Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:19, курсовая работа
Объектом исследования является медицинское страхование в России.
Предметом исследования выступают проблемы развития медицинского страхования в России.
Целью данной работы является рассмотрение проблем развития медицинского страхования в России.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- описать историю развития медицинского страхования в России;
- охарактеризовать виды медицинского страхования;
- изучить финансирование медицинского страхования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 5
1.1. История развития медицинского страхования в России 5
1.2.Виды медицинского страхования в России 6
1.3. Финансирование медицинского страхования 8
1.4. Законодательная база медицинского страхования 11
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ФМС РФ 15
2.1. Анализ объемов финансовых ресурсов ФМС РФ 15
2.2. Проблемы медицинского страхования в России 18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В новом полисе не стало указания на статус застрахованного (работающий или неработающий) и не стало указания на место работы или учебы, на номер договора.
Новый полис подлежит замене только при изменении фамилии, имени, отчества, и неточностях в данных на полисе.
Вся необходимая информация о застрахованном занесена в универсальную электронную карту, приложением к которой является новый полис ОМС.
Новый полис действует на всей территории России.
За медицинскую
помощь, оказанную застрахованным,
вне территории страхования оплату,
контроль за объемом и условиями
оказанной медпомощи будут
За оказанную
медпомощь на территории страхования,
проживания, т.е. на территории края, оплату,
контроль за объемом и условиями
оказываемой медпомощи
Новый полис
ОМС можно будет получить, сдав
старый, по заявлению установленной
формы в той страховой
За счет увеличения взносов на ОМС с 2011 года до 5,1 % в течение 2-х лет Федеральным фондом ОМС предлагается аккумулировать 460 млрд., которые будут использованы на модернизацию здравоохранения, включая укрепление материальной базы медучреждений, приобретение оборудования, включая и медучреждения нашего края. С 2013 года в систему ОМС предусмотрено перевести скорую медицинскую помощь, с 2015 года – высокотехнологичную медпомощь [6, с.58].
В декабре
2010 г. принят Федеральный закон №333-ФЗ
«О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2011 год
и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Доходы бюджета Фонда на 2011 г. определены
в сумме 336,0 млрд руб., на плановый период
2012 и 2013 гг. доходы составят соответственно:
369,2 и 403,5 млрд руб. Расходы бюджета
Фонда на 2011 г. определены в сумме
336,0 млрд руб., на плановый период 2012 и 2013
гг. расходы составят соответственно:
369,2 и 403,5 млрд руб. Кроме того, законом
предусмотрены средства на реализацию
региональных программ модернизации здравоохранения
субъектов Российской Федерации
в 2011 и 2012 гг. в сумме 460,0 млрд руб. Для
сравнения: в 2009 г. поступления в
ФФОМС составляли 126562 млн руб., из
которых около 1/3 составляли поступления
из федерального бюджета, а расходы
- 130037 млн руб. Если проследить динамику
объема поступлений и расходов в
ФФОМС из года в год, то выявляется
тенденция к чередованию
Также с 2011 г. изменились [18]:
С 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит индексации в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составит 463 000 руб. в отношении каждого физического лица в год нарастающим итогом с начала расчетного периода.
На 2%, а именно, с 3,1 до 5,1 %, возрастет тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Однако вместе с тем расширится список льготных категорий плательщиков. Данные меры позволят увеличить объем средств, выделяемых на оказание медицинской помощи, а значит, возможно, улучшить качество и расширить спектр предоставляемых населению медицинских услуг.
Наряду
с системой обязательного медицинского
страхования в России существует
и развивается система
Добровольное медицинское страхование – это особая форма организации медицинского страхования здоровья человека, которая предоставляет российским гражданам возможность полно или хотя бы частично компенсировать расходы на медицинское обслуживание. Как правило, в современном обществе оно применяется в дополнение к системе ОМС и осуществляется за счет личных средств российских граждан, взносов работодателя и другого бюджета.
В России существует большое количество страховых организаций, которые предлагают людям выгодные страховые услуги и уже который год удачно держат свои позиции на данном рынке. Среди этих страховщиков-лидеров группа «Согаз», которая лидирует по количеству взносов. Группа «РЕСО-Гарантия», лидер по приросту взносов: 43,6 % Группа «АльфаСтрахование», Группа «Ингосстрах – 501001 заключенных договоров за 2010 г.
Ниже размещена таблица, где приведено Топ-5 страховщиков-лидеров рынка ДМС за июнь 2010 г. [18]
Таблица 1 - Топ-5 страховщиков-лидеров рынка ДМС
Место в рейтинге |
Наименование страховщика |
Взносы, тыс. руб. |
Количество заключенных |
Прирост взносов, % |
Уровень выплат, % |
1 |
Группа СОГАЗ |
13565633 |
104563 |
11,12 |
46,31 |
2 |
Группа РОСНО |
4801561 |
107007 |
26,35 |
45,01 |
3 |
РЕСО-Гарантия |
3046358 |
247002 |
43,60 |
51,50 |
4 |
Группа АльфаСтрахование |
3042271 |
476935 |
22,20 |
41,30 |
5 |
Группа Ингосстрах |
2957737 |
501001 |
-15,20 |
85,40 |
Как показывает
статистика, взносы по ДМС с 2008 г. по
2010 увеличились примерно на 10 млрд руб.,
что показывает, со временем данные
услуги в России медленно, но верно
приобретают потребность
Несмотря на заинтересованность частных лиц в возможности добровольного страхования, стоит заметить, что уровень розничного ДМС значительно ниже коллективного. Одной из причин данной ситуации является в первую очередь низкий доход населения: многие граждане не могут позволить полиса ДМС. Об этом свидетельствуют и следующие данные, проведенные рейтинговым агентством «Эксперт Ра»: объем розничного ДМС составил 6,5 % от всего рынка ДМС в 2009 г. В 2010 г. доля объема существенно не изменилась, так как составила 6,8 %.
Рисунок 1 - Динамика взносов по ДМС с 2007 по 2011 года
Второй
причиной низкой заинтересованности розничного
ДМС является то, что, несмотря на большое
обилие частных клиник в каждом городе,
доверие со стороны населения
к организациям данного типа остается
низким из-за устоявшегося мнения, что
частные клиники стремятся
Однако, по данным исследования «Эксперт Ра», в нынешнем 2012 г., не смотря на низкую заинтересованность со стороны населения, ожидается увеличения спроса на ДМС примерно на 10 %, объем рынка ДМС составит 89,6 млрд руб. По прогнозам на будущее, можно сказать, что в 2013 г. этот объем составит 100,3 млрд руб., т.е. прирост 12 %.
Анализируя состояние ДМС на сегодняшний момент, можно сказать, что, несомненно, добровольное медицинское страхование нужно современному обществу. По сравнению с Европой и США, где добровольное страхование здоровья является неотъемлемой нормой жизни, практика проведения ДМС в России показывает, что в нашей стране все еще существует ряд проблем, которые препятствуют дальнейшему развитию данного вида страхования.
В настоящее
время в России происходит широкомасштабное
реформирование системы здравоохранения,
что выражается в трансформации
системы обязательного
Как показывает
статистика, около половины россиян
прибегают к услугам ОМС только
в крайнем случае, что свидетельствует
о крайне низком уровне доверия граждан
к так называемой «бесплатной» медицине.
Тем не менее, результаты развития системы
обязательного медицинского страхования
очевидны. В настоящее время основные
институты системы ОМС созданы
и функционируют в каждом регионе
страны. Более 90% граждан РФ имеют
полиса ОМС. Таким образом, должно реализовываться
закрепленное в статье 19 Конституции
РФ право человека на охрану здоровья.
Медицинское страхование
- обеспечить ответственность перед каждым жителем за качество и количество оказываемых медицинских услуг;
- сбалансировать потребности в медицинских услугах и обеспеченность ресурсами;
- обеспечить заинтересованность медицинского персонала в повышении качества обслуживания;
- стимулировать развитие медицинской технологии и техники.
Достигнуть этих целей можно посредством формирования действенного страхового механизма, чему в России по-прежнему препятствует ряд проблем:
- неопределенность обязательств по медицинскому страхованию;
- полная неопределенность в отношении понятия «медицинская услуга»;
- несбалансированность средств и обязательств в ОМС;
4.Невозможность
обеспечения равных
Три источника финансирования ЛПУ (бюджетный, ОМС, средства населения) абсолютно непрозрачны и не скоординированы;
Незаинтересованность медицинских работников в повышении ни качества медицинских услуг, ни своей производительности в рамках программ государственных гарантий, так как оплата их труда не меняется в зависимости от интенсивности труда и уровня профессионализма;
Страховщики (СМО) при существующем правовом поле не заинтересованы в повышении эффективности использования средств ОМС и в создании действенного контроля по защите интересов застрахованных;
Существующая государственная статистика совершенно не отражает реального положения вещей ни со здоровьем населения, ни с работой ЛПУ.
Происходящая
в настоящее время реформа
здравоохранения направлена на совершенствование
системы медицинского страхования,
постепенное решение
Согласно принятому 29 ноября 2010 года Федеральному закону Российской федерации N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» систему здравоохранения России в 2011-2013 гг. ждут следующие трансформации:
1) пациенты
получат право выбирать
Сложившаяся к настоящему времени система оплаты по факту приема пациента врачом, а не в зависимости от качества и количества оказанных услуг, совершенно не способствует улучшению медицинского обслуживания, совершенствованию технологий, повышению квалификации врачей и даже не обязывает вежливо обращаться с пациентами по полису ОМС. Несмотря на то, что большинство пациентов недовольны низким качеством обслуживания в «бесплатных» поликлиниках, они вынуждены обращаться в ЛПУ по полису ОМС, поскольку для большинства россиян альтернативные виды получения медицинской помощи являются слишком дорогостоящими. Возможно, предоставление пациентам права выбора позволит изменить ситуацию к лучшему. Возможность выбора поликлиники появится с 2013 г. [14, с.26].
2) с 1 января 2011 г. полис ОМС действует во всех регионах РФ
С мая 2011 г. начнется обмен полисов на полис ОМС единого образца, действительный на всей территории Российской Федерации. Это даст возможность людям, переезжающим из региона в регион, например, иногородним студентам, работающим вахтовым методом и другим категориям граждан, свободно обращаться в местные поликлиники, что раньше действительно было очень проблематично. Старые полисы будут действовать до 2014 г.
3) граждане
получат право выбирать
До настоящего
времени граждане находились фактически
в стороне от процесса заключения
договора ОМС, выбор страховой компании
оставался за работодателем или
органом территориальной
Состояние
здоровья населения - весьма точный индикатор
социально - экономического развития страны
в целом. Здравоохранение представляет
собой динамично развивающуюся
отрасль, в которой постоянно
разрабатываются новые
Информация о работе Медицинское страхование в России, проблемы его развития