Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:26, курсовая работа
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области, образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально - экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие финансового контроля, раскрыть сущность основных методов и форм финансового контроля.
Введение
Глава 1. Понятие, виды и формы финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля
1.2. Виды финансового контроля
1.3. Формы финансовый контроль
Глава 2. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
2.2. Аудиторский финансовый контроль
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля
2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля
2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы
Минобрнауки России
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет» в г. Ижевске
курсовая работа
по дисциплине
Государственные и муниципальные финансы
на тему
методы финансового контроля
Выполнила студентка
3 курс, ГМУ – 32 «НП»
Петрова Н.П.
Проверил преподаватель:
Кириллова О.А.
Дата______________________
Оценка ___________________
Подпись___________________
Ижевск
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, виды и формы финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля
1.2. Виды финансового контроля
1.3. Формы финансовый контроль
Глава 2. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
2.2. Аудиторский финансовый контроль
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля
2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля
2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере.
В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области, образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально - экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Цель курсовой
работы - рассмотреть понятие
Глава 1 ПОНЯТИК, ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие финансового контроля
В общем, контроль – это одна из функций управления. Контроль проводится всеми государственными органами.
Публичный контроль – это проверка, наблюдение за исполнением законов, постановлений, управленческих решений и др. Он охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые нацелены на выявление причин обнаруженных отклонений и определить пути их устранения для эффективного функционирования государственных органов власти.
Финансовый контроль обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Финансовый контроль – установленная финансово-правовыми нормами система контрольных мероприятий, осуществляемых публичными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Финансовый контроль – это мониторинг и обеспечение соблюдения узаконенных интересов государства, а также муниципальных образований в финансовой сфере. Этим обеспечивается бесперебойное и эффективное финансирование деятельности государства и органов местного самоуправления.
Финансовый контроль призван обеспечивать:
Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
1.2. Виды финансового контроля
Деятельность органов финансового контроля по контролю за соблюдением финансового законодательства связана с использованием разнообразных видов, средств, приемов и способов финансового контроля. Правильный выбор видов, средств, приемов и способов финансового контроля предопределяет эффективность финансового контроля.
В теории финансового права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований:
1) в зависимости
от времени проведения
Известно, что предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Применительно к исследуемой нами теме следует согласиться с тем, что в практике работы налоговых органов такой контроль носит вспомогательный характер.
Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется межрегиональной государственной налоговой инспекцией.
Что касается последующего
контроля, то он сводится к проверке
финансово-хозяйственных
2) в зависимости от осуществляющих органов (субъектов) выделяется финансовый контроль:
• представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
• Президента РФ;
• исполнительных органов власти общей компетенции;
• ведомственный и внутрихозяйственный;
• общественный;
• аудиторский;
3) по объекту
выделяется комплексный и
4) по характеру
контрольных мероприятий
1.3. Формы финансовый контроль
Формы контроля подразделяются на несколько видов по разным основаниям, таким как:
- время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;
- субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный аудиторский;
- объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.
Можно выделить - обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона и проводится:
1. в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных органов власти за исполнение бюджета по итогам за год;
2. по решению
компетентных государственных
Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчётности предприятий и организаций и т. д. Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей. [5; 214]
Глава 2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов финансового контроля составляют: аудит, ревизия, проверка, анализ финансово - хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие задачи.
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения правил и порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности всех сторон хозяйственной деятельности предприятия.
Ревизия – это наиболее действенный метод последующего контроля. Ее основная цель – изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Ревизия отличается от других методов контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю. [3; 72]