Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
На основании цели необходимо решить ряд:
- изучить понятие, цели, задачи и виды финансового контроля;
- изучить органы осуществляющие финансовый контроль;
- изучить роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России;
- разработать рекомендации совершенствование финансового контроля в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность финансового контроля 5
1.1. Понятие, цели, задачи и виды финансового контроля 5
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля 9
1.3. Принципы государственного финансового контроля 13
1.4. Органы государственного финансового контроля, их задачи и полномочия 14
2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России 24
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ 24
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 27
2.3. Совершенствование финансового контроля в Российской Федерации 32
Заключение 40
Используемая литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая 30.05.2013.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

- низкой способностью  финансовой системы обслуживать  государственный долг, неадекватной  финансово-экономической политикой;

- нестабильностью и  низкой эффективностью многих  финансовых институтов, отсутствием  целостности правового обеспечения  (в том числе государственного регулирования финансовых рынков);

- структурным кризисом  и криминализацией фондового  рынка;

- элементарными просчетами  органов власти и управления;

- ошибками, злоупотреблениями  и иными отклонениями в управлении  финансовой системой государства;

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения  внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

- стремительное развитие  процесса транснационализации экономических  связей, интеграция национальных финансовых рынков, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

- относительное ослабление  регулирования мировых финансовых  рынков (при увеличении их объемов  и оборотов операций, росте конкуренции  между ними);

- расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран (возрастает глобальная неустойчивость);

- постоянное увеличение  огромной массы капиталов (включая  потоков капиталов между странами;

- тенденция к концентрации  капиталов, растущая автономизация глобальных коммерческих и финансовых конгломератов, или субгосударственных экономических субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, рост их влияния на народнохозяйственные комплексы отдельных стран (в первую очередь, на Россию);

- рост интенсивности  финансовых трансакций, высокая  степень мобильности и взаимосвязи  финансовых рынков на базе  новейших информационных технологий;

- многообразие финансовых  инструментов и высокая степень  их динамизма;

- беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств (включая Россию), которые все больше и больше зависят от мировых финансов;

- усиление конкуренции  между Россией и иными государствами  в экономической и иных сферах;

- размерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

- глобальное нарастание  неустойчивости (изменчивости и  непредсказуемости) мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Особую же роль в решении проблемы финансовой безопасности Российской Федерации должна играть действенная система ГФК хозяйствующих субъектов.

2.2 Государственный финансовый  контроль как средство решения  проблемы финансовой безопасности  России

Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный ГФК экономических  субъектов. ГФК экономических субъектов  в аспекте обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:

- разработку механизмов  и мер идентификации угроз и их носителей;

- установление основных  субъектов, или носителей, угроз  (субъектов хозяйствования), механизмов  их функционирования, критериев  их воздействия на национальные  экономическую и социально-политическую  системы;

- разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, обуславливающих угрозы финансовой безопасности, а также методологии проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

- определение объектов  и предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности страны;

- разработку системы  количественных и качественных  показателей, или индикаторов,  финансовой безопасности как  для отдельных стратегически  важных для страны предприятий,  так и для отраслей экономики  (звеньев финансовой системы), а также для страны в целом (интегральные показатели);

- определение параметров  показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения,  классификации и оценки, а также  процедур мониторинга с соответствующим  методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;

- формирование механизмов  и мер финансово-экономической  политики и институциональных  преобразований, нейтрализующих или  смягчающих воздействие негативных  факторов;

- организацию адекватной системы органов контроля за финансовой безопасностью страны.

Направления же совершенствования  ГФК экономических субъектов  в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК).

Из наиболее важных направлений  совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий  в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:

- совершенствование контроля  за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями (особенно на вторичном рынке);

- совершенствование законодательства  о соглашениях о разделе продукции  (с точки зрения четкости механизмов  контроля иностранных партнеров);

- разработку механизмов превентивного контроля иностранных организаций;

- совершенствование контроля  финансово-хозяйственной деятельности  иностранных организаций в России (контроля за операциями нерезидентов  на фондовом рынке России и  т.д.);

- разработку систем  государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др.

Одним из важных средств  обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования  средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.).

Трудно переоценить  важность займов международных финансово-экономических  организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного  хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.

Одной из существенных проблем  сегодня является отставание в темпах использования средств по сравнению  с темпами использования времени  по предоставленным займам. Замедление же темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Таким образом, привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов. При этом предварительный и текущий контроль должен осуществляться соответственно на стадии подготовки проектов и привлечения соответствующих займов и в процессе реализации проектов. Следует отметить, что отчеты органов ГФК свидетельствуют о том, что некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов.

Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов.

В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства могут быть:

- взаимодействие и  взаимозависимость между различными  ТБС, их конфигурация в “экономическом  пространстве” государства;

- юридические адреса  и наименования основных иностранных  партнеров ТБС (связанных сторон), формы их взаимоотношений, финансовые между ними трансакции, гражданство членов советов директоров и т.п.;

- происхождение, циркуляция  и трансформация инициируемых  ими финансовых потоков (прямых  и портфельных инвестиций, кредитов  и т.д.), методы и результаты воздействия на национальную экономическую систему (включая вклад в теневой сектор);

- механизмы влияния  ТБС на общество и государство  (предоставление рабочих мест, воздействие  рекламными и иными методами  на общественную психологию, лоббирование в органах власти нужных государственных решений, тех или иных нормативно-правовых актов, скрытое финансирование политических и иных общественных структур и т.д.);

- логика их политики, их комбинации и чередование  на экономическом “поле” страны и т.д.

При этом необходимо выявить  основные ТБС (или их систему), способные  оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет  в дальнейшем наладить системы ГФК  за такими субъектами.

Одним из основных вопросов обеспечения финансовой безопасности России является формирование системы соответствующих контрольных органов.

В связи с широким  спектром геофинансовых вопросов необходима именно система контрольных органов. Для системной координации работы по контролю за обеспечением финансовой безопасности целесообразно создать специальную службу - Центральное геоэкономическое управление (ЦГУ), которое будет осуществлять направление и координацию работы соответствующих подразделений спецслужб по сбору информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации (внутри страны и за рубежом), а также ее обработку, учет, анализ и передачу в Совет Безопасности РФ для принятия соответствующих решений.

Возникает необходимость  исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности.

Кроме этого, должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

Следует подчеркнуть, что  основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).

2.3. Совершенствование финансового контроля в Российской Федерации

 

Поскольку организация  и функционирование системы контроля являются обязательным элементом финансовой политики государства, то его совершенствование должно осуществляться не автономно, а в общей системе мер перестройки финансового механизма страны. При этом сценарии системного преобразования ГФК адекватно действующим экономическим отношениям, в том числе и финансовым, необходимо предусмотреть:

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России