Механизм распределения и использования прибыли организациями АПК в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность сельскохозяйственного предприятия, в том числе, на диагностику банкротства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. необходимо изучить понятие хозяйственной деятельности предприятия
2. исследовать механизм банкротства и проанализировать предпосылки его возникновения.
3. рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области хозяйственной деятельности, в частности, процесса банкротства

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы оценки финансового состояния и диагностики банкротства организаций АПК ………………………………...5
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование банкротства организаций АПК …………………………………………………………………..………..15
Глава 3. Актуальные проблемы оценки финансового состояния и диагностики банкротства организаций АПК……………………….……….28
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………………...36
Глоссарий

Файлы: 1 файл

NIRS.docx

— 71.37 Кб (Скачать файл)

 Рассмотрим  смысл понятия банкротства. Банкротство (финансовый крах, разорение, несостоятельность) в широком смысле - это подтвержденная  документально неспособность субъекта  хозяйствования платить по своим  долговым обязательствам и финансировать  текущую основную деятельность из-за отсутствия средств [4, 103].

Банкротство - это признание судом или объявленная должником неспособность хозяйствующего субъекта в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам, исполнять обязанность по уплате обязательных платежей, а также финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств [3, 76].

Так же несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Важным является показатель платежеспособности. Платежеспособность - наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.[6, 107]

Общепринятым является мнение, что банкротство и кризис на предприятии – понятия синонимичные; банкротство, собственно, и рассматривается как крайнее проявление кризиса. В действительности же дело обстоит иначе – предприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство – лишь один из них.

Существование института несостоятельности (банкротства) в настоящее время не новое. Это явление может быть обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, существует необходимость оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Во-вторых, наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам. [9, 201]

Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть [4, 110]:

- "несчастной", не по собственной вине, а вследствие  непредвиденных обстоятельств (стихийные  бедствия, военные действия, политическая  нестабильность общества, кризис  в стране, общий спад производства, банкротство должников и другие  внешние факторы);

- "ложной" (корыстной) в результате умышленного  сокрытия собственного имущества  с целью избегания уплаты долгов  кредиторам;

- "неосторожной" вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций. «Неосторожное» банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того  чтобы вовремя предугадать и  предотвратить его, необходимо систематически  проводить анализ финансового  состояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия.

Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Из-за наличия такого числа факторов, ускоряющих банкротство предприятия, диагностика риска несостоятельности оказывается одним из самых важных элементов анализа деятельности предприятия. Рассмотрим вкратце эти предпосылки[4, 117].

Внешние факторы:

- экономические: кризисное состояние экономики  страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой  системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность  и банкротство партнеров. Одной  из причин несостоятельности  субъектов хозяйствования может  быть неправильная фискальная  политика государства. Высокий уровень  налогообложения может оказаться  непосильным для предприятия.

- политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря  рынков сбыта, изменение условий  экспорта и импорта, несовершенство  законодательства в области хозяйственного  права, антимонопольной политики, предпринимательской  деятельности и прочих проявлений  регулирующей функции государства.

- усиление  международной конкуренции в  связи с развитием научно-технического  прогресса.

- демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие  размер и структуру потребностей, и платежеспособный спрос населения  на те или другие виды товаров и услуг.

Внутренние факторы:

- дефицит  собственного оборотного капитала  как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

- низкий  уровень техники, технологии и  организации производства.

- снижение  эффективности использования производственных  ресурсов предприятия, его производственной  мощности и как следствие высокий  уровень себестоимости, убытки, "проедание" собственного капитала.

- создание  сверхнормативных остатков незавершенного  строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой  продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

- плохая  клиентура предприятия, которая  платит с опозданием или не  платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому  залезать в долги. Так зарождается  цепное банкротство.

- отсутствие  сбыта из-за низкого уровня  организации маркетинговой деятельности  по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности  продукции, выработке ценовой политики.

- привлечение  заемных средств в оборот предприятия  на невыгодных условиях, что ведет  к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной  деятельности и способности к  самофинансированию.

- быстрое  и неконтролируемое расширение  хозяйственной деятельности, в результате  чего запасы, затраты и дебиторская  задолженность растут быстрее  объема продаж. Отсюда появляется  потребность в привлечении краткосрочных  заемных средств, которые могут  превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает  под контроль банков и других  кредиторов и может подвергнуться  угрозе банкротства.

Таким образом, банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов, а своевременная диагностика банкротства является методом, позволяющим найти необходимые меры по оздоровлению финансового состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовое  регулирование банкротства предприятий АПК

Правовой институт несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и не рентабельно, которые, зачастую заключая договор в последствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, в последствии, полностью ликвидировать их.

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется с помощью следующей нормативно-правовых актов:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст.24 и ст.61);
  2. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991г. (в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г.);
  3. Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» от 14 августа 2000г. №442;
  4. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003 г. №508;
  5. постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении правил по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» от 16 декабря 2002г. №271;
  6. постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально – квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 27 октября 2003г. №206;
  7. постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» от 22 июня 2000г. №9;
  8. постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» от 23 декабря 2004г. №11 и другие.

Согласно подпункту 15 части 1 статьи 27 хозяйственного процедурного кодекса, дела об экономической несостоятельности подведомственны суду и рассматриваются по месту нахождения должника (ст.33 ХПК)[14]

Согласно ст.171 ХПК [14] Республики Беларусь, дела об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования рассматриваются хозяйственным судом по правилам предусмотренным, кодексом с учетом особенностей законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве). Процесс банкротства содержательно изложен в Законе о банкротстве. Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой, предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

П.1.4 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003 г. №508 [11] предусматриваются принимаемые в обязательном порядке руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами до подачи заявления в суд меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, т.е. «досудебное оздоровление» должника.

Правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве субъекта хозяйствования, в связи с неисполнением им денежных обязательств обладают сам должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своем банкротстве, при наличии обстоятельств очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности. Соответственно, исходя из ст.7 Закона о банкротстве, основанием является неплатежеспособность должника, имеющая устойчивый характер.

П.1.11 Указа от 12 ноября 2003г. наряду со статьями Закона о банкротстве устанавливают основания для подачи кредиторами заявления о признании должника банкротом.[11] В качестве таких оснований выступают в совокупности следующие обстоятельства:

  1. наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
  2. применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
  3. наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более.

Информация о работе Механизм распределения и использования прибыли организациями АПК в современных условиях хозяйствования