Методы прогнозирования валютных кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Рост технологической оснащённости финансовых рынков, появление новых рынков в последние 30 лет придали особую актуальность стратегиям хеджинга валютных рисков. Последние 30 лет были отмечены многочисленными валютными и фондовыми крахами, сопровождавшимися долговыми, банковскими и финансовыми кризисами. Эти кризисы затронули не только развивающиеся страны, но и некоторые развитые государства (например, фондовая паника 1987 года в США, кризис Европейской Валютной Системы в 1992 году, кризис Евро 2012-2013 года). Причины валютных потрясений остаются до конца неясными, что придаёт особое значение активному управлению рисками на потенциально кризисных рынках.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Определение валютного кризиса, его сущность……………………4
Валютный кризис как элемент финансового кризиса………………….4
Проявление валютных кризисов…………………………………….....10
Деятельность международного валютного фонда………………..…..14
Глава 2. Методы прогнозирования валютных кризисов………………..…...19
2.1. Качественный анализ в прогнозирование валютных кризисов………….19
2.2. Метод эконометрического моделирования……………………….……..24
2.3. Непараметрические методы…………………………………………….…28
2.4. Вероятностная модель кризиса……………………………….……..30
Заключение…………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………….35

Файлы: 1 файл

Современная экономическая среда предъявляет особые требования ко всем экономическим агентам.docx

— 80.51 Кб (Скачать файл)

 

В 1990-е годы валютные кризисы  в Европе, Мексике и Юго-Восточной  Азии привлекли всеобщее внимание к  спекулятивным атакам на контролируемые властями валютные курсы. Изучение этих событий в настоящее время  проходит как на теоретическом, так  и на эмпирическом уровне. И в  тех и в других работах математическое моделирование происходящих в экономике  процессов заняло центральное место.

Согласно распространенной классификации, предложенной экспертом  Национального Бюро Экономических  Исследований в США Майклом Бордо, финансовые кризисы могут быть сгруппированы в три большие категории: банковский, долговой и валютный кризис. Во многих случаях банковский, долговой и валютный кризис переплетаются между собой, как это произошло во время Азиатского кризиса 1997-98 гг. и Мексиканского кризиса 1994-95 гг. Кризис Механизма Обменных Курсов в Европе в 1992-93 гг. обычно считают валютным кризисом, несмотря на то, что в скандинавских странах он привел к национализации банковской системы. Кроме того, один тип кризиса может запускать другой тип кризиса. Банковский кризис нередко предшествует валютному кризису, особенно в развивающихся странах, что случилось, например, в Турции и Венесуэле в середине 1990-х гг. Проблемы банковского сектора также могут инициировать долговой кризис, как в Аргентине и Чили 1981-82 гг. И наоборот, кризис внешней задолженности способен подорвать устойчивость банков, что наблюдалось в 1982 г. в Колумбии, Мексике, Перу и Уругвае. Тем не менее, предшествование одного кризиса другому может вовсе не означать причинно-следственную связь.

Например, когда финансовый сектор подвержен недостаточному надзору  и регулированию, слабость банковской системы часто обнаруживается только после обострения общих проблем  – бегство от национальной валюты вынуждает пристальнее изучать  состояние внутренних институтов. Такая  ситуация была весьма характерна для  Азиатского кризиса. По этой причине, хотя анализ банковского и долгового  кризис обычно не входит составной  частью в анализ валютного кризиса, они считаются косвенно связанными между собой.

В Таиланде девальвация  бата в июле 1997 года произошла в  момент, когда валютные резервы, составлявшие 31 млрд долл., сократились до 1.4 млрд долл., а в год, предшествующий кризису, дефицит по балансу текущих операций составил более 8% ВВП, что по международным стандартам является очень высоким показателем. Поэтому на первый взгляд можно было бы предположить, что валютный кризис в Таиланде был результатом только фиксации обменного курса на уровне, несовместимом с другими ориентирами макроэкономической политики, т.е. кризисом первого типа.

Однако повышение реального  курса бата было незначительным и  не могло объяснить глубины таиландского кризиса, хотя сам факт поддержания  фиксированного курса внес свой вклад  в кризис. Дело в том, что обязательство  центрального банка поддерживать фиксированный  обменный курс воспринимается международными инвесторами как определенная гарантия от риска девальвации. А эта гарантия, в свою очередь, способствовала и  разрастанию внутренних долгов, ослабивших национальную кредитную систему, и  росту внешней задолженности  частного сектора.

Так, значительный дефицит  бюджета при фиксированном валютном курсе является одним из примеров несогласованности макроэкономической политики и режима валютного курса. Во многих развивающихся странах  дефицит бюджета финансируется  полностью или частично путем  эмиссии денег. Как известно, в  реальном выражении правительство, кроме долговых заимствований и  эмиссии денег, получает еще один важный источник финансирования бюджетного дефицита – инфляционный налог. Если для этого необходима слишком  высокая инфляция, то это может  привести к тому, что цены неторгового  сектора начнут расти быстрее, чем  цены торгового сектора. Тогда реальный валютный курс будет снижаться, что  означает удорожание (укрепление) национальной валюты. Продолжительное укрепление может привести к завышению стоимости  национальной валюты. Это, в свою очередь, приведет к росту импорта и  сокращению экспорта и, следовательно, к дефициту (или сокращению излишка) торгового баланса, сокращению золотовалютных резервов и росту внешних заимствований  свыше долгосрочного равновесного уровня, а в последствие, к девальвационному кризису.

Самый широкий взгляд на валютный кризис представляет его как резкое обострение ситуации на валютном рынке. Простейшее определение состоит в том, что валютный кризис означает значительную номинальную девальвацию или обесценение национальной валюты. Это определение, однако, не учитывает множество других признаков «обострения» и успешного противостояния властей валютным спекулянтам. Обычно «обострение ситуации» выражается не только в колебаниях валютного курса, но также в падении цен на внутренние финансовые активы, увеличении краткосрочных процентных ставок, снижении доверия к банкам, распродаже золотовалютных резервов и т.д. Все эти признаки говорят о том, что валютный кризис может происходить не только с жестко фиксированным валютным курсом, но и с более «мягкими» режимами. По определению МВФ валютный кризис случается, когда «спекулятивная атака на обменный курс приводит к девальвации (или резкому обесценению) валюты либо заставляет власти для защиты валюты значительно расходовать иностранные резервы или резко поднимать процентные ставки».

В эмпирических исследованиях  используется концепция т.н. «спекулятивного  давления», созданная еще в 1970-х  гг. Согласно этой концепции валютный кризис, равно как и спекулятивная  атака, определяется как период, когда  спекулятивное давление на валютном рынке достигает критических  значений. Спекулятивное давление на валютном рынке можно измерить с  помощью средневзвешенного индекса, включающего переменные номинального валютного курса, потерю иностранных  резервов и изменение процентных ставок. Индекс был впервые предложен  в 1996 г. группой экономистов, состоящей из Б. Айхенгрина, Э. Роуза и Ч. Выплоша. Главное преимущество взвешенного индекса состоит в том, что он тонко определяет ситуацию на рынке. Связанная с валютным кризисом спекулятивная атака может закончиться как успехом, так и провалом. В случае успеха спекулянтов, ситуация уже носит название «валютный крах», т. е. Происходит значительное номинальное обесценение или девальвация внутренней валюты. Дж. Франкель и Э. Роуз предлагают использоваться при определении валютного краха порог обесценения в 25% в год.

Опираясь на эти операционные критерии, эксперты МВФ подсчитали, что с 1975 по 1997 гг. в мире наблюдалось 158 эпизодов значительного спекулятивного давления на валютном рынке, 55 из которых  закончилось валютными крахами. Другие исследователи с учетом различий в выборке получили приблизительно схожие результаты. Например, Г.Камински и К.Рейнхард обнаружили, что в 1970-95 гг. двадцать стран пережило 71 кризис, а уже упомянутые Б. Айхенгрина, Э. Роуза и Ч. Выплоша в двадцати промышленно развитых странах насчитали 77 кризисов. 

 

 

    1. Деятельность международного валютного фонда

 

Прогнозированием и  помощью выхода из валютных кризисов занимается международный валютный фонд, участие его в мировой  финансовой системе наиболее значимо.  Международный валютный фонд — международная валютно-крёдитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН, начала функционировать с марта 1947г. Основными целями деятельности МВФ являются:

    • содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и устранения валютных ограничений;
    • предоставление государствам-членам кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Ресурсы кредитования - это  собственный капитал Фонда и  заемные средства. Собственный капитал  МВФ образуется за счет взносов государств-членов. В соответствии со взносом каждая страна имеет свою квоту, выраженную в СДР. Квота определяет:

1) долю в капитале  МВФ,

2) возможность использования  ресурсов Фонда,

3) количество голосов,  которым располагает страна в  МВФ.

Величина квоты: зависит  от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой торговле. Часть квоты (25%) вносится в иностранной  валюте или в СДР и образует резервную долю в МВФ, другая часть  квоты (75%) вносится в национальной валюте.

Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Более 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 35 - развивающимся странам.

В 1999 г, капитал МВФ составлял  более 150 млрд. долл. В дополнение к  собственному капиталу МВФ имеет  возможность привлекать заемные  средства. МВФ неоднократно получал  займы у казначейств и центральных  банков разных стран. МВФ выдает кредиты  двух видов: на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурных  преобразований. Процентная ставка по таким кредитам составляет 6—8% годовых.

МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему. Во-первых, МВФ выступал в  качестве проводника принятой Западом  по инициативе США установки на демонетизацию  золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного  механизма стало прекращение  Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие  официальным органам других стран. В 1978 г. в устав МВФ были внесены  поправки, запрещающие странам-членам использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР.

 Международный валютный  фонд сыграл ведущую роль в  процессе расширения влияния  транснациональных корпораций и  банков на страны с переходными  и развивающимися экономиками.  Предоставление этим странам  в 1990-е гг. заемных ресурсов  МВФ в значительной мере способствовало  активации деятельности транснациональных  корпораций и банков в этих  странах.

 В связи с процессом  глобализации финансовых рынков  исполнительный совет в 1997 г.  инициировал разработку новых  поправок в Статьи соглашения  МВФ, чтобы сделать либерализацию  операций по движению капиталов  специальной целью МВФ, включить  их в сферу его компетенции,  т. е. распространить на них  требование отмены валютных ограничений.  Временный комитет МВФ принял  на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о  либерализации движения капиталов,  призвав исполнительный совет  ускорить работу над поправками, с тем чтобы «добавить новую  главу в Бреттон-Вудское соглашение». Развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые страны были вынуждены ввести контроль движения капиталов. Тем не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.

В контексте анализа  причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно также отметить, что  Международный валютный фонд сравнительно недавно (с 1999 г.) пришел к выводу о  необходимости распространить область  своей ответственности на сферу  функционирования мировых финансовых рынков и финансовых систем.

Появление у МВФ намерения  регулировать международные финансовые отношения вызвало изменения  в его организационной структуре. Сначала, в сентябре 1999 г., образовался Международный валютно-финансовый комитет, ставший постоянным органом стратегического планирования деятельности МВФ по вопросам, относящимся к функционированию мировой валютной и финансовой системы.

 В 1999 г. МВФ и  Всемирный банк приняли совместную  «Программу оценки финансового  сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки состояния их финансовых систем.

 В 2001 г. создан  департамент по международным  рынкам капитала. В июне 2006 г. учрежден  объединенный департамент денежно-кредитных  систем и рынков капитала (Monetary Systems and Capital Markets Department, MSCMD)

К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования — более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами.

В деятельности МВФ выделяется такое направление, как оказание государствам-участникам разнообразной  технической помощи и содействие в профессиональной подготовке кадров. 8 июля 2002 г. был опубликован отчет  Исполнительного совета МВФ о  результатах претворения в жизнь  программы, известной как техническая  поддержка (ТА, Technical Assistance) стран-участниц. Особое внимание было уделено постановке приоритетов и реализации двух экспериментальных программ — Технические консультации (ТС, Technical Consultations) и Планы технического сотрудничества (ТС АР, Technical Cooperation Action Plans),— разработанных в конце 1999 г. для совершенствования планирования и внедрения ТА в процесс контроля и надзора.

Цели ТА определены в  статье 1 Соглашения. Они включают «содействие  развитию производительных ресурсов стран  — членов МВФ путем повышения  эффективности экономической политики и финансового управления». МВФ  оказывает поддержку руководству  стран-участниц на стадии разработки и  внедрения политических программ. Фонд помогает правительствам укреплять  институциональную основу для построения макроэкономической и финансовой политики, ориентированной на экономический  рост и борьбу с бедностью. Техническая  поддержка осуществляется через  представителей в штаб-квартирах, экспертов, выездных советников, а также посредством  обучения специалистов стран-участниц. МВФ предоставляет ТА в следующих  основных областях:

Информация о работе Методы прогнозирования валютных кризисов