Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 05:04, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов регулирования бюджетного дефицита в России.
Для этого поставлены следующие задачи: раскрыть социально-экономическую сущность и роль бюджета государства; изучить бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г.; дать понятие бюджетного дефицита; охарактеризовать политику профицита; исследовать методы финансирования бюджетного дефицита; изучить сбалансированность и дефицит бюджета.
При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение учебников и учебных пособий по управленческому учету; аналитический метод, метод классификации, метод описания.
Введение…………………………………………………………….……….3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства, бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009г…………………………………………………………………….…...5
1.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства..5
1.2. Бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г……...9
Глава 2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования………....12
2.1. Бюджетный дефицит и методы его регулирования………………...12
2.2. Политика профицита………………………………………………….22
2.3.Методы финансирования бюджетного дефицита…………………...24
2.4. Сбалансированность и дефицит бюджета……………………….….26
Заключение…………………………………………………………….…..27
Список использованной литературы………………………………….….30
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Специальность: «Финансы и кредит»
Отделение: Заочное
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Финансы»
На тему:
«Методы регулирования бюджетного дефицита в России»
Студентка: И.А. Юрова
Москва 2009 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социально-экономическая сущность
и роль бюджета государства, бюджет Российской
Федерации и дефицит бюджета в 2009г…………………………………………………………………
1.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства..5
1.2. Бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г……...9
Глава 2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования………....12
2.1. Бюджетный дефицит и методы его регулирования………………...12
2.2. Политика профицита………………………………………………….
2.3.Методы финансирования бюджетного дефицита…………………...24
2.4. Сбалансированность
и дефицит бюджета……………………….….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….….30
Введение.
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
Внешними источниками
Правительство РФ должно принять программу по стабилизации социально-экономического положения в стране. Главные задачи Программы: остановить развитие кризисных явлений на финансовых рынках и преодолеть кризис доверия граждан к государственным институтам страны.
Основные направления
Для мобилизации доходов используются следующие меры: налоговое администрирование; совершенствование налогового законодательства; усиление государственного контроля за рынком алкогольной продукции; изыскание дополнительных доходов бюджета.
Основным недостатком в расходовании средств федерального бюджета может быть отсутствие приоритетов, ориентация на выборочное финансирование отдельных параметров бюджетной сферы. Государство должно выделять деньги в первую очередь под реформы, в те сферы, где происходят реальные преобразования.
В настоящее время в России главной задачей является экономический рост. Ключевые направления для достижения этой стратегической цели уже определены: реформа банковского сектора; реформа земельного законодательства; создание условий для реализации процедур банкротства; реформа трудового и пенсионного законодательства; налоговая реформа (снижение налогов для малого бизнеса, отмена оборотных налогов и налога с продаж и т.п.).
Тема данной работы очень важна и актуальна, так она касается не только государства, но каждого из граждан России, ведь от бюджета РФ зависит благополучие страны.
Предметом курсовой работы является анализ методов регулирования бюджетного дефицита в России. Объект – методы регулирования.
Целью данной работы является исследование методов регулирования бюджетного дефицита в России.
Для этого поставлены следующие задачи: раскрыть социально-экономическую сущность и роль бюджета государства; изучить бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г.; дать понятие бюджетного дефицита; охарактеризовать политику профицита; исследовать методы финансирования бюджетного дефицита; изучить сбалансированность и дефицит бюджета.
При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение учебников и учебных пособий по управленческому учету; аналитический метод, метод классификации, метод описания.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, где обосновывается актуальность избранной темы, определяется цель, предмет, объект, методы, ставятся задачи, основную часть, в которой раскрываются основные понятия, анализируются проблемы и возможные варианты их решения; заключение. Суммируются все выводы, полученные во время написания работы; список использованной литературы, который содержит все источники, использованные мною при написании курсовой работы.
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства, бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г.
1.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.
В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование1.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.
Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России) — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Основными функциями бюджета являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет — основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.
В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле – один из центральных компонентов человеческого развития. Ускоренное развитие человеческих способностей – главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.
Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет
выполняет функцию организатора
распределительных процессов в
народном хозяйстве. Хотя через бюджет
перераспределяется не весь чистый доход,
создаваемый на предприятиях различных
форм собственности сферы
В процессе бюджетного планирования
устанавливается наиболее целесообразное
соотношение между
В процессе бюджетного планирования
и исполнения бюджета осуществляется
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью народного
В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем: удержать экономику от спада производства; обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга.
1.2. Бюджет Российской федерации и дефицит бюджета в 2009 г.
Из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета будет потрачено 1,6 трлн. рублей еще в первой половине 2009 года. Но полностью недостачу это не покроет, придется тратить фонд почти целиком. Однако делать это опасно, ведь впереди еще несколько «тощих лет».
Более 1,6 трлн. рублей будет потрачено из Резервного фонда (составлял 4,869 трлн. рублей на 1 марта) на «обеспечение сбалансированности федерального бюджета». Соответствующее распоряжение российского правительства опубликовано в понедельник. Эта сумма должна быть выделена уже в первой половине 2009 года2.
Официально новый федеральный бюджет в России пока не принят. Пока государство живет по старому фин. плану, который сверстан, исходя из $95 за баррель российской нефти, и предполагает профицит в 1,9 трлн. рублей. В свежем документе будет заложена цена в $41 за баррель, учтено падение налоговых сборов. В связи с этим многие статьи расходов подвергнутся сокращению.
Информация о работе Методы регулирования бюджетного дефицита в России