ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Петербургский государственный
университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
Курсовая работа
по дисциплине «Комплексный
экономический анализ хозяйственной жизни»
на тему:
«Методологическое
обеспечение и методический инструментарий
экономического анализа ОАО РЖД: исторические
аспекты появления и развития»
Санкт-Петербург
2014г.
Оглавление
Введение
Стратегической линией партии, выдвинутой
на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, творчески
обогащенной и утвержденной на XXVII съезде
КПСС, является ускорение социально-экономического
развития страны, обеспечение решающего
поворота в переводе народного хозяйства
на рельсы интенсивного роста.
Непременным условием интенсификации
общественного производства, повсеместного
повышения эффективности и качества работы
является соблюдение строжайшего режима
экономии, который представляет собой
систему экономических, технических, организационных
и воспитательных мероприятий, направленных
на сбережение и наиболее эффективное
использование всех видов ресурсов и природных
богатств страны, на недопущение бесхозяйственности,
непроизводительных расходов и потерь.
С увеличением масштабов общественного
производства возрастает значение экономии
ресурсов. Так, если в 1960 г. экономия только
материальных затрат в размере 1% в народном
хозяйстве была равноценна дополнительному
приросту национального дохода 1,6 млрд.
руб., то в 1970 г. — 3,5 млрд., в 1980 г. — более
6 млрд., в 1985 г. — свыше 7 млрд. руб. Если
средняя семья сбережет за год всего лишь
10 кВт-ч (столько потребляет 100-ваттная
лампочка за 100 ч), то в масштабе страны
этого количества хватит городу с двухмиллионным
населением на все бытовые нужды в течение
года. Чтобы выработать такое количество
электроэнергии, нужно сжечь на тепловых
электростанциях примерно 250 тыс. т условного
топлива. Существенно возросла также и
цена 1 % экономии эксплуатационных средств
железных дорог. В 1960 г. она составила 51
млн. руб., в 1970 г. — около 73 млн., в 1980 г.—
122 млн. и в 1985 г.— 144 млн. руб.[1]
Сказанное выше предопределяет
важную роль экономического анализа в
изучении состояния хозяйства, познании
сущности происходящих в нем процессов,
в объективной оценке достигнутых результатов,
разработке и обосновании комплекса мероприятий,
направленных на устранение
недостатков и дальнейшее повышение эффективности
производственно-финансовой деятельности.
Экономический анализ является действенным
инструментом контроля за ходом выполнения
планов (государственных, встречных) и
социалистических обязательств. Он позволяет
выявить и оценить имеющиеся неиспользованные
резервы дальнейшего улучшения работы
предприятий, их внутрипроизводственных
подразделений и бригад.
Всестороннее раскрытие
посредством экономического анализа сущности
происходящих в хозяйстве процессов имеет
большое значение для совершенствования
управления, прогнозирования, планирования,
улучшения системы экономического стимулирования
предприятий, их подразделений и бригад,
а также системы премирования рабочих,
инженерно-технических работников и служащих.
Объективный и своевременный анализ результатов
производственно-финансовой деятельности
предприятий, выполнения планов социального
развития коллективов необходим при подведении
итогов социалистического соревнования,
определении практической целесообразности
распространения достижений новаторов
и передовиков производства с учетом конкретных
особенностей организации работы предприятий.[2]
Целью данной курсовой
работы является рассмотрение методологического обеспечение
и методического инструментария экономического
анализа ОАО РЖД: исторические аспекты
появления и развития, при этом были поставлены
следующие задачи, а именно ознакомиться
с данной темой в 80-е годы и в наше время
с рассмотрением своих особенностей и
закономерностей.
1. Экономический анализ железнодорожного
транспорта 80-е годы
1.1 Сущность
экономического анализа
Значение экономического
анализа особенно возросло в условиях
усиления воздействия хозяйственного
механизма на повышение эффективности
работы предприятий и организаций, а также
повышения роли бригадных форм организации
и стимулирования труда.
Экономический анализ
— действенное средство воспитания бережливости,
соблюдения строгого режима экономии
при использовании трудовых, топливно-энергетических,
материальных и денежных ресурсов, обеспечения
сохранности социалистической собственности.
Он позволяет оценить наличие и степень
использования имеющихся на предприятиях
производственных мощностей, применение
современных достижений научно-технического
прогресса, опыта передовиков и новаторов
производства. Кроме того, экономический
анализ дает возможность оценить результаты
работы внутрипроизводственных подразделений
предприятий (цехов, участков, околотков,
смен, колонн, бригад), выявить, как соблюдаются
их работниками требования о строжайшем
режиме экономии при использовании рабочего
времени, топливно-энергетических ресурсов,
материалов, механизмов, оборудования.
На основе данных
экономического анализа органы управления
и планирования всех уровней имеют возможность
определить участки производства, на которых
требуется сосредоточить внимание, а при
необходимости — принять дополнительные
меры, направленные на обеспечение успешного
выполнения планов и обязательств.
О необходимости конкретного анализа
выполнения планов В. И. Ленин в статье
«Об едином хозяйственном плане» писал:
«Дельный экономист, вместо пустяковых
тезисов, засядет за изучение фактов, цифр,
данных, проанализирует наш собственный
практический опыт и скажет: ошибка там-то,
исправлять ее надо так-то. Дельный администратор,
на основании подобного изучения, предложит
или сам произведет перемещение лиц, изменение
отчетности, перестройку аппарата и т.
п.»
Предметом экономического
анализа хозяйственной деятельности в
социалистическом обществе является экономика
социалистических государственных производственных
предприятий, объединений и отраслей,
действующих на основе хозрасчетных отношений,
возникающих в процессе планового социалистического
воспроизводства. При этом экономика изучается
под углом зрения ее эффективности, соответствия
направления работы предприятия, объединения,
отрасли интересам всего общества, полного
и правильного использования ими трудовых,
материальных и денежных ресурсов, установления
того, действительно ли они работали так,
чтобы достичь максимальных результатов
при минимальных затратах труда и ресурсов.
Под методом экономического
анализа следует понимать взаимосвязанное
комплексное изучение многогранной хозяйственной
деятельности предприятий, объединений
и отраслей с целью установления количественных
и качественных характеристик их работы
как в целом, так и отдельных ее сторон.
При этом выявляются причины изменений,
устанавливаются взаимосвязи и взаимозависимости
между ними, направления и темпы их развития,
изыскиваются внутрихозяйственные резервы
роста эффективности и качества производства
во всех хозрасчетных звеньях управления.[1]
Основными принципами экономического
анализа производственно-финансовой деятельности
являются:
применение
положений марксистско-ленинской политической
экономии и использование важнейших решений
Коммунистической партии Советского Союза
и Советского правительства, предопределяющих
главные задачи хозяйственной деятельности
предприятий, объединений и отраслей; конкретность
и действенность анализа: четкая формулировка
его цели и задач; определение объема анализируемой
информации; установление времени, а также
работников, ответственных за сроки и
качество проведения анализа; разработка
рекомендаций по совершенствованию организации
труда и производства, улучшению использования
технических средств, трудовых, материальных
и денежных ресурсов, по устранению и недопущению
впредь имеющихся недостатков, непроизводительных
расходов и потерь; определение сроков,
места и органов управления, которым надлежит
претворить в жизнь эти рекомендации; комплексность
и системность, предусматривающие
изучение отдельных частей или участков
производства в их взаимозависимости,
анализ всей совокупности показателей,
характеризующих состояние и развитие
хозяйства в динамике, результатов производственно-финансовой
деятельности, а также взаимосвязи между
техническим, экономическим и социальным
развитием;
объективность
анализа, обеспечиваемая
использованием только достоверных, действительно
установленных фактов, знанием конкретных
условий производства. Основой для выводов
могут- служить лишь точные данные, которые
должны использоваться системно в соответствии
с задачами анализа. При этом особого внимания
требуют наиболее характерные факты и
цифры, объективно отражающие сущность
анализируемого явления; периодичность (по соответствующим
отчетным периодам) анализа для однородных
процессов и осуществление его по единой
методике с целью обеспечения сопоставимости
и сравнимости результатов.
При анализе очень
важно рассмотреть все новое, прогрессивное
в хозяйственной деятельности предприятий
с целью более широкого распространения
передового опыта.
Основными задачами экономического
анализа являются: оценка состояния хозяйства
и работы предприятий и их подразделений
с точки зрения выполнения планов и социалистических
обязательств, степени использования
производственных фондов, трудовых, материальных
и денежных ресурсов, внутрихозяйственных
резервов, а также осуществления намеченных
организационно технических мероприятий; изучение достижений
и установление причин недостатков в работе,
выявление факторов и участков, оказывающих
решающее влияние на изменение тех или
иных показателей как по сравнению с планом,
так и с предшествующим периодом, и измерение
по возможности величины этого влияния; оценка выполнения
производственной программы и финансового
состояния хозяйства в соответствующем
отчетном периоде для принятия управленческих
решений; выявление и разработка
практических мероприятий по дальнейшему
улучшению качества работы и повышению
эффективности производства; оценка имеющихся
в хозяйстве ресурсов, сложившихся пропорций
и тенденций для использования при прогнозировании
его развития на будущий период.
Анализ хозяйственной
деятельности представляет собой самостоятельную
экономическую дисциплину, которая тесно
связана с другими экономическими дисциплинами,
такими, как «Планирование на железнодорожном
транспорте», «Бухгалтерский учет», «Финансирование»,
«Статистика», «Техника вычисления и механизация
учета».
На железнодорожном
транспорте особо важное значение имеет
анализ хозяйственной деятельности отделений
железных дорог и их отраслевых линейных
предприятий. Именно в этих хозрасчетных
подразделениях используется большая
часть производственных основных фондов,
трудовых, топливно-энергетических, материальных
и денежных ресурсов эксплуатационной
деятельности железнодорожного транспорта.
И от того, как они используются, в значительной
мере зависит успешное решение задачи
более полного и своевременного удовлетворения
потребностей народного хозяйства и населения
в железнодорожных перевозках.[2]
1..2. Состав, формы и содержание бухгалтерской
отчетности
Линейные предприятия
железнодорожного транспорта состоят
на хозрасчете, ведут бухгалтерский учет
всех хозяйственных операций и составляют
бухгалтерскую отчетность — квартальную
и годовую, данные которой являются одним
из основных источников экономического
анализа.
Объем и формы бухгалтерской
отчетности для предприятий, отделений
дорог и дорог утверждены Министерством
финансов и Центральным статистическим
управлением СССР.
Организация централизованных
бухгалтерий на отделениях дорог и учетно-контрольных
групп на отраслевых линейных предприятиях
способствовала дальнейшему совершенствованию
бухгалтерского учета на предприятиях
и в хозяйственных организациях отделения
дороги на основе централизации учетных
работ, применения современной вычислительной
техники, внедрения прогрессивных форм
и методов учета, усиления контроля.
Централизованные
бухгалтерии составляют по обслуживаемым
предприятиям квартальные и годовые бухгалтерские
отчеты и балансы, а также представляют
службе бухгалтерского учета и финансов
дороги сводные по отделению балансы и
отчеты. Кроме установленной отчетности,
централизованные бухгалтерии обязаны
своевременно представлять обслуживаемым
предприятиям вытекающие из учетно-отчетной
документации данные, необходимые для
руководства финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий.
Квартальная отчетность по сравнению с
годовой содержит значительно меньше
отчетных форм и показателей. Она включает
в себя:
баланс по основной
деятельности — форма БО-1;
отчет о распределении
прибыли (финансовых результатов) за прошлый
год — форма БО-2 (полугодовая, представляется
на I июля);
приложение к квартальному
балансу по основной деятельности железной
дороги — форма БО-4кв;
сведения о выполнении
предприятиями и организациями планов
по финансовым результатам — форма 4-св
(ж. д.);
отчет о производственно-финансовой
деятельности — форма БО-11кв (представляется
отделениями и управлениями железных
дорог);
отчет о расходах
на содержание аппарата управления —
форма 14 (типовая), представляется на 1
октября и на 1 января;
отчет о расходах
по деповскому ремонту вагонов — форма
БО-18;
отчет о производственно-финансовой
деятельности — форма БО-19 (представляется
линейными предприятиями);
отчет о выполнении
плана и себестоимости погрузочно-разгрузочных
работ — форма БО-28;
расчет свободного
остатка прибыли, подлежащего взносу в
вышестоящую организацию;
расчет отчислений
в фонды экономического стимулирования. Годовая отчетность содержит все формы
квартальной отчетности (кроме БО-2 полугодовой
и БО-4кв) и дополнительно: приложение к
балансу по основной деятельности (справки
и расшифровка статьи прочих отвлеченных
средств) — форма БО-17;