Методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области, образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально - экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие финансового контроля, раскрыть сущность основных методов и форм финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие, виды и формы финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля
1.2. Виды финансового контроля
1.3. Формы финансовый контроль
Глава 2. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
2.2. Аудиторский финансовый контроль
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля
2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля
2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Методы финансового контроля_.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет» в г. Ижевске

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая  работа

по дисциплине

Государственные и муниципальные финансы

 

на тему

 

методы финансового контроля

 

 

Выполнила студентка

3 курс, ГМУ  – 32 «НП»

Петрова Н.П.

 

Проверил преподаватель:

Кириллова О.А.

Дата______________________

Оценка ___________________

Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

Ижевск

2013

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие, виды и формы финансового контроля

1.1. Понятие финансового  контроля

1.2. Виды финансового контроля

1.3. Формы финансовый контроль

Глава 2. Методы осуществления финансового контроля

2.1. Понятие и система методов финансового контроля

2.2. Аудиторский финансовый контроль

2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля

2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля

2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется  тенденциями укрепления государственной  власти, повышением роли государства  в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере.

В этой связи  объективно возрастает значение и роль финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Финансовый  контроль является неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области, образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально - экономического развития страны в целом и ее регионов.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что финансовый контроль призван  обеспечивать интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие финансового  контроля, раскрыть сущность основных методов и форм финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ПОНЯТИК, ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1. Понятие финансового  контроля

В общем, контроль – это одна из функций управления. Контроль проводится всеми государственными органами.

Публичный контроль – это проверка, наблюдение за исполнением законов, постановлений, управленческих решений и др. Он охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые нацелены на выявление причин обнаруженных отклонений и определить пути их устранения для эффективного функционирования государственных органов власти.

Финансовый  контроль обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Финансовый  контроль – установленная финансово-правовыми нормами система контрольных мероприятий, осуществляемых публичными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Финансовый контроль – это мониторинг и обеспечение соблюдения узаконенных интересов государства, а также муниципальных образований в финансовой сфере. Этим обеспечивается бесперебойное и эффективное финансирование деятельности государства и органов местного самоуправления.

Финансовый  контроль призван обеспечивать:

  • правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
  • эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
  • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
  • успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
  • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового  контроля является бюджетная система  и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

 

1.2. Виды финансового контроля

Деятельность  органов финансового контроля по контролю за соблюдением финансового  законодательства связана с использованием разнообразных видов, средств, приемов и способов финансового контроля. Правильный выбор видов, средств, приемов и способов финансового контроля предопределяет эффективность финансового контроля.

 

В теории финансового  права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований:

1) в зависимости  от времени проведения налогового  контроля по отношению к проверяемой  финансово-хозяйственной операции  выделяются предварительный, текущий  (оперативный) и последующий налоговый  контроль.

Известно, что предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Применительно к исследуемой нами теме следует согласиться с тем, что в практике работы налоговых органов такой контроль носит вспомогательный характер.

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется межрегиональной государственной налоговой инспекцией.

Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа  отчетов и балансов, а также  путем проверок и ревизий непосредственно  на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки. В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

2) в зависимости  от осуществляющих органов (субъектов) выделяется финансовый контроль:

• представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

• Президента РФ;

• исполнительных органов власти общей компетенции;

• ведомственный  и внутрихозяйственный;

• общественный;

• аудиторский;

3) по объекту  выделяется комплексный и тематический;

4) по характеру  контрольных мероприятий финансовый  контроль подразделяется на плановый  и внеплановый (внезапный). В первом  случае контроль подчинен определенному  планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Например, налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

 

1.3. Формы финансовый контроль

Формы контроля подразделяются на несколько видов  по разным основаниям, таким как:

- время проведения  – предварительный, текущий (оперативный), последующий;

- субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный аудиторский;

- объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Можно выделить - обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный  контроль финансовой деятельности юридических  и физических лиц осуществляется на основе закона и проводится:

1. в силу требований  законодательства, например контроль  со стороны представительных  органов власти за исполнение  бюджета по итогам за год;

2. по решению  компетентных государственных органов.

Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчётности предприятий и организаций и т. д. Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей. [5; 214]

Глава 2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Понятие и система методов финансового контроля

Финансовый  контроль проводится разнообразными методами. Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов финансового контроля составляют: аудит, ревизия, проверка, анализ финансово - хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие задачи.

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения правил и порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности всех сторон хозяйственной деятельности предприятия.

Ревизия – это наиболее действенный метод последующего контроля. Ее основная цель – изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Ревизия отличается от других методов контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю. [3; 72]

Информация о работе Методы финансового контроля