Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
На основании цели необходимо решить ряд:
- изучить понятие, цели, задачи и виды финансового контроля;
- изучить органы осуществляющие финансовый контроль;
- изучить роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России;
- разработать рекомендации совершенствование финансового контроля в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность финансового контроля 5
1.1. Понятие, цели, задачи и виды финансового контроля 5
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля 9
1.3. Принципы государственного финансового контроля 13
1.4. Органы государственного финансового контроля, их задачи и полномочия 14
2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России 24
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ 24
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 27
2.3. Совершенствование финансового контроля в Российской Федерации 32
Заключение 40
Используемая литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая 30.05.2013.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения осуществляют налоговый контроль — контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют с таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе, с органами таможенного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также в области валютных отношений. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, др. Она  осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, предоставляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов. Сейчас перед ними стоит задача завершения перехода на обслуживание местных бюджетов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и кредитно-банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении и мониторинг других элементов предложения денежной массы в экономике, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче, продлении или отзыве лицензий банкам и аудиторским организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов (формирования банковского капитала и банковских резервов, структуры активов, уровня кредитных рисков и др.), в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации (отмывания) банками денежных средств юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий и приостанавливать их действие.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль предполагает соблюдения валютного законодательства, выполнения лицами обязательств перед государством в иностранной валюте, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности, др.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет контроль и надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в процессе выдачи, продления или отзыва лицензий, контроля соблюдения участниками рынка специального законодательства (о ценных бумагах, операциях с ними, деятельности участников фондового рынка и т.д.), в процессе надзора за соблюдением установленных правил торговли ценными бумагами, требований, норм и нормативов к капиталу, страховым резервам, уровню страхового риска и т.д., а также в ходе мониторинга финансовой устойчивости и платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг и других контрольно-надзорных действий. При выявлении нарушений названная федеральная служба вправе отозвать лицензии у участников финансового рынка.

Основными функциями Федеральной службы  по финансовому мониторингу являются: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, так и в связанных с ней областях, - налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Органы государственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему.

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы:

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют, контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Например, в городе Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

В настоящее время контрольно-счетные органы созданы в 86 субъектах РФ, на уровне муниципальных образований сформировано 70 органов внешнего финансового контроля.

С целью повышения эффективности системы государственного финансового контроля в РФ, координации деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепления сотрудничества между ними, создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что по результатам ревизий составляются первичные акты, заключения, а также  предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию  бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

Вывод. Государственный  финансовый контроль реализуется через  общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно- ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

 

2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

2.1 Существо проблемы  финансовой безопасности РФ

Финансовая безопасность государства является основным условием его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

Сущность финансовой безопасности Российской Федерации, в  общем и целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.

Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов:

- обеспечивать устойчивость  финансово-экономического развития  страны;

- обеспечивать устойчивость  платежно-расчетной системы и  основных финансово-экономических  параметров;

- обеспечивать защиту  отечественных товаропроизводителей от дискриминационной политики иностранных государств, а также в соответствующих случаях оказывать консультативную, техническую и иную возможную помощь российским организациям в рамках пресечения недобросовестной политики зарубежных конкурентов и контрагентов по договорам;

- нейтрализовывать воздействие  мировых финансовых кризисов  на национальную экономическую  и социально-политическую систему;

- предотвращать крупномасштабную  утечку капиталов за границу,  “бегство капитала” из реального  сектора экономики; 

- предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

- наиболее оптимально  для экономики страны привлекать  и использовать средства иностранных  заимствований;

- предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются  в основном:

- неэффективной системой  ГФК (в частности - коммерческих организаций);

- низким уровнем организации  систем финансовой безопасности  в коммерческих организациях;

- низкой способностью  финансовой системы обеспечить  воспроизводство (взаимные неплатежи,  нарушения гарантированного бюджетного  финансирования и т.д.);

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России