Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
На основании цели необходимо решить ряд:
- изучить понятие, цели, задачи и виды финансового контроля;
- изучить органы осуществляющие финансовый контроль;
- изучить роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России;
- разработать рекомендации совершенствование финансового контроля в Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность финансового контроля 5
1.1. Понятие, цели, задачи и виды финансового контроля 5
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля 9
1.3. Принципы государственного финансового контроля 13
1.4. Органы государственного финансового контроля, их задачи и полномочия 14
2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России 24
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ 24
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 27
2.3. Совершенствование финансового контроля в Российской Федерации 32
Заключение 40
Используемая литература 42
- создание рациональной организационной структуры;
- предложения по изменению действующего законодательства;
- пути повышения эффективности его функционирования и обеспечения форума для распространения должной практики сравнительно новых методов контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности;
- механизм взаимодействия
органов контроля для
- выработки предложений и корректирующих мер бюджетного процесса;
- реализации результатов их деятельности и т.д.
Детально расписанные на законодательном уровне процедуры всех уровней бюджетной системы позволяют усилить прозрачность исполнения бюджетов, а конкретные полномочия и ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств – соблюдение норм действующего законодательства.
Одним из возможных путей повышения результативности государственного управления является обеспечение приоритетности развития предварительного и текущего финансового контроля. Необходимость укрепления позиций именно на превентивном финансовом контроле вызвана тем, что больший экономический эффект достигается в случае предупреждения нарушений в финансовой сфере, в распоряжении государственной и муниципальной собственностью.
В современных условиях проводимые реформы управления государственными (муниципальными) ресурсами, развитие межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма, а также мероприятия, направленные на устранение причин, создающих почву для многочисленных злоупотреблений, требуют поиска основных направлений совершенствования ГФК и продолжения теоретических исследований в этой области знаний. И поле деятельности здесь обширное: программа развития государственного финансового контроля как системы с учетом долгосрочной стратегии финансовой политики не разработана, отсутствует общепризнанная стройная структура ее элементов, не приведены к единообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эффективности, нет сводной отчетности ГФК.
Для сложившейся ныне системы государственного финансового контроля в России характерно многообразие субъектов контрольной деятельности, функционирующих в едином правовом и информационном поле, непосредственно воздействующих на подконтрольные объекты средствами механизмов контроля и обеспечивающих надежную обратную связь с управляющими структурами. Но для обеспечения слаженной работы всех элементов контрольной службы необходимо решить еще целый ряд проблем.
Во-первых, сформировать оптимальную организационную структуру с устойчивыми взаимосвязями элементов, которая, с одной стороны, позволит использовать рационально совокупную мощность ГФК, а с другой – будет способствовать интеллектуальному усилению этой мощи при снижении материальных затрат на нее.
Во-вторых, обеспечить единство законодательной базы функционирования органов государственного финансового контроля, т.к. ее несовершенство является основной сдерживающей причиной его развития.
В-третьих, выработать действенный механизм контроля, препятствующий экономическим злоупотреблениям, а также обеспечивающий должное реагирование органов управления государственными финансами и самих объектов контроля на результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, что положительным образом скажется на продвижении экономики страны по пути прогресса.
Имеющиеся проблемы должны быть решены посредством грамотного распределения целей и функций ГФК по иерархической пирамиде государственных органов и государственных должностей с соблюдением по вертикали – принципов бюджетного федерализма, по горизонтали – принципов специализации и комплексности контроля; развития человеческого потенциала (подготовка новых и повышение квалификации действующих кадров субъектов контроля); обеспечения всех структур контроля широкомасштабной информационной базой.
В связи с этим система ГФК должна строиться исходя из функционального единства управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственного сектора экономики, где важное место занимает организационная структура, включающая в себя не только субъекты контроля, но и порядок их взаимосвязей. Это очень важно, особенно в свете развития бюджетного федерализма. Именно бюджетный федерализм и его принципы требуют классифицировать субъекты ГФК в зависимости от уровней бюджетной системы для обеспечения взаимосвязанного контроля за потоками финансовых средств и сохранностью материальных ресурсов в полном объеме.
Для разграничения предметов ведения и полномочий субъектов контрольной деятельности, устранения дублирования и закрепления единообразия принципов их работы от программы до результата настоятельным образом требуется определить концептуальные основы ГФК в рамках долгосрочной стратегии развития страны. Их отсутствие не позволяет четко определить полномочия субъектов контроля, неоправданные финансовые и интеллектуальные издержки при разработке методик на однотипные контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия и т.д.
Надлежащее функционирование единой системы государственного финансового контроля целиком зависит от его правовых основ. Несовершенство законодательства ослабляет контроль исполнительской дисциплины бюджетного процесса. Между тем действующие в России рыночные отношения в общем ряду качественных изменений механизмов управления государственными финансами предопределяют усиление контроля за бюджетным процессом, поскольку слабый контроль за расходованием публичных средств при исполнении бюджета и использования государственной собственности наносит стране огромный ущерб.
Чтобы успешнее работала вся система ГФК за эффективностью использования финансовых ресурсов необходимо взаимодействие органов контроля как по горизонтали (внутреннего и внешнего контроля), так и по вертикали (взаимоотношение контрольных органов разных уровней властной иерархии). В этом залог выравнивания бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, стимулирования налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, рационального и эффективного их расходования.
Опыт работы контрольно-счетных органов играет важную роль в решении вопросов формирования и совершенствования межбюджетных отношений. Прежде всего, накопленный ими потенциал контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности позволяет оказывать значительную консультационную поддержку контрольно-счетным органам муниципальных образований. Особую значимость эта поддержка приобретает с введением в действие новой модели формирования межбюджетных отношений, сочетающей в себе одновременно цели выравнивания и стимулирования.
Новые нормы законодательства о местном самоуправлении
предусматривают четкое разграничение
полномочий уровней власти всех административно-
Несмотря на то, что установление четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней должно способствовать прозрачности межбюджетных отношений, развитие должной координации деятельности органов ГФК крайне важно. Неустойчивость связей как внутри системы государственного финансового контроля, так и за ее пределами образует «прорехи» в формировании идеологии контроля, в достижении высокого уровня законопослушности, гражданского самосознания в стране. Недостаточно еще развитая сфера ответственности побуждает региональные и местные власти прибегать к использованию различных форм отклонений от норм бюджетной политики: увод ресурсов во внебюджетные фонды и счета, скрытое субсидирование, безответственные заимствования, накопление кредиторской задолженности и т.д. Все это приводит к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, а иногда к их прямому хищению и утрате.
Поэтому одной из первоочередных задач органов ГФК на современном этапе является углубление их взаимодействия посредством организации совместных проверок за полнотой поступлений и целевым расходованием бюджетных средств.
Итак, можно выделить четыре характерные особенности становления современного государственного финансового контроля в Российской Федерации и его возрастающую функциональную роль в экономике нашей страны.
Во-первых, с изменением принципов государственного управления экономикой государственный финансовый контроль в процессе эволюции приобрел характер публичного контроля. Получил развитие внешний ГФК, функциональная роль и значение которого усиливаются с каждым годом, особенно в реализации долговременной стратегии развития экономики, в общей программе ее государственного регулирования.
Во-вторых, изменение государственного устройства и экономических отношений – отношений собственности – на первых порах значительно ослабило систему внутреннего ГФК, а эффективной системы внешнего ГФК создано не было. И это произошло несмотря на огромный отечественный опыт функционирования государственного финансового контроля, причем с элементами народного контроля, повышающего доверие общества к результатам контрольной деятельности. Словом, тогда сформировать единую, эффективно работающую систему финансового контроля не удалось.
В условиях первых, далеко не блестящих результатов хозяйственной перестройки в стране возросла потребность в эффективной системе государственного финансового контроля и скоординированной деятельности субъектов контроля. Достижение конечных результатов ее реализации может быть ускорено за счет формирования рациональной организационной структуры, надежного правового обеспечения, отлаженного механизма контроля с единообразием принципов и теоретико-методологической основы, а также внедрением эффективной технологии в практику работы субъектов контроля.
В-третьих, изучение опыта развитых стран показывает, что ГФК может быть достаточно эффективным, если это действенный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, если это реальный контроль за формированием и использованием бюджетных средств, если этот контроль находится под наблюдением общественности и его результаты доступны для народа, если система органов ГФК представляет совокупность органов внутреннего контроля (внутри отдельных ведомств и организаций) и внешних контрольных служб, которые не являются частью организационной структуры проверяемых учреждений.
В-четвертых, государственный финансовый контроль в экономике страны должен приобрести социальную направленность за соблюдением действующих норм, отвечающих насущным интересам каждого члена общества, за реальным повышением благосостояния населения. Для этого необходимо: согласовать направления развития ГФК со стратегическими целями и задачами государства, важным звеном которых являются бюджетно-финансовая и социальная политика, закрепить основы функционирования его системы на законодательном уровне.
Существующая в стране система ГФК в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.
Примеров неэффективности
организации и функционирования
органов ГФК можно привести множество.
На сегодняшний день трудно переоценить
важность займов международных финансово-эконом
Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ был действительно эффективным, необходимо проделать много важных и существенных преобразований:
- привлечение и использование
заемных средств должно
- для контроля ТБС
необходимо установить