Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
На основании цели необходимо решить ряд:
- изучить понятие, цели, задачи и виды финансового контроля;
- изучить органы осуществляющие финансовый контроль;
- изучить роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России;
- разработать рекомендации совершенствование финансового контроля в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность финансового контроля 5
1.1. Понятие, цели, задачи и виды финансового контроля 5
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля 9
1.3. Принципы государственного финансового контроля 13
1.4. Органы государственного финансового контроля, их задачи и полномочия 14
2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России 24
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ 24
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 27
2.3. Совершенствование финансового контроля в Российской Федерации 32
Заключение 40
Используемая литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая 30.05.2013.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

- создание рациональной  организационной структуры;

- предложения по изменению  действующего законодательства;

- пути повышения эффективности  его функционирования и обеспечения форума для распространения должной практики сравнительно новых методов контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности;

- механизм взаимодействия  органов контроля для улучшения  качества работы;

- выработки предложений и корректирующих мер бюджетного процесса;

- реализации результатов  их деятельности и т.д.

Детально расписанные  на законодательном уровне процедуры  всех уровней бюджетной системы  позволяют усилить прозрачность исполнения бюджетов, а конкретные полномочия и ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств – соблюдение норм действующего законодательства.

Одним из возможных путей  повышения результативности государственного управления является обеспечение приоритетности развития предварительного и текущего финансового контроля. Необходимость  укрепления позиций именно на превентивном финансовом контроле вызвана тем, что больший экономический эффект достигается в случае предупреждения нарушений в финансовой сфере, в распоряжении государственной и муниципальной собственностью.

В современных условиях проводимые реформы управления государственными (муниципальными) ресурсами, развитие межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма, а также мероприятия, направленные на устранение причин, создающих почву для многочисленных злоупотреблений, требуют поиска основных направлений совершенствования ГФК и продолжения теоретических исследований в этой области знаний. И поле деятельности здесь обширное: программа развития государственного финансового контроля как системы с учетом долгосрочной стратегии финансовой политики не разработана, отсутствует общепризнанная стройная структура ее элементов, не приведены к единообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эффективности, нет сводной отчетности ГФК.

Для сложившейся ныне системы государственного финансового  контроля в России характерно многообразие субъектов контрольной деятельности, функционирующих в едином правовом и информационном поле, непосредственно воздействующих на подконтрольные объекты средствами механизмов контроля и обеспечивающих надежную обратную связь с управляющими структурами. Но для обеспечения слаженной работы всех элементов контрольной службы необходимо решить еще целый ряд проблем.

Во-первых, сформировать оптимальную организационную структуру с устойчивыми взаимосвязями элементов, которая, с одной стороны, позволит использовать рационально совокупную мощность ГФК, а с другой – будет способствовать интеллектуальному усилению этой мощи при снижении материальных затрат на нее.

Во-вторых, обеспечить единство законодательной базы функционирования органов государственного финансового контроля, т.к. ее несовершенство является основной сдерживающей причиной его развития.

В-третьих, выработать действенный механизм контроля, препятствующий экономическим злоупотреблениям, а также обеспечивающий должное реагирование органов управления государственными финансами и самих объектов контроля на результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, что положительным образом скажется на продвижении экономики страны по пути прогресса.

Имеющиеся проблемы должны быть решены посредством грамотного распределения целей и функций ГФК по иерархической пирамиде государственных органов и государственных должностей с соблюдением по вертикали – принципов бюджетного федерализма, по горизонтали – принципов специализации и комплексности контроля; развития человеческого потенциала (подготовка новых и повышение квалификации действующих кадров субъектов контроля); обеспечения всех структур контроля широкомасштабной информационной базой.

В связи с этим система  ГФК должна строиться исходя из функционального единства управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственного сектора экономики, где важное место занимает организационная структура, включающая в себя не только субъекты контроля, но и порядок их взаимосвязей. Это очень важно, особенно в свете развития бюджетного федерализма. Именно бюджетный федерализм и его принципы требуют классифицировать субъекты ГФК в зависимости от уровней бюджетной системы для обеспечения взаимосвязанного контроля за потоками финансовых средств и сохранностью материальных ресурсов в полном объеме.

Для разграничения предметов  ведения и полномочий субъектов  контрольной деятельности, устранения дублирования и закрепления единообразия принципов их работы от программы  до результата настоятельным образом требуется определить концептуальные основы ГФК в рамках долгосрочной стратегии развития страны. Их отсутствие не позволяет четко определить полномочия субъектов контроля, неоправданные финансовые и интеллектуальные издержки при разработке методик на однотипные контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия и т.д.

Надлежащее функционирование единой системы государственного финансового  контроля целиком зависит от его  правовых основ. Несовершенство законодательства ослабляет контроль исполнительской дисциплины бюджетного процесса. Между тем действующие в России рыночные отношения в общем ряду качественных изменений механизмов управления государственными финансами предопределяют усиление контроля за бюджетным процессом, поскольку слабый контроль за расходованием публичных средств при исполнении бюджета и использования государственной собственности наносит стране огромный ущерб.

Чтобы успешнее работала вся система ГФК за эффективностью использования финансовых ресурсов необходимо взаимодействие органов контроля как по горизонтали (внутреннего и внешнего контроля), так и по вертикали (взаимоотношение контрольных органов разных уровней властной иерархии). В этом залог выравнивания бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, стимулирования налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, рационального и эффективного их расходования.

Опыт работы контрольно-счетных  органов играет важную роль в решении вопросов формирования и совершенствования межбюджетных отношений. Прежде всего, накопленный ими потенциал контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности позволяет оказывать значительную консультационную поддержку контрольно-счетным органам муниципальных образований. Особую значимость эта поддержка приобретает с введением в действие новой модели формирования межбюджетных отношений, сочетающей в себе одновременно цели выравнивания и стимулирования.

Новые нормы законодательства о местном самоуправлении предусматривают четкое разграничение полномочий уровней власти всех административно-территориальных образований – регионального, районного и поселенческого. За муниципалитетами закрепляется постоянная доходная база в форме фиксированных долей с налогов. Уходит в прошлое затратный метод формирования бюджетов. Важнейшими изменениями являются передача ряда полномочий с регионального уровня на уровень муниципалитетов и снятие ограничений по формированию доходной базы муниципальных образований.

Несмотря на то, что  установление четкого разграничения  полномочий и ответственности между  органами власти разных уровней должно способствовать прозрачности межбюджетных отношений, развитие должной координации  деятельности органов ГФК крайне важно. Неустойчивость связей как внутри системы государственного финансового контроля, так и за ее пределами образует «прорехи» в формировании идеологии контроля, в достижении высокого уровня законопослушности, гражданского самосознания в стране. Недостаточно еще развитая сфера ответственности побуждает региональные и местные власти прибегать к использованию различных форм отклонений от норм бюджетной политики: увод ресурсов во внебюджетные фонды и счета, скрытое субсидирование, безответственные заимствования, накопление кредиторской задолженности и т.д. Все это приводит к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, а иногда к их прямому хищению и утрате.

Поэтому одной из первоочередных задач органов ГФК на современном  этапе является углубление их взаимодействия посредством организации совместных проверок за полнотой поступлений и целевым расходованием бюджетных средств.

Итак, можно выделить четыре характерные особенности становления современного государственного финансового контроля в Российской Федерации и его возрастающую функциональную роль в экономике нашей страны.

Во-первых, с изменением принципов государственного управления экономикой государственный финансовый контроль в процессе эволюции приобрел характер публичного контроля. Получил развитие внешний ГФК, функциональная роль и значение которого усиливаются с каждым годом, особенно в реализации долговременной стратегии развития экономики, в общей программе ее государственного регулирования.

Во-вторых, изменение государственного устройства и экономических отношений – отношений собственности – на первых порах значительно ослабило систему внутреннего ГФК, а эффективной системы внешнего ГФК создано не было. И это произошло несмотря на огромный отечественный опыт функционирования государственного финансового контроля, причем с элементами народного контроля, повышающего доверие общества к результатам контрольной деятельности. Словом, тогда сформировать единую, эффективно работающую систему финансового контроля не удалось.

В условиях первых, далеко не блестящих результатов хозяйственной перестройки в стране возросла потребность в эффективной системе государственного финансового контроля и скоординированной деятельности субъектов контроля. Достижение конечных результатов ее реализации может быть ускорено за счет формирования рациональной организационной структуры, надежного правового обеспечения, отлаженного механизма контроля с единообразием принципов и теоретико-методологической основы, а также внедрением эффективной технологии в практику работы субъектов контроля.

В-третьих, изучение опыта развитых стран показывает, что ГФК может быть достаточно эффективным, если это действенный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, если это реальный контроль за формированием и использованием бюджетных средств, если этот контроль находится под наблюдением общественности и его результаты доступны для народа, если система органов ГФК представляет совокупность органов внутреннего контроля (внутри отдельных ведомств и организаций) и внешних контрольных служб, которые не являются частью организационной структуры проверяемых учреждений.

В-четвертых, государственный финансовый контроль в экономике страны должен приобрести социальную направленность за соблюдением действующих норм, отвечающих насущным интересам каждого члена общества, за реальным повышением благосостояния населения. Для этого необходимо: согласовать направления развития ГФК со стратегическими целями и задачами государства, важным звеном которых являются бюджетно-финансовая и социальная политика, закрепить основы функционирования его системы на законодательном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Существующая в стране система ГФК в полной мере не выполняет  своего назначения и нуждается в  серьезной реструктуризации. Сегодня  органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Примеров неэффективности  организации и функционирования органов ГФК можно привести множество. На сегодняшний день трудно переоценить  важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Все более актуальными становятся проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО; замедление темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО; некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов; мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств; отсутствует система контрольных органов за обеспечением финансовой безопасности страны. Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что для того, чтобы ГФК  в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ был действительно эффективным, необходимо проделать много важных и существенных преобразований:

- привлечение и использование  заемных средств должно обеспечиваться  эффективным и действенным контролем  ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов;

- для контроля ТБС  необходимо установить определенные  предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п.;

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России