Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:33, курсовая работа
Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Второй вид банковского надзора – контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.
Инспектирование
кредитных организаций
Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Эта система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение нескольких лет.
Соответственно
этим целям следует различать
два общих объекта
а)
кредитная организация как
б)
системные связи кредитных
В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:
а) правовые отношения;
б) финансовые отношения;
в) бухгалтерских учет и отчетность.
Из общего числа проверок (1510), проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 299 (19,8%) были комплексными и 1211 (80,2%)- тематическими (рис.3). По данным видно, что из года в год число проверок сокращается, так в 2007 году было проведено 1742 проверки, из которых 393 (22,6%) были комплексными, 1349 (77,4%)— тематическими. В 2006 году
Изменилось
и соотношение проверок, так увеличивается
доля тематических проверок, а комплексных
- уменьшается. Эта тенденция наблюдается
с 2006 года.
Рис.3.
Динамика тематических и косплексных
инспекционных проверок
При этом в рамках комплексных проверок кредитных организаций в 2008 году было проведено 67 проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки), а в 2007 году – 97 комплексных проверок и 520 тематических (из них 87— в филиалах Сбербанка России ОАО).
Всего
в 2008 году проверки были проведены в
824 кредитных организациях, что на 4,8 % меньше,
чем в 2007 год у (866). Это 72,5% от количества
действующих на 1.01.2008 кредитных организаций.
462 проверки были проведены в филиалах
кредитных организаций (13,4% от количества
действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных
организаций), что меньше по сравнению
с 2007 годом (609) на 24,1 %. Сюда включаются
44 филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от
количества действующих на 1.01.2008 филиалов
Сбербанка России ОАО), меньше по сравнению
с 2007 годом (84), меньше на 47,6 %(рис. 4).
Рис.4.
Динамика инспекционной нагрузки на кредитные
организации
В отчетном году продолжилась сложившаяся в последние годы тенденция снижения инспекционной нагрузки на кредитные организации, что отразилось как в уменьшении общего количества проверок, так и в изменении соотношения плановых и внеплановых проверок в пользу плановых.
В соответствии со Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка, или 74 % от общего количества проведенных проверок (рис.5 ). Из них 691— в кредитных организациях, 41— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, 385— в филиалах других кредитных организаций, 4— во внутренних структурных подразделениях кредитных организаций.
В 2007 году было проведено по плану 1322 проверки (76 % от общего количества проведённых проверок), что на 15,55 больше, чем в 2008 году. Из них 726— в кредитных организациях, 511— в филиалах кредитных организаций, 85— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
В
2008 году было проведено 205 плановых межрегиональных
проверок кредитных организаций (их филиалов),
что на 18,5 % больше, чем в 2007 году.
Рис.5.
Динамка плановых и внеплановых инспекционных
проверок
В рамках обеспечения функционирования системы страхования вкладов, гарантирования защиты прав и законных интересов вкладчиков банков проведены 92 плановые проверки банков — участников системы страхования вкладов с участием представителей государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”, что на 29,8 % меньше, чем в 2007 году (131).
На внеплановой основе в 2008 году уполномоченными представителями Банка России проведено 389 проверок (26 % от общего количества проведенных проверок). По сравнению с 2007 годом на 7,45 меньше (420 проверок). Из общего числа внеплановых проверок в 2008 году 98 проверок (25,2 % от их общего количества) были проведены на основании решений руководства Банка России, сто также меньше, чем в 2007 году на 101%. Основная часть внеплановых проверок (291 или 74,8% от общего количества внеплановых проверок) была проведена по решению руководителей территориальных учреждений Банка России. В связи с увеличением уставного капитала кредитной организации более чем на 20% от ранее зарегистрированного размера проведено 246 проверок, ходатайствами кредитных организаций о расширении деятельности— 24 проверки. В связи с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) проведено 17 проверок, что больше по сравнению с 2007 годом (4 проверки). Проведены 4 проверки соответствия активов, предоставляемых банками в обеспечение кредитов Банка России.
В
ходе проведенных в 2008 году проверок
выявлены 16997 нарушений в деятельности
кредитных организаций и филиалов (таблица
2).
Таблица 2
Нарушения в деятельности кредитных организаций [17; 18]
2007 | 2008 | Темп роста 2008 года к 2007 году, % | |
Всего нарушений | 17969 | 16997 | 94,6 |
Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём | 4376 | 4651 | 106,3 |
Нарушения в проведении кредитных операций | 3469 | 3794 | 109,4 |
Организация работы по ведению бухгалтерского учёта | 1698 | 1569 | 92,4 |
Нарушения в области достоверности учёта и отчётности | 1425 | 1334 | 93,6 |
Кассовые операции | 1244 | 1013 | 81,4 |
Требования валютного законодательства | 1024 | 862 | 84,2 |
Наибольшее количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма— 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций— 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета— 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности— 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства— в 862случаях (5,1%).
Если сравнивать показатели 2008 и 2007 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).
К сожалению, как указывает Братко А.Г., практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой [8; с. 211].
Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.
И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
1) анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в
установленном порядке;
2) проверка отдельных направлений деятельности или кредитной
организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;
3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России [12; с. 33].
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.
При
осуществлении функций
Конкретно,
порядок инспектирования
- Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";
- Инструкция Банка России от 1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)";
- Указание Банка России от 27 октября 2006 г. N 1737-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";
-
Указание Банка России от 13 января
2005 г. N 1542-У "Об особенностях проведения
проверок банков с участием служащих государственной
корпорации "Агентство по страхованию
вкладов".
Глава 2. Административно-правовые основы
контрольно-надзорной деятельности Центрального
банка РФ
2.1
Банка России как органа надзора
Банковская система регулируется не административным, а банковским правом. Соответственно этому Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Братко А.Г. отмечает, что Банк России не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений [8; с. 213]. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.
Информация о работе Методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков как функция ЦБ