Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:26, курсовая работа
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области, образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально - экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие финансового контроля, раскрыть сущность основных методов и форм финансового контроля.
Введение
Глава 1. Понятие, виды и формы финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля
1.2. Виды финансового контроля
1.3. Формы финансовый контроль
Глава 2. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
2.2. Аудиторский финансовый контроль
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля
2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля
2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы
В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой организации. Согласно закону главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому ревизия – прежде всего экзамен для бухгалтерской службы организации.
2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля.
Методы проверки принято подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся:
- осмотр;
- обследование;
- инвентаризация;
- контрольный запуск сырья и материалов в производство;
- лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;
- экспертная оценка;
- опрос;
- проверка объемов выполненных работ.
Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях. [13; 503]
Обследование. Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров.
Инвентаризация. Основными целями инвентаризации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, (далее – Методические указания) являются:
- выявление
фактического наличия
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты
отражения в учете
Инвентаризация является наиболее эффективным методом фактической проверки достоверности показателей баланса, являющегося составной частью бухгалтерской отчетности. Однако предприятия, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, должны включить в состав бухгалтерской отчетности и аудиторское заключение.
2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности.
Финансовый анализ является одной из разновидностью финансового контроля. Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово - бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. В зависимости от того, кто проводит анализ и на основе какой информационной базы, различают внутренний и внешний анализ.
При всей разности целей, которые преследуют названные группы пользователей информации, их интересуют одни и те же вопросы, а именно:
1. итоги деятельности предприятия за прошедшие несколько лет; динамика основных показателей (выручка, прибыль, рентабельность и т.д.) и перспективы получения прибыли в будущем;
2. финансовое положение предприятия и факторы, влияющие на него;
3. основные финансовые показатели деятельности предприятия и их сравнительная оценка с показателями других предприятий данной отрасли.
Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями (то есть связывать воедино разные показатели). Принято выделять три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.
Дескриптивные модели строятся на основе балансов финансовой отчетности в виде таблиц и предполагают вертикальный и горизонтальный анализ показателей, а также анализ аналитических коэффициентов (ликвидности, устойчивости, рентабельности и др.).
Вертикальный анализ позволяет оценить структуру средств предприятия и их источников, то есть показывает долю статьи баланса в его валюте. Относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды удельных весов каждой статьи баланса, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источниках покрытия. [6; 198]
Вертикальному анализу может подвергаться как исходная, так и модифицированная отчетность, то есть с укрупненной или модифицированной номенклатурой статей.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются показателями темпа роста (снижения).
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. В связи с этим на практике при анализе финансового состояния нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей, то есть таблицы, отражающие цели и вертикального, и горизонтального анализа.
Предикативные модели используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния, для расчета точки критического объема продаж.
Наиболее простым
методом прогнозирования
Нормативные модели – это модели, базирующиеся на сравнении фактических "результатов деятельности предприятия с ожидаемыми (прогнозируемыми). В основном эти модели используются при проведении внутреннего финансового анализа и сводятся к установлению нормативов по каждой статье расходов технологического процесса, видам изделия и т.д. и выявлению отклонений фактических данных от нормативных.
Вывод: Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления.
Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля – обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
По мимо государственного финансового контроля немаловажную роль играют и другие виды финансового контроля, в том числе и аудиторский, роль которого в последние годы многократно возросла.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля.
Приложение 1
Информация о результатах
проведения внешних проверок контроля
качества работы аудиторских организаций,
проводящих обязательный аудит бухгалтерской | |||||||||
№ п/п |
Наименование аудиторской организации |
Руководитель аудиторской организации |
ОГРН/ОРНЗ |
Основание проведения проверки |
Срок проведения проверки |
Период проведения проверки |
Результат проверки |
Примененная мера дисциплинарного воздействия |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
ООО "АЛЬФА-АУДИТ" (г. Москва) |
Ильина И.Г. |
1037700017662/10201002063 |
План Росфиннадзора |
15 часов |
с 02.04.2012 |
Выявлены грубые нарушения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предписание об исключении ООО "АЛЬФА-АУДИТ" из саморегулируемой организации аудиторов НП "Аудиторская Палата России". |
|
2 |
ООО Аудиторская Фирма «Компаньон» (Пермский край) |
Кадурова Т.Б. |
1025900508578/10806015600 |
План Росфиннадзора |
15 часов |
с 18.06.2012 по 25.06.2012 |
Выявлены нарушения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предупреждение о |
|
3 |
ООО «Финкредаудит» (Саратовская область) |
Шелюк О.Л. |
1026402206885/10206007468 |
План Росфиннадзора |
15 часов |
с 18.09.2012 по 24.09.2012 |
Нарушений не выявлено |
||
4 |
ООО "Институт проблем предпринимательства" (г. Санкт-Петербург) |
Романовский В.Б |
1027800561458/10202022382 |
План Росфиннадзора |
50 часов |
с 19.03.2012 по 30.03.2012 |
Выявлены нарушения требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности |
Предупреждение о |
|
5 |
ООО "А.У.Д.И." (Ростовская область) |
Конобеев Ю.В. |
1026103165791/11004006082 |
План Росфиннадзора |
15 часов |
с 14.05.2012 по 25.05.2012 |
Выявлены нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предупреждение о недопустимости нарушения требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности, федеральных стандартов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. |
|
6 |
ООО "Аудиторская фирма
"Проф-Аудит" |
Нохрина Л.Х. |
1026602324935/10301008588 |
План Росфиннадзора |
15 часов |
с 12.11.2012 |
Выявлены нарушения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предупреждение о |
|
7 |
ЗАО «Аудит-КласиК» (Удмуртская республика) |
Ситдикова С.Ф. |
1021801590106/10402021405 |
План Росфиннадзора |
50 часов |
с 12.03.2012 |
Выявлены нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предупреждение о |
|
8 |
ООО «Средне-Волжское экспертное бюро» (Республика Татарстан) |
Фалалеев А.Н. |
1021603278663/10205008931 |
План Росфиннадзора |
50 часов |
с 02.04.2012 по 10.04.2012 |
Выявлены нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предупреждение о |
|
9 |
ЗАО «Листик и Партнеры» Самара (Самарская область) |
Моисеев М.Я. |
1026301152811/10901013478 |
План Росфиннадзора |
50 часов |
с 04.06.2012 по 08.06.2012 |
Выявлены нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предупреждение о |
|
10 |
ООО "Банковский
аудит" |
Тимохин Г.С. |
1021602834912/11203059543 |
План Росфиннадзора |
15 часов |
с 01.10.2012 по 08.10.2012 |
Выявлены нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности |
Предупреждение о |
|
* |
ПЛАН Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», на 2012 год |
Приложение 2
Отчет о проведенных Территориальным управлением
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике проверок за 9 месяцев 2012 года
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике за 9 месяцев 2012 года проведено 136 ревизий и проверок.
Структура проведенных за 9 месяцев 2012 года проверок
Общее количество ревизий и проверок,
которыми выявлены нарушения в финансово-
Общая сумма проверенных средств составила 24 980 966,80 тыс. рублей, из них проверено:
- средств федерального бюджета – 2 044 092,14 тыс. рублей.
- средств, выделенных из
- средств государственных
Выявлено нарушений
- средств федерального бюджета – 52 739,48 тыс. рублей;
- средств, выделенных из
- средств государственных
Структура выявленных нарушений законодательства и других нормативных правовых актов в финансово-бюджетной сфере
(тыс. руб.)
В результате применения всех форм устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, устранено нарушений на сумму 78 092,80 тыс. рублей. На 1 рубль федеральных средств, полученных на содержание Территориального управления, возмещено 5,20 рублей.
В добровольном порядке возмещено 78 056,80 тыс. рублей. По средствам федерального бюджета в добровольном порядке восстановлено 38 755,01 тыс. рублей, из них 10,789 тыс. рублей поступило непосредственно в доход федерального бюджета.
По результатам работы в отчетном периоде возмещено средств, использованных с нарушениями:
- средств федерального бюджета – 38 755,01 тыс. рублей;
- средств, выделенных из
- средств государственных
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике правоохранительным органам передано 116 материалов проверок на сумму 273 874,99 тыс. рублей.