Методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков как функция ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков РФ как функция ЦБ1.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

     - проверка решений органов управления;

     - проверка работы ревизионной  комиссии;

     - анализ договорных отношений  кредитной организации с клиентами,  вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

     - проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

     - анализ способов размещения собственных  и временно привлеченных средств,  проверка выполнения обязательств  по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

     - проверка управления рисками;

     _ - проверка формирования резервов;

     - проверка гарантий;

     - проверка обоснованности и законности  формирования доходов;

     - изучение договоров и причин  потерь по отдельным видам деятельности;

     - выявление фактов искажения доходов  и расходов, обнаружение возможных  непроизводительных потерь, в том  числе связанных с результатами  применения санкций за нарушение  и несоблюдение договорных обязательств;

     - выявление причин, мотивов и обстоятельств,  способствовавших банковским нарушениям;

     - выяснение целей нарушения нормативных  актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;

     - выяснение причин и целей проведения  банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

     - проверка соблюдения кредитной  организацией предписаний Банка  России.

     Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные функции как основные действия Банка РФ и разделяет их на:

  1. основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).
  2. вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее) [23; с. 13].

     Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

  1. макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
  2. социально-экономические приоритеты развития общества;
  3. совершенство законодательной базы;
  4. проводимая Банком России кредитная политика;
  5. степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
  6. исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

     Основными принципами банковского надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора именно Банком России [9; с. 60].

     Банковский  надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа [8; с. 207].

     Контрольные функции представляют собой осуществление  контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного  контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

     Банковский  валютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включает надзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, а также государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля [13; с.58].

     То  же самое касается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона о банках и банковской деятельности, который в большей мере является разновидностью банковского надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля.

     Что же касается контрольных функций  Банка России, возложенных на него другими (небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи с банковской деятельностью  кредитных организаций. Поэтому соответствующие контрольные полномочия Банка России являются предметом регулирования иных отраслей российского законодательства (валютное, таможенное, налоговое, бюджетное, гражданское и т.п.) и могут именоваться банковскими с большой натяжкой, да и то лишь потому, что их осуществляет Банк России. Данный вывод имеет важное значение в вопросе о разграничении контроля и надзора в сфере банковской деятельности.

     Таким образом, выполнение Банком России ряда надзорных функций обосновывается функциональной и экономической целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора следует иметь в виду, что кроме Банка России ни один орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая в данном случаев понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспечения и представления о направлениях в развития надзора.  

 

      1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля 

     В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

  1. лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;
  2. текущий контроль (рис. 1).
 

     

     Рис.1. Формы и методы контроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ [11; с. 98] 

     Лицензирование  выполняет функцию входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера [23; с. 14]. Причиной такого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.

     Рассматривая  статистическую отчётность Центрального банка РФ, представленную в таблице 1, можно сделать вывод о деятельности центрального банка в области выдачи лицензий. 

     Таблица 1

     Информация  о регистрации кредитных организаций [16;17;18]

  На 1.01.07 на 1.01.08 на 1.01.09
  1. Зарегистрировано Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом— всего
в том числе:

—банков

—небанковских

 
 
1345 

1293

52

 
 
1296 

1243

53

 
 
1228 

1172

56

  1. KО, имеющие право на осуществление банковских операций—всего
в том числе:

—банки 

—небанковские KО 

 
1189 

1143

46

 
1136 

1092

44

 
1108  

1058

50

  1. KО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока) в том числе:
—банки 

—небанковские KО 

 
 
 
 
1

0

 
 
 
 
2

1

 
 
 
 
3

0

  1. KО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на:
—привлечение  вкладов населения

—осуществление  операций в иностранной валюте

—генеральные  лицензии

—на проведение операций с драгметаллами

—разрешения

—лицензии

 
 
921

803

287 

4

188

 
 
906

754

300 

4

195

 
 
886

736

298 

3

200

 

 

      В 2008 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За 2008 год обще количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2007 год (с 1345 до 1296).

     Количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, в 2008 году в сравнении с предыдущим годом также сократилось— c 1136 (1092 банка и 44 небанковские кредитные организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковских кредитных организаций).

     В отчетном году было зарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банков и 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных организаций за 2007 год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации). Из общего числа банков, вновь зарегистрированных в 2008 году, 5 контролируются иностранным капиталом. За 2008 год 37 банков, или 3,3% от общего количества действующих кредитных организаций, расширили свою деятельность путем получения дополнительных лицензий (при этом 10 банкам были выданы несколько видов лицензий), из них:

     - 8 банкам выданы генеральные лицензии;

     - 10 банкам - лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в том числе 3 банкам такие лицензии были выданы наряду с генеральной лицензией;

     - 7 банкам - лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), которые выдавались наряду с лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

     - 13 банкам - лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; 6банкам— участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, была выдана также лицензия на проведение соответствующих операций в иностранной валюте;

     - 3 банкам были заменены лицензии в связи со снятием имевшихся в их лицензиях ограничений на осуществление банковских операций.

     Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание того и другого методов (рис.2). 

     

     Рис.2. Виды банковского надзора 

     Контроль  над работой банков осуществляется для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за работой каждого банка в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

     Банковский  надзор прямого (превентильного) регулирования деятельности коммерческих банков в России представлены на рисунке 1.

     Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим  лицам на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

     Важный  этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Симановский А.Ю. называет данный вид офсайт надзор [24; с. 4].

     Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью  кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные  документы и т.п.) [8; с. 206].

     В 2008 году ЦБ РФ назначил кураторов практически  во всех крупных и средних банках. Основными задачами кураторов – формирование чёткого представления о характере бизнеса и профиле рисков в курируемой кредитной организации, постоянный мониторинг ее деятельности [].

     Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

     Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы [19; с.11]. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.

Информация о работе Методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков как функция ЦБ