение)
договора на предоставление гражданам
лечебно-профилактической помощи по обязательному
медицинскому страхованию. Если нарушение
прав граждан трактуется как нарушение
договорных обязательств, то за этим следуют
санкции в соответствии с разделом
договора «Ответственность сторон», предусматривающие
штрафы, а не дисциплинарные взыскания,
на которые в лучшем случае мог
рассчитывать пациент при государственно-
Основной документ в
системе ОМС – страховой полис
обязательного медицинского страхования
граждан, который является юридическим
оформлением прав пациента и обязательством
системы обязательного
Страховой полис обязательного
медицинского страхования персонализирует
право пациента на получение медицинской
помощи надлежащего качества и объема,
установленных Базовой
Реализация государственной
С 1 января 2011 г. на территории России действует новый Федеральный закон Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Новый закон об обязательном медицинском страховании не только подтвердил право застрахованных по ОМС на выбор СМО (страховой медицинской организации), МО (медицинской организации) и врача, которое было прописано и в предыдущем законе, но и определил порядок выбора.
С 1 января 2011 года любой застрахованный работающий и неработающий может самостоятельно, без страхователя – работодателя и страхователя в лице Министерства здравоохранения края (сейчас в нашем крае все неработающие застрахованы Министерством здравоохранения края) реализовать свой выбор [14, с.47].
Право выбора
наступает с совершеннолетием. До
совершеннолетия выбор
Выбор производится по заявлению установленной формы.
Сейчас
уже некоторые страховые
В этом случае необходимо знать, что новым законом предусмотрен новый медицинский полис единого образца по всей России, выдача которого началась с 1 мая 2011 года и будет продолжаться в течение 3-х лет. Полис будет без срока ограничения действия, т.е. постоянно действующим для граждан России. Для иностранных граждан, имеющих вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ – срок действия полиса будет определен в соответствии со сроком вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Информация о работе Медицинское страхование в России, проблемы его развития