Методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков как функция ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков РФ как функция ЦБ1.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

     Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:

  1. регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

     2) отдельных функций Банка России  в области валютного регулирования и валютного контроля.

     Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции [7]:

     1) проводит обсуждения, в том числе  по поручению Совета директоров  Банка России, Председателя Банка  России, по предложению структурных  подразделений Банка России, входящих  в состав Комитета, иных структурных  подразделений Банка России и его территориальных учреждений;

     2) подготавливает по поручению  Председателя Банка России необходимую  информацию Национальному банковскому  совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;

     3) принимает решения по вопросам:

     государственной регистрации кредитных организаций при их создании;

     выдачи  генеральных лицензий на осуществление  банковских операций, лицензий на привлечение  во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права;

     вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов;

     формирования  собственных средств (капитала) кредитных  организаций с использованием инвесторами  ненадлежащих активов;

     назначения  временной администрации по управлению кредитной организацией;

     аннулирования и отзыва у кредитных организаций  лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной  регистрации кредитных организаций  в связи с их ликвидацией;

     выдачи  кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций;

     4) рассматривает проекты нормативных  актов Банка России, введение  которых может повлиять на  достижение целей банковского  регулирования и банковского  надзора, установленных законодательством  Российской Федерации, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора;

     5) осуществляет анализ деятельности  кредитных организаций (банковских  групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам  их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ, в том числе по материалам структурных подразделений Банка России, его территориальных учреждений, членов Комитета;

     6) в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам  вкладчиков и кредиторов кредитных  организаций (банковских групп), стабильности банковской системы России, принимает меры об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций;

     7) рассматривает предложения заинтересованных  структурных подразделений Банка  России по определению экономического содержания, принципов признания, оценки и финансового результата банковских операций и иных сделок кредитных организаций, принимает по этим вопросам рекомендации и представляет их на утверждение Совета директоров Банка России.

     Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

     В системе банка России можно выделить две группы подразделений:

     а) регулятивные;

     б) надзорные [13; с. 62].

     К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения.

     Надзорный блок составляют два департамента и  соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях Банка России: департамент банковского надзора и подразделения инспектирования кредитных организаций.

     Между регулятивными и надзорными блоками  нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных решений и не изолированы между собой.

     Например, департамент лицензирования, осуществляя  государственную проверку кредитной  организации, одновременно обязан проверить  достоверность тех фактов, которые  отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем, чтобы была проведена соответствующая проверка.

     Для решения задач дистанционного наблюдения в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

     Для этих целей контрактного надзора  в структуре Банка России создаются  специальные подразделения - Департамент  инспектирования кредитных организаций  и соответствующие структуры  в его территориальных учреждениях (управления, отделы). 

     2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля 

     Механизм  осуществления регулирования и  надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

     Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные [20].

     Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

     Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

     Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

     Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе “О банках и банковской деятельности” и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

     Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

     Как отмечает Максимов М.В., в зависимости  от того, на какой стадии государственного управленческого процесса применяются  регистрационные, лицензионные, согласовательные, уведомительные, в т.ч. антимонопольные, банковские процедуры, они могут иметь либо характер банковского регулирования, либо характер банковского надзора [13; с.62]. Так, в момент создания кредитной организации упомянутые банковские процедуры являются элементами банковского регулирования. В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, в уставный капитал и т.п., если, помимо регистрации, Банк России оценивает ранее проведенные сделки или принятые решения с точки зрения их законности, имеет место не только банковское регулирование, но и банковский надзор.

     Надзорные органы применяют к кредитным  организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные [20].

     Конкретный  состав применяемых мер воздействия  может, как включать меры воздействия  только одного типа (предупредительные  либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

     Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Закона о банках, а также Закона о Банке России, Закона о банкротстве, нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации, а также положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

     Предупредительные меры воздействия применяются в  основном в тех случаях, когда  недостатки в деятельности кредитной  организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и  вкладчиков. Могут применяться главным  образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

     В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

     •при  ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные  Банком России обязательные нормативы  деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

     •если по данным отчетности кредитной организации  и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие  об опасности ухудшения финансового  состояния кредитной организации;

     •при  несоблюдении требований федеральных  законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности:

     •при  несоблюдении кредитной организацией требований Банка России:

     Содержание  предупредительных мер воздействия включает:

     •доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

     •изложение  рекомендаций надзорного органа по исправлению  создавшейся в кредитной организации ситуации;

     •предложения  представить в надзорный орган  программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая  при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

     •установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

     К принудительным мерам воздействия  относятся [13; с.61]:

     •штрафы;

     •требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

     •требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и  размера уставного капитала кредитной  организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве кредитных организаций [4];

     •требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана  мероприятий по реорганизации;

     •ограничение  проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

     •запрет на осуществление кредитными организациями  банковских операций, предусмотренных  выданной лицензией, на срок до одного года;

     •запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

     •требование о замене руководителей кредитной  организации;

     •назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

     •отзыв  лицензии на осуществление банковских операций.

     Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются  в виде предписания.

     На  основании таблицы 3 можно сделать вывод о том, что по результатам проверок по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в 2008 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные— доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации (в 339 случаях); принудительные— предъявление требований об устранении выявленных нарушений (в 229 случаях); штрафы наложены в 170 случаях; введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 252 случаях; лицензии отозваны у 7 кредитных организаций. 

Информация о работе Методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков как функция ЦБ