Методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области, образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально - экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие финансового контроля, раскрыть сущность основных методов и форм финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие, виды и формы финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля
1.2. Виды финансового контроля
1.3. Формы финансовый контроль
Глава 2. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
2.2. Аудиторский финансовый контроль
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля
2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля
2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Методы финансового контроля_.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой организации. Согласно закону главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому ревизия – прежде всего экзамен для бухгалтерской службы организации.

 

2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля.

Методы проверки принято подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся:

- осмотр;

- обследование;

- инвентаризация;

- контрольный  запуск сырья и материалов  в производство;

- лабораторный  анализ качества материалов, товаров,  сырья и готовой продукции;

- экспертная  оценка;

- опрос;

- проверка объемов  выполненных работ.

Осмотр. С помощью  этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях. [13; 503] 

Обследование. Обследование представляет собой как  бы продолжение осмотра, но с одновременным  ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров.

Инвентаризация. Основными целями инвентаризации в  соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, (далее – Методические указания) являются:

- выявление  фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты  отражения в учете обязательств.

Инвентаризация  является наиболее эффективным методом  фактической проверки достоверности  показателей баланса, являющегося  составной частью бухгалтерской отчетности. Однако предприятия, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, должны включить в состав бухгалтерской отчетности и аудиторское заключение.

 

2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности.

Финансовый  анализ является одной из разновидностью финансового контроля. Анализ финансовой деятельности предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово - бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. В зависимости от того, кто проводит анализ и на основе какой информационной базы, различают внутренний и внешний анализ.

При всей разности целей, которые преследуют названные группы пользователей информации, их интересуют одни и те же вопросы, а именно:

1. итоги деятельности предприятия за прошедшие несколько лет; динамика основных показателей (выручка, прибыль, рентабельность и т.д.) и перспективы получения прибыли в будущем;

2. финансовое положение предприятия и факторы, влияющие на него;

3. основные финансовые показатели деятельности предприятия и их сравнительная оценка с показателями других предприятий данной отрасли.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями (то есть связывать воедино разные показатели). Принято выделять три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели строятся на основе балансов финансовой отчетности в виде таблиц и предполагают вертикальный и горизонтальный анализ показателей, а также анализ аналитических  коэффициентов (ликвидности, устойчивости, рентабельности и др.).

Вертикальный  анализ позволяет оценить структуру  средств предприятия и их источников, то есть показывает долю статьи баланса  в его валюте. Относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды удельных весов каждой статьи баланса, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источниках покрытия. [6; 198]

Вертикальному анализу может подвергаться как  исходная, так и модифицированная отчетность, то есть с укрупненной  или модифицированной номенклатурой  статей.

Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются показателями темпа роста (снижения).

Горизонтальный  и вертикальный анализ взаимно дополняют  друг друга. В связи с этим на практике при анализе финансового состояния нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей, то есть таблицы, отражающие цели и вертикального, и горизонтального анализа.

Предикативные модели используются для прогнозирования  доходов предприятия и его  будущего финансового состояния, для  расчета точки критического объема продаж.

Наиболее простым  методом прогнозирования финансового  состояния является трендовый анализ, который состоит из следующих этапов: строится график развития организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Расчетными периодами являются месяц или квартал.

Нормативные модели – это модели, базирующиеся на сравнении фактических "результатов деятельности предприятия с ожидаемыми (прогнозируемыми). В основном эти модели используются при проведении внутреннего финансового анализа и сводятся к установлению нормативов по каждой статье расходов технологического процесса, видам изделия и т.д. и выявлению отклонений фактических данных от нормативных.

Вывод: Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления.

Метод финансового  контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня органы государственной власти уделяют  серьезное внимание вопросам совершенствования  системы финансового контроля. Поскольку  очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Организация и  функционирование эффективной системы финансового контроля – обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

По мимо государственного финансового контроля немаловажную роль играют и другие виды финансового  контроля, в том числе и аудиторский, роль которого в последние годы многократно возросла.

В связи с  этим необходимо дальнейшее совершенствование  действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля.

 

 

 

Приложение 1

Информация о результатах  проведения внешних проверок контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской 
(финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

№ п/п

Наименование  аудиторской организации

Руководитель  аудиторской организации

ОГРН/ОРНЗ

Основание проведения проверки

Срок проведения проверки

Период проведения проверки

Результат проверки

Примененная мера дисциплинарного воздействия

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

ООО "АЛЬФА-АУДИТ" (г. Москва)

Ильина И.Г.

1037700017662/10201002063

План Росфиннадзора

15 часов

с 02.04.2012  
по 26.04.2012

Выявлены грубые нарушения  требований федеральных стандартов аудиторской деятельности

Предписание об исключении ООО "АЛЬФА-АУДИТ" из саморегулируемой организации аудиторов НП "Аудиторская  Палата России".

 

2

ООО Аудиторская Фирма  «Компаньон» (Пермский край)

Кадурова Т.Б.

1025900508578/10806015600

План Росфиннадзора

15 часов

с 18.06.2012 по 25.06.2012

Выявлены нарушения  требований федеральных стандартов аудиторской деятельности

Предупреждение о недопустимости нарушения требований  Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

3

ООО «Финкредаудит» (Саратовская  область)

Шелюк О.Л.

1026402206885/10206007468

План Росфиннадзора

15 часов

с 18.09.2012 по 24.09.2012

Нарушений не выявлено

   

4

ООО "Институт проблем  предпринимательства" (г. Санкт-Петербург)

Романовский В.Б

1027800561458/10202022382

План Росфиннадзора

50 часов

с 19.03.2012 по 30.03.2012

Выявлены нарушения требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

Предупреждение о недопустимости нарушения требований  Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

5

ООО "А.У.Д.И." (Ростовская область)

Конобеев Ю.В.

1026103165791/11004006082

План Росфиннадзора

15 часов

с 14.05.2012 по 25.05.2012

Выявлены нарушения  требований Федерального закона  "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности

Предупреждение  о  недопустимости нарушения требования Федерального закона  "Об аудиторской  деятельности, федеральных стандартов, правил независимости аудиторов  и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

6

ООО "Аудиторская фирма "Проф-Аудит" 
(Свердловская область)

Нохрина Л.Х.

1026602324935/10301008588

План Росфиннадзора

15 часов

с 12.11.2012  
по 30.11.2012

Выявлены нарушения  требований федеральных стандартов аудиторской деятельности

Предупреждение о недопустимости нарушения требований  Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

7

ЗАО «Аудит-КласиК»  (Удмуртская республика)

Ситдикова С.Ф.

1021801590106/10402021405 

План Росфиннадзора

50 часов

с 12.03.2012 
по 16.03.2012  

Выявлены нарушения  требований Федерального закона  "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности

Предупреждение о недопустимости нарушения требований  Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

8

ООО «Средне-Волжское экспертное бюро» (Республика Татарстан)

Фалалеев А.Н.

1021603278663/10205008931

План Росфиннадзора

50 часов

 с 02.04.2012 по 10.04.2012

Выявлены нарушения  требований Федерального закона  "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности

Предупреждение о недопустимости нарушения требований  Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

9

ЗАО «Листик и Партнеры»  Самара (Самарская область)

Моисеев М.Я.

1026301152811/10901013478

План Росфиннадзора

50 часов

 с 04.06.2012 по 08.06.2012

Выявлены нарушения требований Федерального закона  "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности

Предупреждение о недопустимости нарушения требований  Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. 

 

10

 ООО "Банковский  аудит"  
(Республика Татарстан)

Тимохин Г.С.

1021602834912/11203059543

План Росфиннадзора

15 часов

 с 01.10.2012 по 08.10.2012

Выявлены нарушения  требований Федерального закона  "Об аудиторской деятельности", федеральных  стандартов аудиторской деятельности

Предупреждение о недопустимости нарушения требований  Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

*

ПЛАН Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по осуществлению  внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», на 2012 год


 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Отчет о проведенных Территориальным управлением

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике проверок за 9 месяцев 2012 года

 

 

Территориальным управлением Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  в Удмуртской Республике за 9 месяцев 2012 года  проведено 136  ревизий и проверок.

Структура проведенных за 9 месяцев 2012 года проверок

 

Общее количество ревизий и проверок, которыми выявлены нарушения в финансово-бюджетной  сфере - 62. Из них 14  - в использовании  средств федерального бюджета.

Общая сумма проверенных средств  составила 24 980 966,80 тыс. рублей, из них  проверено:

- средств федерального бюджета  – 2 044 092,14  тыс. рублей.

- средств, выделенных из федерального  бюджета в виде межбюджетных  трансфертов – 3 916 196,74 тыс. рублей;

- средств государственных внебюджетных  фондов (без учета межбюджетных  трансфертов из федерального  бюджета) -  4 535 012,21 тыс. рублей.

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 242 922,87 тыс. рублей, в том числе:

- средств федерального бюджета – 52 739,48 тыс. рублей;

- средств, выделенных из федерального  бюджета в виде межбюджетных  трансфертов – 167 558,90 тыс. рублей;

- средств государственных внебюджетных  фондов (без учета межбюджетных  трансфертов из федерального  бюджета) - 948,29 тыс. рублей;

 

Структура выявленных нарушений законодательства и других нормативных правовых актов в финансово-бюджетной сфере

(тыс. руб.)

В результате применения всех форм устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, устранено нарушений на сумму 78 092,80 тыс. рублей. На 1 рубль федеральных средств, полученных на содержание Территориального управления, возмещено 5,20 рублей.

В добровольном порядке возмещено 78 056,80  тыс. рублей. По средствам федерального бюджета в добровольном порядке восстановлено 38 755,01 тыс. рублей, из них 10,789 тыс. рублей поступило непосредственно в доход федерального бюджета.

По результатам работы в отчетном периоде возмещено средств, использованных с нарушениями:

- средств федерального бюджета  – 38 755,01 тыс. рублей;

- средств, выделенных из федерального  бюджета в виде межбюджетных  трансфертов – 38 964,85 тыс. рублей;

- средств государственных внебюджетных  фондов (без учета межбюджетных  трансфертов из федерального бюджета) -  52,31 тыс. рублей.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в  Удмуртской Республике правоохранительным органам передано 116 материалов проверок на сумму 273 874,99  тыс. рублей.

Информация о работе Методы финансового контроля