Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа
Цель, данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть доходы и расходы местного бюджета, на примере Верхнеуслонского муниципального района. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
• Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.
• Рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
• Показать основные доходы и расходы местных бюджетов
• Рассмотреть доходы и расходы местного бюджета муниципального образования Верхнеуслонский район.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования местных бюджетов………………………..5
1.1. Экономическая сущность местных бюджетов……………………………………5
1.2. Состав и структура доходов и расходов местных бюджетов …………………...11
1.3. Законодательные основы формирования местных бюджетов……………...…..15
2. Анализ особенностей формирования местных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления……………………………………………………………....18
2.1. Анализ реформирования местного самоуправления в России…………………..18
2.2. Анализ формирования и исполнения местного бюджета на примере Верхнеуслонского Муниципального района…………………………………………..25
2.3. Основные направления совершенствования формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы ………………………..…33
Выводы и предложения…………………………………………………………………41
Список использованной литературы ………………………………………………….44
- устанавливать предельную
численность представительных
- устанавливать формы
контроля со стороны субъекта
Российской Федерации за
- участвовать в решении
отдельных вопросов местного
значения, имеющих государственную
важность, определив при этом
пределы государственного
В свою очередь, поскольку
центр тяжести правового
2.2. Анализ формирования и исполнения местного бюджета на примере Верхнеуслонского Муниципального района
Верхнеуслонский муниципальный район образован в октябре 1931 года, ранее он входил в состав Свияжского уезда Казанской губернии.Район находится в северо-восточной части Приволжской возвышенности, на правом берегу реки Волга и ее притока реки Свияга. На севере и северо-западе район граничит с Зеленодольским муниципальным районом, на востоке через водораздел реки Волга – с Кировским районом г. Казань и Лаишевским муниципальным районом. На юге и юго-западе граничит с Камско-Устьинским, Апастовским и Кайбицким муниципальными районами.По своим природно-климатическим условиям район характеризуется умеренным континентальным климатом и переходом почвенно-растительных зон от леса к степи. Леса разбросаны по всему району на площади 24677 га.
Из полезных ископаемых в районе выделяются известняки, глины, доломиты, пески и песчаники.
По механическому составу почвы глинистые и тяжелосуглинистые, рельеф в основном, волнисто-равнинный с обрывами и долинами рек, наличием оврагов и балок. Почвы района полностью используются в сельскохозяйственном производстве, ведущими отраслями которого являются молочное и мясное животноводство, выращивание зерновых и технических культур.
Через район проходят две федеральные трассы: Казань- Москва, Казань – Ульяновск.
В Верхнеуслонском муниципальном районе 72 населенных пункта, которые объединены в 19 сельских поселений.
Доходы бюджета
Планирование доходов местного бюджета на предстоящий финансовый год осуществляется финансовым органом Верхнеуслонского района,включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. (Рис 1.1)
Рис. 1.1. Доля доходов в формировании местного бюджета Верхнеуслонского района
Итак, процесс планирования доходной части местного бюджета начинается с составления базового бюджета, т.е. ожидаемое поступление от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое поступление доходов прошедшего года. Налоговое планирование это один из этапов бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений местного бюджета на основе оценке налоговой базы.
Показатели по налоговым
доходам рассчитываются бюджетным
отделом Финансового
Рассчитанные плановые показатели утверждаются Министерством финансов. Составление проекта бюджета Верхнеуслонского муниципального района - исключительная прерогатива администрации В-услонского муниципального района. Непосредственное составление бюджета осуществляет Финансовое управление администрации Верхнеуслонского района.
Составлению проекта местного бюджета предшествует подготовка ряда необходимых документов:
- прогноз социально-
- основные направления бюджетной налоговой политики Верхнеуслонского района на очередной финансовый год;
- баланс финансовых
ресурсов на очередной
- план развития муниципального
сектора экономики на
- реестр расходных обязательств.
Для составления проекта бюджета необходимы сведения о:
- нормативах отчислений
от федеральных, региональных, местных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми
- предполагаемый объем финансовой помощи;
- видах и объемах расходов (на данный момент система составления бюджета развития работает по принципу - доходы определяют расходы).
Доходную и расходную части местного бюджета характеризуют данные таб. 1.1. По данным табл. 1.1 и 1.2. видно, что за период с 2009по 20011годы в доходах местного бюджета Верхнеуслонского муниципального района преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета.[16] При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот имеет рост с 228827,00 тыс. руб. до 244619,40 тыс. руб.. Это говорит о том, что собственных доходов Верхнеуслонского муниципального района не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.
Доля налогов в общем, объеме поступлений местного бюджета Верхнеуслонского муниципального района показана в табл. 1.2. Анализируя структуру доходов за период с 2009 по 2011 года прослеживается повышение удельного веса налоговых и неналоговых доходов от общего поступления соответственно 24,3 до 28,5% и с 6,8% до 13,4%, с одновременным снижением доли финансовой безвозмездной помощи от общего объема доходов с 68,8% до 58,1%. Местный бюджет Верхнеуслонского муниципального района находится практически в полной зависимости от вышестоящего бюджета бюджетной системы. Снижение или незначительный рост собственных доходов приводит к увеличению объема финансовой помощи (табл. 1.2.)
Таб. 1.1.
Таб.1.2. Структура доходов Верхнеуслонского района (в % доли от общего дохода)
№ |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Доходы местного бюджета |
100% |
100% |
100% | |
1 |
Налоговые доходы |
24,3 |
23,0 |
28,5 |
1.1 |
НДФЛ |
75,5 |
68,2 |
73,2 |
1.2 |
ЕНВД |
4,1 |
4,5 |
3,4 |
1.3 |
ЕС/ХН |
0,0033 |
0,0190 |
0,0333 |
1.4 |
НИФЛ |
2,5 |
3,3 |
0,8 |
1.5 |
Земельный налог |
14,1 |
3,5 |
2,5 |
1.6 |
Гос. пошлина |
1,5 |
3,5 |
2,5 |
1.7 |
прочее |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.8 |
УСН |
2,3 |
2,4 |
1,6 |
2 |
Неналоговые доходы |
6,8 |
12,8 |
13,4 |
2.1 |
Дох. от исп. им-ва… |
13,3 |
18,3 |
7,6 |
2.2 |
Плата за негатив. Возд. на окр. ср. |
4,0 |
1,8 |
1,6 |
2.3 |
прочие доходы |
82,7 |
79,9 |
90,8 |
3 |
Безвозмездные поступления |
68,8 |
64,4 |
58,1 |
3.1 |
Дотации |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3.2 |
Субвенции |
28,2 |
23,9 |
26,1 |
3.3 |
Субсидии |
71,6 |
61,7 |
67,7 |
3.4 |
иные доходы |
0,2 |
14,4 |
6,5 |
Следует отметить, что снижение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи.
Расходы денежных средств местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местного бюджета включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы Верхнеуслонского района. Планирование расходов на предстоящий финансовый год это очень ответственная работа, которая проводится финансовым органом администрации совместно с главными распорядителями денежных средств. Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов (табл. 1.1)
Органы власти муниципального образования из средств местного бюджета осуществляют финансирование на учреждения народного образования (школ и дошкольных учреждений) в 2009 году сумма расхода составила 142205 тыс.руб. в 20010 году 176034,5 тыс.руб. в 2011 году расходы выросли до 200605,7 тыс.руб., на здравоохранение (поликлиник и больниц) в 2009 году было израсходовано 11252,20 тыс.руб. или 11,1 %, в 2010 году 14333,40 тыс.руб. в 2011 году затраты составили 30891,40 тыс.руб., учреждений культуры (клубов, музеев) соответственно 25070 тыс.руб., 28864,90 тыс.руб. и 71883,20 тыс.руб. и на многие другие учреждения непроизводственной сферы. В районе затраты на непроизводственную сферу в течении анализируемого периода составляют значительную долю расходов бюджета. Например это финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства (благоустройства населенных мест) рост этих расходов за три года составил 16069,30 тыс.руб, тенденция к увеличению связана с ростом и усложнением местного хозяйства, развитием жилищно-коммунального строительства в районе повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения, а также национальной экономики. Структура расходов местного бюджета района на протяжении последних трех лет, она не одинакова.
Наименование показателя |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Расходы местного бюджета |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
1. общегосударственные вопросы |
13,6 |
16,4 |
15,2 |
2. жилищно-коммунальное хозяйство |
23,8 |
13,9 |
16,4 |
3. охрана окружающей среды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. образование |
43,1 |
47,0 |
48,1 |
5.национальная безопасность |
0,1 |
0,3 |
0,2 |
6.национальная экономика |
0,0 |
3,4 |
0,7 |
7.национальная оборона |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
8. культура, кинематография и сми |
3,4 |
3,8 |
7,4 |
9. здравоохранение |
3,4 |
3,8 |
7,4 |
10. социальная политика |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
11.физическая культура и спорт |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
12. межбюджетные трансферты |
6,5 |
5,8 |
0,1 |
13.обслуживание муниципального долга |
0 |
0 |
0 |
Таб. 2.1.Структура расходов Верхнеуслонского района
Рассмотрев структуру расходов 2009-2011 годов (таб. 2.1.), можно сказать, что большая доля расходов приходиться на раздел образования всреднем 46%. В системе образования муниципального района на начало 2012-2013 учебного года функционировало сорок одно образовательные учреждение: восемнадцать дошкольных учреждений, двадцать школ, одна вечерняя школа, два учреждения дополнительного образования.
В школах района в 2012-2013 учебном году обучаются одна тысяча пятьсот четырнадцать детей.
Доступность образования
для двухсот двадцати пяти
обучающихся из тридцати пяти
населенных пунктов
2.3. Основные направления
совершенствования
Проведение в России реформы местного самоуправления, отправной точкой которой стало принятие Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - дело исключительной важности и сложности.
В настоящее время одной из главных проблем местного самоуправления является недостаточность его собственной доходной базы и несовершенство механизма формирования и исполнения местных бюджетов. За муниципальными образованиями закреплены в основном все вопросы, связанные с жизнеобеспечением населения, которые требуют значительных финансовых и материальных ресурсов. Именно местные органы власти ответственны за работу жилищно-коммунального хозяйства, за качество услуг здравоохранения, образования, культуры, за благоустройство территории и многое другое.[22]
Представляется, что одним из направлений совершенствования структуры расходов бюджетов муниципальных образований является передача средств, ранее направляемых на содержание бюджетных учреждений, на финансирование конкретной бюджетной услуги (обучение учащегося, оказание медицинской помощи, организация культурно-массовых мероприятий и пр.).
Повышение эффективности и качества результатов какой-либо деятельности, в том числе услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, возможно только в случае, если субъект, на которого направлена эта деятельность, имеет реальную возможность выбирать в условиях конкуренции организацию, ведущую эту деятельность, осуществлять приемку результатов этой деятельности и требовать при этом повышения их качества.
Информация о работе Местные бюджеты в условиях реформы местного самоуправления