Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
На основании цели необходимо решить ряд:
- изучить понятие, цели, задачи и виды финансового контроля;
- изучить органы осуществляющие финансовый контроль;
- изучить роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России;
- разработать рекомендации совершенствование финансового контроля в Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность финансового контроля 5
1.1. Понятие, цели, задачи и виды финансового контроля 5
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля 9
1.3. Принципы государственного финансового контроля 13
1.4. Органы государственного финансового контроля, их задачи и полномочия 14
2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России 24
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ 24
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 27
2.3. Совершенствование финансового контроля в Российской Федерации 32
Заключение 40
Используемая литература 42
- низкой способностью
финансовой системы
- нестабильностью и
низкой эффективностью многих
финансовых институтов, отсутствием
целостности правового
- структурным кризисом и криминализацией фондового рынка;
- элементарными просчетами органов власти и управления;
- ошибками, злоупотреблениями
и иными отклонениями в
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:
- стремительное развитие
процесса транснационализации
- относительное ослабление
регулирования мировых
- расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран (возрастает глобальная неустойчивость);
- постоянное увеличение
огромной массы капиталов (
- тенденция к концентрации капиталов, растущая автономизация глобальных коммерческих и финансовых конгломератов, или субгосударственных экономических субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, рост их влияния на народнохозяйственные комплексы отдельных стран (в первую очередь, на Россию);
- рост интенсивности
финансовых трансакций, высокая
степень мобильности и
- многообразие финансовых
инструментов и высокая
- беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств (включая Россию), которые все больше и больше зависят от мировых финансов;
- усиление конкуренции
между Россией и иными
- размерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
- глобальное нарастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости) мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Особую же роль в решении проблемы финансовой безопасности Российской Федерации должна играть действенная система ГФК хозяйствующих субъектов.
Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный ГФК экономических субъектов. ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:
- разработку механизмов и мер идентификации угроз и их носителей;
- установление основных
субъектов, или носителей,
- разработку методологии прогноз
- определение объектов и предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности страны;
- разработку системы
количественных и качественных
показателей, или индикаторов,
финансовой безопасности как
для отдельных стратегически
важных для страны предприятий,
- определение параметров
показателей финансовой
- формирование механизмов
и мер финансово-экономической
политики и институциональных
преобразований, нейтрализующих или
смягчающих воздействие
- организацию адекватной системы органов контроля за финансовой безопасностью страны.
Направления же совершенствования
ГФК экономических субъектов
в аспекте обеспечения
Из наиболее важных направлений
совершенствования контроля за иностранными
деловыми партнерами российских предприятий
в аспекте обеспечения
- совершенствование контроля за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями (особенно на вторичном рынке);
- совершенствование
- разработку механизмов превентивного контроля иностранных организаций;
- совершенствование контроля
финансово-хозяйственной
- разработку систем государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др.
Одним из важных средств
обеспечение финансовой безопасности
страны следует считать контроль
привлечения и использования
средств займов международных финансово-эконом
Трудно переоценить
важность займов международных финансово-
Одной из существенных проблем
сегодня является отставание в темпах
использования средств по сравнению
с темпами использования
Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов.
В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства могут быть:
- взаимодействие и
взаимозависимость между
- юридические адреса
и наименования основных
- происхождение, циркуляция
и трансформация инициируемых
ими финансовых потоков (
- механизмы влияния ТБС на общество и государство (предоставление рабочих мест, воздействие рекламными и иными методами на общественную психологию, лоббирование в органах власти нужных государственных решений, тех или иных нормативно-правовых актов, скрытое финансирование политических и иных общественных структур и т.д.);
- логика их политики, их комбинации и чередование на экономическом “поле” страны и т.д.
При этом необходимо выявить основные ТБС (или их систему), способные оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет в дальнейшем наладить системы ГФК за такими субъектами.
Одним из основных вопросов обеспечения финансовой безопасности России является формирование системы соответствующих контрольных органов.
В связи с широким
спектром геофинансовых вопросов необходима
именно система контрольных органов.
Для системной координации рабо
Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности.
Кроме этого, должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.
Следует подчеркнуть, что основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).
Поскольку организация и функционирование системы контроля являются обязательным элементом финансовой политики государства, то его совершенствование должно осуществляться не автономно, а в общей системе мер перестройки финансового механизма страны. При этом сценарии системного преобразования ГФК адекватно действующим экономическим отношениям, в том числе и финансовым, необходимо предусмотреть: