Механизм распределения и использования прибыли организациями АПК в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность сельскохозяйственного предприятия, в том числе, на диагностику банкротства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. необходимо изучить понятие хозяйственной деятельности предприятия
2. исследовать механизм банкротства и проанализировать предпосылки его возникновения.
3. рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области хозяйственной деятельности, в частности, процесса банкротства

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы оценки финансового состояния и диагностики банкротства организаций АПК ………………………………...5
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование банкротства организаций АПК …………………………………………………………………..………..15
Глава 3. Актуальные проблемы оценки финансового состояния и диагностики банкротства организаций АПК……………………….……….28
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………………...36
Глоссарий

Файлы: 1 файл

NIRS.docx

— 71.37 Кб (Скачать файл)

Наличие таких оснований следует рассматривать как специальное условие реализации кредиторами своего права на подачу заявления о признании банкротом должника. Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня поступления в суд такого заявления. При отсутствии совокупности таких оснований хозяйственный суд отказывает в принятии этого заявления. Форма и содержание заявления о банкротстве установлены в законе (ст.ст. 23-27)[12].

Установив наличие предпосылок для признания права на подачу заявления о банкротстве, суд возбуждает производство по делу о банкротстве.

С момента принятия заявления о банкротстве судом устанавливается защитный период и назначается временный управляющий. Следовательно, собственник имущества должника и уполномоченный им орган в этот период ограничиваются в правах по распоряжению имуществом предприятия, а руководитель ограничивается в праве управления делами предприятия, эти полномочия переходят к управляющему, назначенному в установленном порядке. Защитный период представляет собой стадию проверки хозяйственным судом наличия оснований для возбуждения конкурсного производства по делу о банкротстве, продолжительность его не может превышать трех месяцев. Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления (п.1.16 Указа от 12 ноября 2003г.)[11]

В течение защитного периода временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований; проводить анализ финансового состояния должника и платежеспособности должника; оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения; определять наличие признаков ложного или преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства; выполнять требования хозяйственного суда и представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. В защитный период выясняются и возможные неправомерные действия со стороны собственника имущества или руководителя должника, либо иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания, подпадающие под понятия ложного и преднамеренного банкротства. Порядок определения ложного и преднамеренного банкротства содержится в «Правилах по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002г. №271.[13]

Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будет возместить кредиторам ущерб (в том числе моральный), причиненный подачей заявления в суд.

Под преднамеренным банкротством Закон о банкротстве понимает банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам.

На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами ХПК Республики Беларусь, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую к должнику, признанному банкротом, осуществляемую в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации, в процессе ликвидационного производства и освобождения должника от долгов. Следовательно, конкурсное производство состоит из санации и ликвидационного производства.

Санация – процедура банкротства, направленная на удовлетворение требований кредиторов в установленные сроки и восстановление платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок установленный законодательством, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, этот срок может быть продлен. План санации разрабатывается с участием собрания кредиторов и утверждается судом.

Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваются следующие способы:

  1. ликвидация дебиторской задолженности;
  2. исполнение обязательств должника собственником имущества должника;
  3. предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
  4. перепрофилирование производства;
  5. закрытия нерентабельных производств;
  6. продажа части имущества должника;
  7. уступка требования должника;
  8. предоставление должнику в установленном порядке дотаций и субсидий;
  9. продажа предприятия должника;
  10. иные способы.

В период санации суд совместно с кредиторами следят за выполнением плана санации и любой их кредиторов, собственников имущества предприятия или членов трудового коллектива может обратиться с заявлением о неэффективности санации, и по рассмотрению результатов санации, суд может вынести решение о прекращении ее. По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов о:

  1. прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
  2. заключении мирового соглашения;
  3. продления установленного срока санации;
  4. прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продления деятельности должника или отсутствием оснований для ее продолжения.

По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственный суд выносит одно из выше перечисленных решений. Таким образом, санация может закончиться или прекращением производства по делу, или возбуждением ликвидационного производства, или ее продлением.

В случае принятия решения о возбуждении ликвидационного производства, которое имеет целью ликвидацию должника и освобождения его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, должником совместно с кредиторами разрабатывается план ликвидации должника, который утверждается хозяйственным судом.

Хозяйственный суд, принявший решение о признании юридического лица банкротом или о ликвидации юридического лица, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации, если иное не установлено законодательством (ч.1 п.1 ст.59 ГК) [10].

Согласно ст.141 Закона о банкротстве срок ликвидационного производства не может превышать одного года, но может быть продлен еще на шесть месяцев по решению суда.[12]

Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на два этапа: первый из них включает формирование имущества банкрота, продажу имущества банкрота, выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению; второй состоит из раздела имущества банкрота между кредиторами.

Имущество банкрота обычно учтено на балансе предприятия. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если не установлен иной порядок продажи, а также на торги могут быть выставлены и требования должника. Имущество должника не проданное на первых торгах выставляется на последующие торги. Состав и размер платежных требований кредиторов определяются обычно на момент подачи заявления в хозяйственный суд о банкротстве должника и затем выявляются временным управляющим в процессе защитного периода.

Заключительной стадией ликвидационного процесса является раздел имущества банкрота между его кредиторами. Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должник, возникшим в процессе конкурсного производства в следующей очередности, установленной ст.60 ГК Республики Беларусь:

1) требования  физических лиц, перед которыми  должник несет ответственность  за причинение вреда их жизни  или здоровью, путем капитализации  соответствующих повременных платежей;

2) расчеты  по выплате выходных пособий  и оплате труда работников  предприятия, работающим по трудовому  контракту и по выплате вознаграждений  по авторским договорам;

3) требования  по обязательным платежам;

4) требования  кредиторов по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества должника;

5) расчеты  с другими кредиторами.[10]

Управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования, заявленные после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными. Не поданные в установленный срок требования кредиторов, так же считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства. Имущество предприятия, оставшееся после полного удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику этого имущества или учредителям юридического лица. После рассмотрения хозяйственным судом отчета и признания его обоснованным, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение десяти дней со дня вынесения судом решения, должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Существует ряд особенностей банкротства сельскохозяйственной организации

  1. При рассмотрении дел о банкротстве сельскохозяйственной организации хозяйственным судом привлекаются в качестве лица, участвующего в деле о банкротстве сельскохозяйственной организации, орган государственного управления по сельскому хозяйству и продовольствию.
  2. При продаже объектов недвижимости, используемых в целях сельскохозяйственного производства и принадлежащих сельскохозяйственной организации, в отношении которой открыто конкурсное производство, при прочих равных условиях преимущественное право на приобретение указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским фермерским хозяйствам, расположенным в этой местности.
  3. В случае ликвидации вследствие банкротства сельскохозяйственной организации ее земельные участки могут отчуждаться или переходить к Республике Беларусь либо к иному лицу в соответствии с земельным законодательством.
  4. При анализе сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических и иных условий ведения сельскохозяйственного производства, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
  5. Санация сельскохозяйственной организации вводится на срок, включающий полный цикл производства сельскохозяйственной продукции с учетом времени, необходимого для реализации этой продукции.
  6. Срок санации, с учетом защитного периода и разработки плана санации не должен превышать 25 месяцев.
  7. По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на 12 месяцев.
  8. В случае, если в течение срока санации сельскохозяйственной организации имели место спад и ухудшение ее финансового состояния в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и иными неблагоприятными условиями срок санации может быть продлен в целом на два года.
  9. Решение о банкротстве с ликвидацией сельскохозяйственной организации принимается хозяйственным судом при отсутствии оснований для проведения санации.

Информация о работе Механизм распределения и использования прибыли организациями АПК в современных условиях хозяйствования