Методологическое обеспечение и методический инструментарий экономического анализа ОАО РЖД: исторические аспекты появления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Стратегической линией партии, выдвинутой на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, творчески обогащенной и утвержденной на XXVII съезде КПСС, является ускорение социально-экономического развития страны, обеспечение решающего поворота в переводе народного хозяйства на рельсы интенсивного роста.
Непременным условием интенсификации общественного производства, повсеместного повышения эффективности и качества работы является соблюдение строжайшего режима экономии, который представляет собой систему экономических, технических, организационных и воспитательных мероприятий, направленных на сбережение и наиболее эффективное использование всех видов ресурсов и природных богатств страны, на недопущение бесхозяйственности, непроизводительных расходов и потерь.

Файлы: 1 файл

курсовичеееек).docx

— 377.44 Кб (Скачать файл)

Отчет о работе отделения дороги (форма ДО-32) составляется отделениями и дорогами за месяц. В нем приводятся данные о среднесуточной погрузке и выгрузке грузов, рабочем парке грузовых рагонов, об обороте и о среднесуточной производительности грузового вагона.

Отчет о полновесности и полносоставности грузовых поездов (форма ДО-42) содержит сведения об общем количестве отправленных груженых поездов (кроме сборных, вывозных, передаточных, людских и ускоренных грузовых) с выделением количества неполновесных поездов, в том числе своего формирования, а также аналогичные сведения о неполносоставных порожних поездах.

Отчет о наличии, работе, состоянии и выполнении деповского ремонта локомотивов, грузоподъемных кранов и о вождении тяжеловесных поездов (форма ТО-2) характеризует наличие, состояние и выпуск из ремонта локомотивов с распределением по видам тяги; работу локомотивов (по основным показателям с распределением на работу, выполняемую локомотивными бригадами, приписанными к данному депо, и в границах отделений дорог); содержит сведения о ремонте грузоподъемных кранов и вождении тяжеловесных поездов.

Отчет о локомотивном парке и работе локомотивов грузового движения (форма ТО-2а) отражает основные показатели работы локомотивов по видам тяги в границах отделений дороги и дороги.

Отчет о ремонте и простоях вагонов грузового и пассажирского парков, наличии и ремонте колесных пар по широкой колее (форма ВО-2) содержит сведения о выполнении плана по видам ремонта и роду вагонов с указанием времени нахождения вагонов в неисправном состоянии с выделением времени ожидания ремонта и непосредственно ремонта.

Отчет о повреждении вагонов грузового парка при погрузке, выгрузке и маневровой работе (форма ВО-15) отражает данные о количестве и стоимости повреждения вагонов с подразделением по виновникам (клиентура или железная дорога), по видам ремонта и роду вагонов.

Отчет о наличии, распределении, работе и использовании подвижного состава (форма ЦО-1) составляется дорогами за месяц и год по видам тяги и в целом по всем видам тяги. В отчете содержатся сведения о распределении локомотивного парка, объеме работы локомотивов, пробегах вагонов пассажирского и грузового парков, рабочем парке грузовых вагонов, работе дороги и качественных показателях использования грузовых вагонов и локомотивов. 

Отчет о наличии, распределении и использовании локомотивов по депо (форма ЦО-2) составляется локомотивными депо за месяц. Он отражает данные о наличии и распределении локомотивов, о качественных показателях использования локомотивов в пассажирском и грузовом движении, о времени их работы и простоях, линейном и общем пробеге, выполненной работе в тонно-километрах брутто по видам движения.

Отчет о работе и показателях использования подвижного состава по отделениям железной дороги (форма ЦО-4) характеризует работу и использование локомотивов, вагонов, содержит показатели использования подвижного состава по поездо-участкам и направлениям.

Отчет о наличии, распределении, работе и использовании вагонов электросекций и дизель-поездов (форма ЦО-5) составляется депо, отделениями и дорогами за месяц и год. Данные приводятся отдельно по электросекциям и дизель-поездам.

Статистика труда и заработной платы.

Отчет о численности работников и фонде заработной платы — форма 1-т (УТО-1) составляется отраслевыми линейными предприятиями и отражает данные о численности работников и суммы фонда заработной платы как с включением, так и без включения выплат из фонда материального поощрения. Данные показываются по видам работ с выделением основных производственных групп работников.

Сводный отчет о численности работников и фонде заработной платы — форма 1-т (ЦТО-1) составляется отделениями и дорогой.

Отчет о суммах, начисленных из фонда материального поощрения, среднесписочной численности и фонде заработной платы (приложение к отчету 1-т) составляется отраслевыми линейными предприятиями, отделениями дорог, службами метрополитена по категориям работников.

Отчет о выполнении норм выработки и заработной плате рабочих отдельных профессий (форма 4-т) составляется подразделениями служб движения, локомотивной, вагонной и пути.

Для проверки и анализа некоторых сторон и результатов хозяй- ственно-финансовой деятельности предприятий, отделений, железных дорог используются ряд расшифровок к балансу и отчетным формам, а также данные других форм статистической отчетности.[1]

 

1.4. Общая характеристика основных методов экономического анализа

 

Методологическую основу экономического анализа составляет марксистский диалектический метод. Это означает, что: экономические явления при анализе работы предприятия, объединения, отрасли изучаются не изолированно, а комплексно, системно, во взаимной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности, в их изменении и развитии;

расчленение сложного явления на составные части (анализ) сочетается с синтезом, в результате которого получают обобщенные результаты;

изучается влияние количественных изменений на качественные и наоборот, а также применяются другие категории и положения, присущие диалектическому методу.

Анализ и синтез выступают в процессе исследования хозяйственных явлений в единстве, неразрывной связи. «...Мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза».

Кроме анализа и синтеза используют и такие методы исследования, как индукция и дедукция. Индукция — прием исследования, при котором от знания отдельных фактов и явлений идут к общему утверждению, когда отдельные факты и явления обобщаются. Дедукция—прием исследования, при котором знания об отдельном предмете, факте, явлении выводятся из общего правила или закона, свойственных данной группе предметов, фактов, явлений. Индукция и дедукция применяются в единстве: взятые отдельно они недостаточны для правильного понимания предмета исследования.

Таким образом, процессы становления и развития, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность явлений можно исследовать и правильно понять, умело используя анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Наряду с диалектическим методом, характеризующим общий подход к экономическому анализу, различают специальные методы, присущие именно этой науке и представляющие собой совокупность способов и приемов использования и обработки плановой, учетной и отчетной информации всех видов, применяемых при изучении экономики предприятий, объединений и отраслей.

Наиболее простым и широко применяемым в экономическом анализе методом является сравнение. Без сравнения трудно оценить выполнение задания по тому или иному показателю

 Отчетные  показатели сравнивают с плановыми, фактическими за прошлый период, аналогичными показателям родственных предприятий или участков, со среднедорожными или среднесетевыми показателями, с показателями соревнующихся и наиболее передовых предприятий. Сравнивают также взаимосвязанные показатели и их изменение, например доходы и расходы, темпы роста производительности труда и средней заработной платы одного работника и т. п.

В ряде случаев, в частности при анализе затрат (трудовых, материальных, денежных), метод сравнения применяют в сочетании с методом корректировки плановых данных или данных базисного периода, т. е. периода, с которым проводится сравнение. Так, при сопоставлении с планом фактических расходов по статье, по которой величина расхода меняется пропорционально изменению объема работы, плановую величину корректируют на индекс (коэффициент), характеризующий изменение этого объема. При изменении в отчетном периоде цен на те или иные материалы базисную величину расходов пересчитывают по ценам отчетного периода. Если это изменение не было учтено в плане, то отдельно устанавливают влияние на изменение расходов разницы между фактическими и плановыми ценами и т. д.

Наряду с абсолютными при анализе хозяйственной деятельности широко используют средние, относительные и удельные величины.

Средняя величина служит для обобщающей качественной характеристики однородной совокупности, состоящей из отдельных структурных частей, которые имеют свои, отличающиеся между собой качественные характеристики. Например, по разным грузам складываются различные величины показателей статической нагрузки на вагон, доходов, приходящихся на единицу перевозок (доходных ставок), и т. п. Эти же показатели, но взятые как средние, используют для качественной характеристики, относящейся ко всему объему перевозимых грузов. Выше упоминалось о других средних показателях, таких, как средняя выработка и средняя заработная плата на одного работника.

Относительная величина представляет собой отношение отчетного значения того или иного показателя к плановому либо к базисному, принятому за единицу (в этом случае получаем коэффициент, т. е. индекс изменения) или за сто (получаем относительную величину, выраженную в процентах). Относительные величины, определенные по сопоставлению отчетного значения показателя с плановым, характеризуют степень выполнения плана, а исчисленные по отношению к фактическому значению показателя за тот или иной прошлый период, рассматриваемый в качестве базы, характеризуют темпы изменения в динамике.

Удельная величина, являющаяся разновидностью средней, характеризует затраты того или иного показателя, приходящиеся на единицу другого показателя. Например, к удельным величинам относятся себестоимость 10 приведенных т-км, расход электроэнергии или топлива на 10 тыс. т-км брутто, затраты труда на единицу деповского ремонта вагонов и т. п.

Важными методическими приемами анализа являются детализация общих результатов выполнения плана и установление отклонений от плана по времени и месту их возникновения. Так, при анализе эксплуатационной работы отделения дороги устанавливают ритмичность погрузки по дням недели и периодам суток, рассматривают показатели статической нагрузки и простоев вагонов под грузовыми операциями на отдельных станциях, а эксплуатационные расходы — по предприятиям и хозяйствам отделения и т. д. Такая детализация помогает определить причины, вызвавшие отклонения от плана или те или иные потери, выявить участки, где они произошли, и разработать мероприятия, направленные на улучшение работы и повышение ее эффективности.

Одним из важных и распространенных методов анализа является также группировка и обработка данных отчетности и плана с целью раскрытия причинной связи факторов и измерения их влияния на изучаемый синтетический (обобщающий) показатель. Под факторами понимают частные показатели, влияющие на изменение того или иного обобщающего показателя. Например, на среднесуточный пробег грузового вагона влияют среднее число часов нахождения вагона в движении в течение суток и средняя техническая скорость движения грузового поезда; на производительность локомотива в грузовом движении — среднесуточный пробег локомотивов, доля пробега локомотивов во главе поездов в общем их линейном пробеге и средняя масса поезда брутто. Таким образом, в первом случае имеется два фактора влияния, во втором — три. В ряде случаев таких факторов значительно больше.

Определение влияния на значение изучаемого показателя составляющих его факторов позволяет выявить скрывающиеся за средними (подчас благополучными) цифрами отдельные недостатки в работе и неиспользованные резервы ее улучшения, способствует правильной оценке полученных результатов. При этом чем более детализируются факторы, тем глубже анализ, тем полноценнее и полезнее сделанные из него выводы.

Иногда анализ плановых, учетных и отчетных данных оказывается недостаточным для выявления причин ухудшения работы, невыполнения задания по тому или иному показателю, возникновения тех или иных потерь. С помощью такого анализа можно установить, например, что имел место перерасход фонда заработной платы из-за содержания излишнего контингента работников или вследствие большого количества сверхурочных часов, значительных простоев рабочей силы, что свидетельствует о недостатках в организации труда и производства. Но установить, в чем заключаются эти недостатки, а тем более определить породившие их причины на основе изучения только данных отчетности нельзя. Для этого требуется комплексно изучить работу тех участков, где были допущены непроизводительные потери, включая организацию производства и труда, технологические процессы и др. Такое комплексное изучение влияния на уровень экономических показателей факторов техники, технологии и организации производства называют технико-экономическим анализом в отличие от анализа работы предприятия по данным отчетности, который принято называть экономическим. Однако без экономического анализа не могут быть выявлены те факторы и участки, которые наиболее существенно повлияли на работу предприятия и должны быть подвергнуты более детальному изучению.

Большое значение придается также анализу социального развития производственных коллективов с учетом возросшей роли человеческого фактора в решении задачи ускорения социально-экономического развития страны.[1]

 

1.5. Показатели, используемые в экономическом анализе, их взаимосвязь

 

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия складывается из множества разовых и периодически повторяющихся операций, связанных с изготовлением, хранением и реализацией продукции. Каждая такая операция, а также их совокупность обладают определенными свойствами, которые регистрируются в соответствующих документах в виде показателей.

Для характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятий используются сотни различных показателей. В экономическом анализе показатели нужно подразделять по стадиям образования, содержанию, роли показателей в их взаимосвязи и в управлении производством, по степени зависимости от качества работы коллектива, способу получения.[2]

По стадиям образования показатели делятся на первичные и производные, или обобщающие. Первичный показатель представляет собой простейший (неделимый, неразложимый) носитель сведений о конкретном объекте, явлении. Его величина определяется в момент первичного учета — регистрации данных о выбранном объекте наблюдения или при нормировании, планировании, ценообразовании и т. п. Показатели, получаемые путем счетной обработки первичной информации, называются производными (обобщающими).

Информация о работе Методологическое обеспечение и методический инструментарий экономического анализа ОАО РЖД: исторические аспекты появления и развития