Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 05:04, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов регулирования бюджетного дефицита в России.
Для этого поставлены следующие задачи: раскрыть социально-экономическую сущность и роль бюджета государства; изучить бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г.; дать понятие бюджетного дефицита; охарактеризовать политику профицита; исследовать методы финансирования бюджетного дефицита; изучить сбалансированность и дефицит бюджета.
При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение учебников и учебных пособий по управленческому учету; аналитический метод, метод классификации, метод описания.
Введение…………………………………………………………….……….3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства, бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009г…………………………………………………………………….…...5
1.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства..5
1.2. Бюджет Российской Федерации и дефицит бюджета в 2009 г……...9
Глава 2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования………....12
2.1. Бюджетный дефицит и методы его регулирования………………...12
2.2. Политика профицита………………………………………………….22
2.3.Методы финансирования бюджетного дефицита…………………...24
2.4. Сбалансированность и дефицит бюджета……………………….….26
Заключение…………………………………………………………….…..27
Список использованной литературы………………………………….….30
«Идет речь о том, что по некоторым статьям нужно будет исполнять бюджет не на 100%, а на 88%. Расходы по всем статьям сокращаются примерно на 12%», – уточнил глава Минфина Алексей Кудрин в интервью телеканалу «Вести».
Но, несмотря на такое сокращение по отдельным статьям, в итоге объем расходов даже увеличится примерно на 6%, до 9,555 трлн. руб. Вырастут антикризисные траты – на поддержку регионов, отдельных отраслей экономики, пенсионной и банковской систем. Как ранее сообщал Кудрин, предельная совокупная величина «антикризисных» расходов составит в 2009 году 2,7 трлн. руб. (часть из них, впрочем, могут миновать бюджет и пойти через Центральный банк).
В то же время доходы бюджета снизятся на 42% и составят 6,349 млрд. руб.
Дефицит бюджета достигнет 3,2 трлн. руб., что примерно соответствует 8% ВВП и почти половине доходной части бюджета.
С учетом антикризисных мер дефицит бюджета-2009 может достигнуть и 10% ВВП, такое мнение высказывал помощник президента Аркадий Дворкович. По его словам, «это будет квазидефицит, сюда включены субординированные кредиты банкам от Резервного фонда».
«Размер дефицита больше предусмотренного финансирования из Резервного фонда», – обращает внимание главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Конечно, размер фонда позволяет увеличить поддержку бюджета. Но проблема в том, что Россию ждут еще несколько «тощих» лет. По оценке Кудрина, Россия выберется из кризиса не ранее чем через три года. А потому правительство вряд ли пойдет на почти полное опустошение копилки уже в этом году.
«Очень хорошо, что есть эти фонды, которые мы накапливали в течение нескольких лет. Но сейчас они больше не кажутся бесконечными, как раньше», – отмечает Лисоволик. «Масштабы расходования зависят от того, сколько продлится кризис. Сейчас ясно, что скоро он не кончится. Поэтому нужно, чтобы Резервного фонда хватило хотя бы года на три. Если потратить больше половины фонда за год, непонятно, как переживать следующий», – соглашается научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Но, с другой стороны, если мы будем в кризис сокращать расходы, это еще больше усугубит его, отмечает Гурвич. «Фискальное стимулирование, об эффективности которого говорили на встрече министров «большой двадцатки» включает, в том числе и поддержание расходов», – напоминает он.
И финансировать их нужно именно за счет собственных накоплений, убежден эксперт: «Сейчас в большей степени имеет смысл тратить Резервный фонд, чем занимать, поскольку суммы, которые нам нужны, получить сейчас по приемлемым ставкам нереально».
Поэтому важно установить приоритеты трат. «Сейчас сокращать расходы надо на администрацию государства, отчасти это уже начато сокращением чиновников в регионах», – считает Лисоволик. Снижение бюрократического пресса, которое будет этому сопутствовать, может к тому же оказать благоприятное воздействие на бизнес.
Глава 2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
2.1. Бюджетный
дефицит и методы его
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами3. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
Внешними источниками
финансирования бюджетного дефицита служат
кредиты международных
Следует отметить, что
государственные бюджеты
Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом безусловно есть рациональное зерно.
Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:
1) в продолжение курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;
2) увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;
3) координации выпуска
федеральных, региональных и
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над доходами. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.
На покрытие дефицита федерального бюджета можно использовать доходы от выпуска денег в обращение, эмиссии государственных ценных бумаг и приватизации, а также кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, банков и фирм; превышение доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней; средства от покупки Центральным банком РФ ОФЗ-ПД.
Правительство РФ должно принять программу по стабилизации социально-экономического положения в стране. Главные задачи Программы: остановить развитие кризисных явлений на финансовых рынках и преодолеть кризис доверия граждан к государственным институтам страны. Основные направления стабилизации экономики и финансов - разрешение бюджетного кризиса и создание условий для оживления производства. Разрешение бюджетного кризиса предполагалось осуществить за счет мобилизации доходов бюджета, сокращения государственных расходов, упорядочения межбюджетных отношений и эффективного управления государственным долгом.
Для мобилизации доходов используются следующие меры4:
- налоговое администрирование;
- совершенствование налогового законодательства;
- усиление государственного контроля за рынком алкогольной продукции;
- изыскание дополнительных доходов бюджета.
Налоговое администрирование включало:
- переход на исчисление НДС по дате отгрузки продукции;
- создание единого реестра налогоплательщиков;
- отмену ранее предоставленных отсрочек по уплате налогов;
- укрепление системы таможенного контроля;
- усиление государственного контроля за оптовой торговлей и другие меры.
Основным недостатком в
В настоящее время в России главной задачей является экономический рост. Ключевые направления для достижения этой стратегической цели уже определены:
- реформа банковского сектора;
- реформа земельного законодательства;
- создание условий для реализации процедур банкротства;
- реформа трудового и пенсионного законодательства;
- налоговая реформа (снижение налогов для малого бизнеса, отмена оборотных налогов и налога с продаж и т.п.).
Дальнейшее снижение налогов возможно только при условии эффективного управления государственными расходами (обязательствами) и проведения реформы расходов бюджетной системы. Система государственных обязательств включает три группы:
1) обязательства, вытекающие напрямую из федеральных законов (льготы по оплате жилья, проезда на разных видах транспорта и др.);
2) обязательства, вытекающие из формализованного государственного долга;
3) обязательства, вытекающие из договоров, заключенных бюджетными организациями. Фактически бюджетная политика России была ориентирована на создание и содержание бюджетных учреждений. Только на федеральном уровне насчитывалось более 70 тыс. таких учреждений.
Реформа расходов государства осуществляется
поэтапно. В 2001 г. была проведена инвентаризация
получателей средств
Этот реестр пересматривается, чтобы оставить в нем только I с бюджетные учреждения, которые производят чисто общественные блага (например, национальную оборону). Учреждения, которые производят услуги, реализуемые на рынке, должны перейти в коммерческий сектор (жилищно-коммунальное хозяйство, высшее образование и т.п.) На все внебюджетные средства распространены процедуры, присущие операциям со средствами федерального бюджета.
Главная проблема упорядочения межбюджетных отношений, не поиск новых методов распределения средств между субъектами Федерации, а переход к подлинному бюджетному федерализму, сущность которого заключается в максимально возможной бюджетной независимости этих субъектов. У регионов должны появиться действенные стимулы к увеличению своих доходов, к финансовому самообеспечению, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств.
Основной проблемой является финансирование государственного долга и расходов по его обслуживанию. Речь идет об изменении структуры государственных заимствований, создании эффективной системы управления государственным долгом и реорганизации советского долга.
Средства финансового резерва может быть использованы на:
- замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- погашение государственного долга России.
Эти средства могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств). Доходы от такого размещения поступали в финансовый резерв. Управление средствами финансового резерва осуществляет Министерство финансов РФ.
Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:
- сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;
- профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
- дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.
Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
-. дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ иди местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета.
Размер дефицита утвержденною федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем году.
Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15 %объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.
Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода: во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами; во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ, но федеральному бюджету.
Информация о работе Методы регулирования бюджетного дефицита в России