Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Анализом эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Важнейшим показателем эффективности для предприятий является рентабельность.
Введение…………………………………………………………………..……….…3
Глава 1. Общие понятия рентабельности
Понятие, сущность и виды рентабельности……………..……..……5
Система показателей рентабельности…………………..……..……..8
Глава 2. Методические основы оценки системы показателей рентабельности
2.1. Анализ показателей рентабельности…………………………..…..….12
2.2. Порог рентабельности…………………………………………..…..….19
2.3. Методы повышения рентабельности……………………….……...….21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие понятия рентабельности
Глава 2. Методические основы оценки системы показателей рентабельности
2.1. Анализ показателей рентабельности…………………………..…..…
2.2. Порог рентабельности…………………………………………
2.3. Методы повышения рентабельности……………………….……...…
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Анализом эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Важнейшим показателем эффективности для предприятий является рентабельность.
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении
положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного – рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности. Ее значение резко возрастает в условиях неустойчивого экономического состояния, что в свою очередь диктует необходимость научного исследования.
Вопросы рентабельности постоянно были и являются предметом особого внимания ведущих ученых-финансистов, аналитиков и практиков. Им посвящены монографии, многочисленные статьи в периодической печати, специальные разделы и параграфы в учебных пособиях по финансовому менеджменту, в частности, финансовому анализу.
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и ее стабильного развития.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ анализа показателей рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- Дать определение рентабельности;
- Изучить особенности планирования показателей рентабельности;
- Исследовать различные группы показателей рентабельности;
- Изучить пути повышения рентабельности продукции предприятия;
Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и виды рентабельности.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.[16, с. 188]
По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Целью анализа рентабельности деятельности предприятия является определение путей оптимизации величины прибыли как в целом, так и от отдельных видов деятельности, выявление причин увеличения объема выпуска малорентабельной и убыточной продукции и снижения рентабельности изделий по сравнению с планом. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: [15, с. 158]
- анализ динамики, структуры
и структурной динамики
- анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;
- расчет показателей рентабельности;
- факторный анализ показателей рентабельности;
- анализ влияния изменения
прибыли на изменение
- анализ использования прибыли предприятия;
- оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;
- анализ выполнения
плана по использованию
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Различают следующие виды рентабельности: общую рентабельность, расчетную и рентабельность текущих затрат.
Общая рентабельность рассчитывается как отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение расчетной прибыли (плановой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, рентных платежей и процентов за банковский кредит) к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств.
Рентабельность затрат определяется как отношение прибыли к себестоимости произведенной (или реализованной продукции). Этот подход к определению рентабельности предприятия годен только в том случае, когда мы, как бы разъединяя процедуру ведения текущего учета, основанную на принципе соответствия и содержания информации о предприятии, представляемой в балансе, рассматриваем актив как имущество предприятия, эксплуатация которого дает определенные финансовые результаты. Кроме того, исходя из принципа временной определенности фактов хозяйственной жизни, основой для определения рентабельности должен служить не баланс, как при расчете других показателей, а отчет о прибылях и убытках, где развернуто показываются доходы и расходы предприятия и полученный посредством их сопоставления финансовый результат (прибыль или убыток).
1.2. Система показателей рентабельности.
Показатели эффективности характеризуют способность понесенных расходов окупиться, что является основой дальнейшей деятельности предприятия. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как инструменты инвестиционной, ценовой политики и т.д.
Анализ эффективности
1. Расходные показатели
- Рентабельность продукции – рассчитывается как отношение валовой прибыли от продажи к себестоимости реализованной продукции, показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов;
- Рентабельность операционной деятельности – рассчитывается как отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным расходам, показывает, сколько получено прибыли от операционной деятельности с 1 рубля операционных расходов;
- Рентабельность обычной деятельности – показывает, сколько получено прибыли от обычной деятельности с 1 рубля обычных расходов; рентабельность хозяйственной деятельности;
-. Коэффициент покрытия производственных расходов - рассчитывается как отношение чистого дохода к себестоимости реализованной продукции, показывает на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает производственные расходы;
- Коэффициент окупаемости – рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу, показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода.
2. Ресурсные показатели
- Рентабельность предприятия, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;
- Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала;
- Рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;
- Коэффициенты покрытия активов, окупаемости активов, покрытия собственного капитала, окупаемости собственного капитала.
3. Доходные показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистой прибыли предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр. [9, с. 156].
Рентабельность реализации рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции. Для расчета приведенных показателей рентабельности в числителе показателей может отражаться не только сумма прибыли но и сумма чистого прироста денежных средств.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
Информация о работе Методические основы оценки системы показателей рентабельности