Методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков как функция ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков РФ как функция ЦБ1.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

     Второй  вид банковского надзора –  контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

     Инспектирование кредитных организаций осуществляется по определённой схеме, представленной в приложении 1.

     Общая цель инспектирования состоит в  том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной  организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в  процессе инспектирования следует  выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

     Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Эта система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение нескольких лет.

     Соответственно  этим целям следует различать  два общих объекта инспектирования:

     а) кредитная организация как таковая;

     б) системные связи кредитных организаций.

     В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

     а) правовые отношения;

     б) финансовые отношения;

     в) бухгалтерских учет и отчетность.

     Из  общего числа проверок (1510), проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 299 (19,8%) были комплексными и 1211 (80,2%)- тематическими (рис.3). По данным видно, что из года в год число проверок сокращается, так в 2007 году было проведено 1742 проверки, из которых 393 (22,6%) были комплексными, 1349 (77,4%)— тематическими. В 2006 году

     Изменилось  и соотношение проверок, так увеличивается  доля тематических проверок, а комплексных - уменьшается. Эта тенденция наблюдается с 2006 года.  

     

     Рис.3. Динамика тематических и косплексных инспекционных проверок 

     При этом в рамках комплексных проверок кредитных организаций в 2008 году было проведено 67 проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки), а в 2007 году – 97 комплексных проверок и 520 тематических (из них 87— в филиалах Сбербанка России ОАО).

     Всего в 2008 году проверки были проведены в 824 кредитных организациях, что на 4,8 % меньше, чем в 2007 год у (866). Это 72,5% от количества действующих на 1.01.2008 кредитных организаций. 462 проверки были проведены в филиалах кредитных организаций (13,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций), что меньше по сравнению с 2007 годом (609) на 24,1 %. Сюда включаются 44 филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов Сбербанка России ОАО), меньше по сравнению с 2007 годом (84), меньше на 47,6 %(рис. 4). 

     

     Рис.4. Динамика инспекционной нагрузки на кредитные организации 

     В отчетном году продолжилась сложившаяся  в последние годы тенденция снижения инспекционной нагрузки на кредитные организации, что отразилось как в уменьшении общего количества проверок, так и в изменении соотношения плановых и внеплановых проверок в пользу плановых.

     В соответствии со Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка, или 74 % от общего количества проведенных проверок (рис.5 ). Из них 691— в кредитных организациях, 41— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, 385— в филиалах других кредитных организаций, 4— во внутренних структурных подразделениях кредитных организаций.

     В 2007 году было проведено по плану 1322 проверки (76 % от общего количества проведённых проверок), что на 15,55 больше, чем в 2008 году. Из них 726— в кредитных организациях, 511— в филиалах кредитных организаций, 85— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.

     В 2008 году было проведено 205 плановых межрегиональных  проверок кредитных организаций (их филиалов), что на 18,5 % больше, чем в 2007 году. 

     

     Рис.5. Динамка плановых и внеплановых инспекционных проверок 

     В рамках обеспечения функционирования системы страхования вкладов, гарантирования защиты прав и законных интересов  вкладчиков банков проведены 92 плановые проверки банков — участников системы страхования вкладов с участием представителей государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”, что на 29,8 % меньше, чем в 2007 году (131).

     На  внеплановой основе в 2008 году уполномоченными  представителями Банка России проведено 389 проверок (26 % от общего количества проведенных проверок). По сравнению с 2007 годом на 7,45 меньше (420 проверок). Из общего числа внеплановых проверок в 2008 году 98 проверок (25,2 % от их общего количества) были проведены на основании решений руководства Банка России, сто также меньше, чем в 2007 году на 101%. Основная часть внеплановых проверок (291 или 74,8% от общего количества внеплановых проверок) была проведена по решению руководителей территориальных учреждений Банка России. В связи с увеличением уставного капитала кредитной организации более чем на 20% от ранее зарегистрированного размера проведено 246 проверок, ходатайствами кредитных организаций о расширении деятельности— 24 проверки. В связи с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) проведено 17 проверок, что больше по сравнению с 2007 годом (4 проверки). Проведены 4 проверки соответствия активов, предоставляемых банками в обеспечение кредитов Банка России.

     В ходе проведенных в 2008 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов (таблица 2).  

     Таблица 2

     Нарушения в деятельности кредитных организаций  [17; 18]

  2007 2008 Темп роста 2008 года к 2007 году, %
Всего нарушений 17969 16997 94,6
Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём 4376 4651 106,3
Нарушения в проведении кредитных операций 3469 3794 109,4
Организация работы по ведению бухгалтерского учёта 1698 1569 92,4
Нарушения в области достоверности учёта  и отчётности 1425 1334 93,6
Кассовые  операции 1244 1013 81,4
Требования  валютного законодательства 1024 862 84,2
 

     Наибольшее  количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма— 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций— 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета— 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности— 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства— в 862случаях (5,1%).

     Если  сравнивать показатели 2008 и 2007 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).

     К сожалению, как указывает Братко А.Г., практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным  образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой [8; с. 211].

     Главный недостаток инспектирования состоит  в том, что практически неизученным  оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными  кредитными организациями.

     И тот и другой вид банковского  надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет  значение с точки зрения оперативности  надзора и достоверности его  результатов.

     Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

     1) анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в

     установленном порядке;

     2) проверка отдельных направлений деятельности или кредитной

     организации в целом представителем Банка  России - ревизия на месте;

     3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России [12; с. 33].

     Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение  обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

     При осуществлении функций банковского  регулирования и банковского  надзора Банк России не вправе проводить  более одной проверки кредитной  организации (ее филиала) по одним и  тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

     Конкретно, порядок инспектирования кредитной  организации и оформление акта ее проверки, регулируются нормативными актами Банка России:

     - Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

     - Инструкция Банка России от 1 декабря  2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)";

     - Указание Банка России от 27 октября  2006 г. N 1737-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

     - Указание Банка России от 13 января 2005 г. N 1542-У "Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". 

 

      Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ 

     2.1 Банка России как органа надзора 

     Банковская  система регулируется не административным, а банковским правом. Соответственно этому Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Братко А.Г. отмечает, что Банк России не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений [8; с. 213]. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Информация о работе Методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков как функция ЦБ