Межбюджетные отношения, бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятий межбюджетных отношений, бюджетного федерализма.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетная система
2. Межбюджетные отношения
3. Бюджетный федерализм
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Ситникова финансы 2014.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

В течение отчетного финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не имеют права принимать решения, приводящие к увеличению расходования бюджетных средств или снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы без внесения изменений и дополнений в соответствующее законодательство о бюджетах, которые бы компенсировали увеличение расходов или снижение (выпадение) доходов. Такая компенсационная норма закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся государственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов.

Понятийная запутанность сущности данного звена сводится к тому, что под бюджетом понимается: только какой-либо из видов бюджетов, вся совокупность бюджетной системы, формы проявления бюджета в реальной экономической жизни в виде документального оформления, совокупность денежных средств и т. д. Кроме того, сложность вызывается различными толкованиями финансовых отношений как таковых и спецификой их проявления в бюджетной сфере.

Действительно, с одной стороны, бюджет является основным звеном системы финансов как экономическая категория. С другой стороны, бюджет является конкретным проявлением управленческой деятельности звеном финансовой системы в формах: консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно - форму практического использования финансовых отношений в форме законодательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет – это одновременно и экономическая категория, и совокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджетный) фонд.

Тесная взаимообусловленность бюджета и государства предопределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом в общей совокупности финансовых отношений, и ограничивает их использование. Поэтому их называют бюджетными отношениями и этим они специфичны.

Бюджетные отношения тесно связаны с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта и концентрацией ее в распоряжении общегосударственного органа управления.

Качественная определенность бюджетных отношений характеризуется выполнением ими наиболее важных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических потребностей государства:

- используя бюджетные отношения, устанавливаются взаимосвязи государства со всеми хозяйствующими субъектами и в процессе перераспределения формируется централизованный денежный фонд, предназначенный для удовлетворения этих общегосударственных потребностей;

- при помощи бюджетных отношений осуществляется процесс перераспределения денежных средств, сконцентрированных в централизованном денежном фонде общегосударственного органа управления, между участниками воспроизводственного процесса, сферами общественной деятельности и т. п.;

- посредством бюджета проводится большинство мероприятий по государственному регулированию экономики, и он является инструментом осуществления государственной финансовой политики;

- так как в бюджете отражаются  все экономические процессы, и находят свое конкретное выражение все основные финансовые инструменты (налоги, расходы, займы и т. д.), его можно назвать основным финансовым планом государства (росписью доходов и расходов государства).

Бюджету, таким образом, присущи следующие отличительные признаки финансовой категории:

- это система экономических денежных отношений;

- объект перераспределения является  финансовым;

- он имеет специфическое общественное  значение;

- отношения материализуются в  централизованном фонде денежных  средств;

- предназначение и движение  денежных потоков осуществляет общегосударственный орган управления;

- это основной финансовый план  государства (роспись доходов и расходов);

- это составная часть проведения государственной финансовой политики и управления ею;

- проявление отношений - императивное.

Бюджетные отношения выражают отношения по распределению совокупного общественного продукта и перераспределения, главным образом, национального дохода. Они формируют основной централизованный общегосударственный фонд денежных средств и его структуру. Средства сформированного фонда через бюджетные отношения направляются на решение важнейших общегосударственных задач.

В бюджетных отношениях признак императивности проявляется наиболее полно в обязательности их исполнения всеми участниками и в правах государства по формированию этих отношений.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических денежных отношений (имеющих императивную форму образования) по поводу перераспределения совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающую процессы формирования и использования основного общегосударственного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных задач и функций государства, принимающая законодательно закрепленный характер использования.

В широком смысле слова бюджет — это система отношений, формируемых общегосударственным органом управления и обязательных к исполнению, по поводу формирования и использования средств общегосударственного фонда денежных средств в соответствии с функциями категории и государства.

Внешняя форма проявления бюджета находит свое выражение в обособлении у органов власти различных уровней части стоимости совокупного общественного продукта. В этом проявляется субъективная сторона бюджета как явления общественной жизни.

Использование органами управления различных форм и методов формирования и использования средств бюджетного фонда, определение структуры и объемов предопределяет наличие соответствующего документа, отражающего законодательно закрепленное движение денежных средств.

Сущность бюджета как финансовой категории проявляется в его функциях и заключается в:

• формировании денежных средств основного общегосударственного фонда (в ходе реализации этой функции обеспечиваются структура, формы и методы аккумулирования и направления концентрации части совокупного общественного продукта (национального дохода) и движения денежных потоков в бюджетной системе);

• использовании денежных средств основного общегосударственного фонда (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств бюджета, движения денежных потоков в бюджетной системе - структура расходов, порядок и последовательность);

• организации и осуществлении контроля за формированием, движением и использованием средств бюджетного фонда (использование денежных показателей позволяет анализировать, систематизировать, выявлять тенденции и осуществлять наблюдение за соблюдением правил и норм, установленных законодательством).

Бюджет играет важную роль в воспроизводственном процессе экономики страны, влияя на экономическую, социальную и политическую стороны. Используя денежные средства бюджета на финансирование наиболее приоритетных сфер деятельности, важных нерентабельных производств, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями.

Содержание и финансирование развития бюджетных учреждений и организаций непроизводственной сферы является также приоритетным и оказывает важную роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет (при помощи формирования и функционирования структуры бюджетной системы) перераспределяются доходы и расходы между субъектами Федерации и местными бюджетами, что способствует выравниванию уровней их экономического и социального развития. Используя систему бюджетных отношений, осуществляют помощь хозяйствующим субъектам негосударственного сектора экономики.

 

 

Межбюджетные отношения

 

 

Межбюджетные отношения — это денежные отношения между органами власти, в основном разных уровней, по поводу разграничения на постоянной (долговременной без указания срока) основе видов расходов и доходов, поступающих в бюджетную систему страны и распределения (перераспределения) средств между бюджетами разных уровней в порядке межбюджетного регулирования. Это важная составляющая бюджетного устройства любого государства, прежде всего федеративного государственного устройства.

Межбюджетные отношения могут включать и отношения по перераспределению средств между бюджетами одного и того же уровня. Эти отношения пока не распространены в Российской Федерации, но используются в некоторых странах (например, в Германии).

Основные функции межбюджетных отношений:

• выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, достаточного для соблюдения конституционных гарантий населения по всей территории страны;

• стимулирование самозарабатывания бюджетных средств, наращивание налогового потенциала, а также рациональное и эффективное их расходование.

В Российской Федерации реализуют практически все принципы бюджетного федерализма, используя при этом в той или иной степени отдельные элементы как кооперативной модели построения бюджетного федерализма, так и децентрализованной модели классического бюджетного федерализма.

При формировании бюджетов разного уровня в Российской Федерации применяются как раздельные налоги, так и совместные, разграниченные на постоянной основе между уровнями бюджетной системы.

Так, к основным раздельным налогам и платежам, формируемым по нормативу 100% федеральный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц, акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный), водный налог, а также таможенные пошлины и таможенные сборы, другие.

К основным совместным налогам и платежам, формируемым федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ относятся: налог на прибыль организаций, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья, акцизы на спиртосодержащую продукцию, акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного), сбор за пользование объектами водных биологических (исключая внутренние водные объекты), плата за негативное воздействие на окружающую среду, другие.

Раздельные и совместные налоги и платежи предусмотрены в Российской Федерации и для бюджетов нижестоящих уровней. Например, за бюджетами субъектов РФ закреплены налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; за местными бюджетами — налог на имущество физических лиц и земельный налог.

В Российской Федерации понятие «межбюджетные отношения» трактуется в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В России механизм межбюджетных отношений можно представить как два блока отношений.

Первый блок охватывает отношения по разграничению расходных полномочий между уровнями бюджетной системы страны, второй — межбюджетное регулирование.

Первый блок механизма межбюджетных отношений «Разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» включает:

• закрепление расходных полномочий между уровнями публичной власти на постоянной основе федеральным законодательством;

• наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы страны и их закрепление на постоянной основе федеральным законодательством происходит в рамках разграничения бюджетных полномочий между субъектами публичной власти всех уровней.

Основанием для такого разграничения служит четкое разделение предметов ведения между органами государственной власти (федеральными и региональными) и местного самоуправления, зафиксированные в Конституции РФ.

Под предметами ведения понимаются виды, направления и сферы деятельности, регламентацией и регулированием которых занимается уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.

Основные подходы к разграничению полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определены федеральными законами от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил разграничение полномочий применительно к отраслевому законодательству (бюджетному).

Информация о работе Межбюджетные отношения, бюджетный федерализм