Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа
Цель, данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть доходы и расходы местного бюджета, на примере Верхнеуслонского муниципального района. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
• Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.
• Рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
• Показать основные доходы и расходы местных бюджетов
• Рассмотреть доходы и расходы местного бюджета муниципального образования Верхнеуслонский район.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования местных бюджетов………………………..5
1.1. Экономическая сущность местных бюджетов……………………………………5
1.2. Состав и структура доходов и расходов местных бюджетов …………………...11
1.3. Законодательные основы формирования местных бюджетов……………...…..15
2. Анализ особенностей формирования местных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления……………………………………………………………....18
2.1. Анализ реформирования местного самоуправления в России…………………..18
2.2. Анализ формирования и исполнения местного бюджета на примере Верхнеуслонского Муниципального района…………………………………………..25
2.3. Основные направления совершенствования формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы ………………………..…33
Выводы и предложения…………………………………………………………………41
Список использованной литературы ………………………………………………….44
Если конкретное муниципальное учреждение не в состоянии обеспечить жителя качественной услугой, то он вправе получить эту услугу в том учреждении (не обязательно муниципальном), которое предложит качественную услугу в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования.
Для того чтобы правильно и объективно рассчитать потребность муниципального образования в финансовых ресурсах, исключив индивидуальный подход со стороны вышестоящих органов власти, необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить систему государственных минимальных социальных стандартов и экономически обоснованных нормативов финансирования социальной сферы.
Любое муниципальное образование независимо от величины его доходной базы обязано обеспечить для населения определенный минимум общественных услуг, гарантируемых государством. Объем и структура этих услуг должны определяться минимальными государственными стандартами, в основе которых лежат минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы (соответственно в натуральном и денежном выражении), характеризующие уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными, медицинскими, образовательными и другими услугами. Система государственных минимальных социальных стандартов должна использоваться в качестве нормативной базы при разработке проектов бюджетов и определении размеров финансовой помощи муниципальным образованиям.
По нашему мнению, расчет минимальных бюджетов муниципальных образований должен производиться только на основе социальных стандартов с учетом объективно сложившихся различий между муниципальными образованиями при помощи корректирующих коэффициентов. Причем минимальные социальные стандарты следует устанавливать в расчете на душу населения или на одного получателя услуг, а не на учреждения, предоставляющие эти услуги. Так как установление нормативов на учреждение ориентирует органы власти не столько на предоставление услуг, сколько на содержание объектов инфраструктуры. Оценка расходных потребностей муниципалитетов в привязке к имеющейся у них сети учреждений ставит жителей разных муниципалитетов в неравное положение. Жители муниципалитетов, лишенных достаточного количества бюджетных учреждений должны иметь право претендовать на дополнительные финансовые средства, которые позволят им получить доступ к равноценным услугам, предоставляемым на соседней территории.
Таким образом, отсутствие
четкой, единой методики определения
нормативов финансовых затрат на предоставление
государственных услуг
А для этого, прежде всего, должно быть ускорено формирование правовой базы, единых методологических основ для определения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг. В Бюджетном кодексе РФ необходимо в обязательном порядке предусмотреть применение государственных минимальных социальных стандартов (нормативов финансовых затрат) в расчетах для определения необходимого объема бюджетных расходов. Их отсутствие сдерживает процесс установления и применения повсеместных социальных стандартов и нормативов для формирования региональных и местных бюджетов, отрицательно сказывается на организации этой работы. Создание единой системы государственных минимальных социальных стандартов – это одно из важных направлений установления объективных межбюджетных отношений на всех уровнях.
Произведенные в курсовой работе расчеты (на примере Верхнеуслонского муниципального района) финансового обеспечения полномочий, переданных муниципальному району, городским и сельским поселениям свидетельствуют о существенном недостатке финансовых ресурсов в муниципальных образованиях, то есть о несбалансированности доходов и расходов местных.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Федеральный закон № 131-ФЗ не может быть реализован в полном объеме без обеспечения сбалансированности бюджетов вновь созданных муниципальных образований, то есть без обеспечения соответствия доходов местных бюджетов расходам, рассчитанных исходя из полномочий, возложенных на органы местного самоуправления вышеназванным законом.
Одним из направлений, способствующим достижению сбалансированности местных бюджетов, является дальнейшее укрепление доходной базы муниципальных образований, в том числе увеличение их налогового потенциала.
Недопустимо укрупнение
налоговых инспекций и
В целях повышения качества и достоверности планирования доходной части местных бюджетов, а также активизации деятельности органов местного самоуправления по сбору налоговых и неналоговых доходов и ликвидации недоимки в бюджеты всех уровней, целесообразно закрепить в Налоговом кодексе положение об обязанности налоговых органов представлять в финансовые органы муниципальных образований информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов, суммах задолженности и недоимки в разрезе налогоплательщиков, суммах реструктуризированных платежей по уровням бюджетной системы в разрезе отраслей экономики и видов налогов по каждому муниципальному образованию (муниципальному району, городскому округу, городскому и сельскому поселению).[21]
С целью оперативного получения информации Министерству финансов необходимо централизованно установить специальную программу по электронному обмену информацией между налоговыми органами и органами местного самоуправления.
Необходимо обеспечить допуск финансовых органов муниципальных образований к налоговой тайне путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
И, наконец, необходимо передать функции налогового администрирования, то есть начисления и контроля за уплатой местных налогов и сборов, от налоговых органов органам местного самоуправления, предусмотрев соответствующую норму в Федеральном законе № 131-ФЗ и Налоговом кодексе Российской Федерации. Это позволило бы муниципалитетам осуществлять в пределах своих полномочий определенную налоговую политику, увязанную с решением вопроса увеличения налогового потенциала на их территориях.
Еще одним из
направлений является
Поскольку налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является основополагающим доходным источником муниципального образования, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусмотрев его уплату по месту жительства налогоплательщика, так как основные социальные услуги граждане получают, как правило, по месту жительства (образование, здравоохранение, благоустройство и др.).
Также следует снова вернуться к вопросу о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, что позволит более равномерно перераспределять налоговую нагрузку, иметь целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов, а также обеспечит гарантированное перекрытие выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями от высокодоходных категорий граждан.
Кроме того, следует внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установить норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты не ниже 50%, и в первую очередь по тем муниципальным образованиям, в которых нет межселенных территорий, так как они лишены поступлений земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В работе предлагается также ряд мероприятий, которые должны проводить органы местного самоуправления с целью постоянного увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.
Для увеличения поступлений по земельному налогу необходимо усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, а также предоставить право органам местного самоуправления индексировать налогооблагаемую базу по земельному налогу.
Назрела острая необходимость в разработке и принятии федерального закона об актуализации результатов кадастровой оценки земли, который должен урегулировать ряд серьезных вопросов:
С целью увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц предлагается внести изменения в Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающие обязательный порядок регистрации права собственности физических лиц.
В налоговом и административном законодательстве следует установить механизм привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости.
Необходимо разработать законодательные акты по налогообложению незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного имущества, а также дополнить закон № 2003-1 от 09.12.1991 «О налоге на имущество физических лиц» в части признания налогоплательщиками физических лиц, осуществляющих индивидуальное строительство сверх периода, установленного разрешением на строительство.[22]
Кроме того, предлагается
разработать и утвердить
Для увеличения поступлений
единого налога на вмененный доход
(ЕНВД) предлагается внести изменения
в Налоговый кодекс Российской Федерации,
предусматривающие повышение
Другим важным направлением укрепления доходной базы муниципальных образований является постоянная и целенаправленная политика органов местного самоуправления по увеличению поступления в их бюджеты неналоговых доходов.
Для обеспечения сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов тех налогов, которые в настоящее время поступают в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, недостаточно.
Необходимо внести изменения
в бюджетное и налоговое
Так как вопросы содержания и строительства автомобильных дорог местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, для улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований следует транспортный налог передать на местный уровень и придать ему статус местного налога.
В работе проанализированы и представлены как перспективные и требующие самого серьезного внимания со стороны органов местного самоуправления такие направления дальнейшего укрепления доходной базы их бюджетов, как:
Нельзя допустить разрыва бюджетного процесса между планированием, исполнением, анализом и контролем. Все это должно находиться в одних руках муниципальных органов.
Данный вывод подтверждается статьей 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В условиях действующего законодательства возможны два варианта действий:
1 вариант – самостоятельное формирование местного бюджета финансовым органом или подразделением, созданным в структуре местной администрации городского (сельского) поселения;
2 вариант – заключение соглашения (договора) между городским (сельским) поселением и муниципальным районом по формированию и исполнению бюджета городского (сельского) поселения финансовым органом муниципального района.
Информация о работе Местные бюджеты в условиях реформы местного самоуправления