Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Анализом эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Важнейшим показателем эффективности для предприятий является рентабельность.
Введение…………………………………………………………………..……….…3
Глава 1. Общие понятия рентабельности
Понятие, сущность и виды рентабельности……………..……..……5
Система показателей рентабельности…………………..……..……..8
Глава 2. Методические основы оценки системы показателей рентабельности
2.1. Анализ показателей рентабельности…………………………..…..….12
2.2. Порог рентабельности…………………………………………..…..….19
2.3. Методы повышения рентабельности……………………….……...….21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………
Основные достоинства показателей рентабельности:
- полнее чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к.их величина показывает соотношениение экономического эффекта с использованными ресурсами;
- их используют для оценки деятельности предприятий;
- их используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. [5, с. 160]
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
2.1. Анализ показателей рентабельности
Основная цель анализа показателей рентабельности состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Система показателей включает показатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности. Рассмотрим порядок расчета основных показателей рентабельности по данным отчетности. Заметим, что показатели рентабельности можно выразить в коэффициентах или в процентах.
Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели [10, с. 347]
Рентабельность реализованной продукции рассчитывается по формуле:
где RРП - рентабельности реализованной продукции;
ПРП - прибыль от реализации;
СРП - полная себестоимость реализованной продукции.
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж по следующей формуле:
где RРП – рентабельность продаж;
ЧП – чистая прибыль;
ПРП – прибыль от реализации;
ВРП – выручка от реализации.
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.
Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации так, как показано на формуле:
Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:
Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж выражается по формуле:
Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, и представлено на формуле: [11, с. 132]
Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:
где RПР – рентабельность продаж;
П – прибыль от реализации;
В – выручка от реализации.
Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношения в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства. Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или инвестиций) рассчитывается по формуле:
где RA – рентабельность активов;
П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая);
Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
Этот показатель может
встречаться под названием
Рентабельность активов можно представить себе в виде формулы:
где Оакт – оборачиваемость активов.
Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.
Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по формуле:
где RA – рентабельность текущих активов;
ЧП – чистая прибыль предприятия;
АII – средняя величина
второго раздела актива баланса
предприятия – оборотные активы
Предприятия может аналогичным путем рассчитывать рентабельность и необоротных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. первого раздела актива баланса.
Наряду с рентабельностью необоротных активов следует рассчитывать их фондоотдачу по формуле:
где ФОА1 – фондоотдача внеоборотных активов;
А1 – средняя величина внеоборотных активов.
Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала, которая вычисляется по формуле:
где RАК– рентабельность акционерного капитала;
ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.
Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.
Особенность этого показателя
в том, что он, во-первых, показывает
эффективность собственных
На основе RАК предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
где П – прирост прибыли в планируемом году;
К – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.
Во взаимосвязи с RАК может быть использована знаменитая формула Дюпона:
Данная формула значительно
расширяет аналитические
- динамику чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);
- эффективность использования
активов на основе выручки
от реализации и существующие
тенденции (оборачиваемость
- структуру капитала предприятия на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;
- влияние вышеперечисленных факторов на RАК.
Вместе с расчетом RАК предприятиям следует рассчитывать рентабельность заемного капитала.
Рентабельность заемного капитала рассчитывается с помощью формулы:
где ПIV – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период, т.е. четвертый раздел пассива баланса.
Долгосрочный кредит практически используется для формирования необоротных активов, способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия.
Поэтому показатель рентабельности заемного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.
Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов. [11, с. 145]
К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели.
Это, прежде всего показатели рентабельности акций. Прибыль на 1 акцию вычисляется по формуле:
где ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;
КА – среднее число обращающихся за год акций.
Отношение рыночной цены акции к доходу на нее выражается по формуле:
где РЦА – рыночная цена акции.
Показатель выплаты дивидендов вычисляется с помощью формулы:
где ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.
Одним из существенных показателей является рентабельность инвестиций, которая рассчитывается по формуле:
где Дфв – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;
ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. [12, с. 378]
Таким образом, рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Существует целая система показателей рентабельности предприятия, которые позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности.
Информация о работе Методические основы оценки системы показателей рентабельности