Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:26, курсовая работа
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области, образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально - экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие финансового контроля, раскрыть сущность основных методов и форм финансового контроля.
Введение
Глава 1. Понятие, виды и формы финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля
1.2. Виды финансового контроля
1.3. Формы финансовый контроль
Глава 2. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
2.2. Аудиторский финансовый контроль
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля
2.4. Правовые основы проведения проверки в рамках финансового контроля
2.5. Основы правового регулирования анализа финансово хозяйственной деятельности
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы
Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.
Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются, как правило, справками или докладными записками.
Счетная проверка
отчетности подразумевает контроль
достоверности бухгалтерских
Роль счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля возрастает на современном этапе, когда все большее развитие получают крупные хозяйственные комплексы – производственные объединения. При этом исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в целом. Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции, прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на производство и себестоимость продукции и др.
Обследование
в отличие от проверки охватывает
более широкий спектр финансово
- экономических показателей
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово - бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг)
- постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной
ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;
неэффективное использование
2.2. Аудиторский финансовый контроль
Важное значение в условиях формирования рыночных отношений имеет развитие аудиторского финансового контроля.
Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. [4; 72]
Аудит является одним из видов финансового контроля и поэтому основные принципы у них общие:
- независимость;
- гласность;
- превентивность (предупредительный характер);
- действенность;
- регулярность;
- объективность;
- всеохватывающий характер.
Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия, произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности - за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законом РФ от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2. зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
4. частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылки
привели к возникновению
Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется
внутрифирменной аудиторской
В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.
Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно-аудиторской оценки.
Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, профессионалы, проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.
При проведении проверок аудиторы самостоятельно определяют формы и методы аудита на основании действующего законодательства, существующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта.
Аудиторы имеют право получать все необходимые документы для проведения проверок, а также объяснение к ним.
Аудиторы так же могут проверять наличие денежных средств, имущества, других ценностей.
Наряду с этим аудиторы обязаны надлежащим образом предоставлять аудиторские услуги, сообщать собственникам, заказчикам о выявленных недостатках ведения бухгалтерского учета и отчетности, сохранять в тайне информацию, полученную при проведении аудита.
С целью обеспечения объективности и беспристрастности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается проведение аудита аудитором, который имеет личные имущественные интересы, прямые родственные отношения с руководством хозяйничающего субъекта, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником (то же. именно - по отношению к дочерним предприятиям, филиалов).
На основе проверки и анализа
финансового состояния аудиторы
должны в официальной форме
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля
Ревизия – это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период.
При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов – от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Это дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения.
Право проведения
финансовых ревизий и проверок предоставлено
Минфину России и его территориальным
контрольно-ревизионным
Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Иными словами, финансовые ревизии, проверки широко распространены в практике контролирующих органов именно как основные методы финансового контроля.
И по возможностям выявления финансовых нарушений на первом месте, несомненно, стоит ревизия, что определяется ее финансово-экономическим содержанием и организационно-правовым оформлением результатов.
Ревизия охватывает
все направления финансово-
Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам.
Основными направлениями ревизии становятся вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Ревизия также проверяет, как обеспечивается сохранность денежных средств и материальных ценностей. Все это непременные условия и факторы выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.
В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению. Непременно проверяется правильность образования и расходования государственных внебюджетных средств. [7; 105]
Важным разделом ревизии обычно является проверка операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, т. е. затрат капитального характера, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами.
Ревизия есть сплошная проверка всех операций, всех результатов, всех документов, всех фактов. Важным условием объективности выступает сложившаяся организационно-правовая практика оформления результатов ревизии. Обычно по результатам ревизии составляют акт, который подписывают и проверяющие, и проверяемые.