Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 05:04, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов регулирования бюджетного дефицита в России.
Для этого поставлены следующие задачи: раскрыть социально-экономическую сущность и роль бюджета государства; изучить бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г.; дать понятие бюджетного дефицита; охарактеризовать политику профицита; исследовать методы финансирования бюджетного дефицита; изучить сбалансированность и дефицит бюджета.
При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение учебников и учебных пособий по управленческому учету; аналитический метод, метод классификации, метод описания.
Введение…………………………………………………………….……….3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства, бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009г…………………………………………………………………….…...5
1.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства..5
1.2. Бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г……...9
Глава 2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования………....12
2.1. Бюджетный дефицит и методы его регулирования………………...12
2.2. Политика профицита………………………………………………….22
2.3.Методы финансирования бюджетного дефицита…………………...24
2.4. Сбалансированность и дефицит бюджета……………………….….26
Заключение…………………………………………………………….…..27
Список использованной литературы………………………………….….30
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита различаются, но уровням бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:
- рублевые кредиты банков;
- госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
- поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности;
- сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
- госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:
- госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
- кредиты банков;
- поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: внутренние источники в следующих формах:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
- кредиты банков;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
- поступления от продажи муниципального имущества;
- изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
Как видно из этих перечней наиболее распространенно: формой финансирования бюджетных дефицитов выступают все возможные заимствования, классификация которых приведена ниже:
Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов
(кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:
— физических и юридических лиц;
— иностранных государств;
— международных финансовых организаций
Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте
Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях
Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования -займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств
Займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц.
Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние — в рублях.
Муниципальные займы могут быть только внутренними. При заимствовании органы власти выступаю: как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками.
Мировой финансовый опыт
выработал ряд методов
Если бюджетный дефицит — зло, то еще большим злом для экономики и финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению.
Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемою частью свойства здоровой, динамично развивающийся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.
Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего по оценкам 2 —. 3% валового внутреннего продукта.
Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы5:
- внутренние и внешние займы;
- ужесточение налогообложения;
- денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).
Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью не инфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.
В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;
- сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;
- запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
2.2. Политика профицита.
Политика профицита федерального бюджета, по словам А. Кудрина, является самой эффективной за последние 35 лет. Основными показаниями эффективности этой политики являются:
- высокие средние темпы экономического роста;
- рост инвестиций в экономику России;
- ориентация на последовательное снижение темпов инфляции;
- прогнозируемая курсовая политика.
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципальных архивов;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
- прочие нужды.
Минфину России предоставлено право вносить по представлению федеральных органов исполнительной власти и других получателей средств федерального бюджета изменения в:
- ведомственную структуру расходов федерального бюджет;
- в связи с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов;
- распределение расходов по классификациям
целевых статей,
видов расходов федерального бюджета
и экономической классификации расходов
бюджетов;
- роспись в связи с определением источников
финансировании
кредиторской задолженности.
При нарушении отдельными
субъектами РФ и закрытыми административно-
- прекращается выдача лицензий на экспорт;
- приостанавливается поставка продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.
Минфин России выдает в случае необходимости из федерального бюджета органам исполнительной власти субъектов РФ беспроцентные бюджетные ссуды на срок, не превышающий пределов финансового года, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ и в связи с несовпадением сроков возврата средств в региональные фонды государственно и финансовой поддержки досрочного завоза продукции и товаров н районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и завоза грузов в эти районы и местности.
2.3.Методы финансирования бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет внутренних источников финансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, и через привлечение источников внешнего финансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб.
С 1990 г. и до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью используются различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.
Внешними источниками
финансирования бюджетного дефицита служат
кредиты международных
Следует отметить, что
государственные бюджеты
Следует отметить, что с 1990-х гг. в развитых западных странах бюджетный дефицит сокращается. Так, в США в период 1983 — 1992 гг. дефицит федерального бюджета в среднем составлял 207 млрд. долл. Начиная с 1992 г. дефицит федерального бюджета снижается каждый год, достигнув в 1995 г. 164 млрд. долл. Доля дефицита федерального бюджета по отношению к ВВП уменьшилась с 4,9% в 1992 г. до 2,3 % в 1995 г.
Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований.
Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения.
Для поддержания сбалансированности
внутреннего финансового рынка
должна быть обеспечена необходимая
координация выпуска
В 1997 г. предполагается снижение дефицита федерального бюджета до 3% ВВП.
2.4. Сбалансированность и дефицит бюджета.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет Оставляются и утверждаются без профицита.
В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.
Предусматриваются альтернативные источники покрытия дефицита бюджета. Это, прежде всего, заемные средства, привлекаемые денежного, кредитного или финансового рынков.
Под первичным профицитом понимается превышение доходов бюджета над его расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае расходы на обслуживание государственного долга превышают сумму дефицита бюджета.
При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования.
Текущие расходы бюджета
субъекта РФ, местного бюджета не могут
превышать объем доходов
Заключение.
Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д.
Информация о работе Методы регулирования бюджетного дефицита в России