Международная валютно-финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Международная валютно-финансовая система.
1.1. Понятие международной валютно-финансовой системы..
1.2. Задачи международной валютной системы..
Глава 2. Международные финансовые организации.
2.1. Международный Валютный Фонд.
2.2. Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
список использованной литературы..

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 63.30 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Международная  валютно-финансовая система.

1.1. Понятие международной  валютно-финансовой системы..

1.2. Задачи международной  валютной системы..

Глава 2. Международные финансовые организации.

2.1. Международный Валютный  Фонд.

2.2. Группа Международного  Банка Реконструкции и Развития (МБРР)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

список использованной литературы..  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях бурного развития экономики  и перехода на рыночные отношения, роль финансовой системы становится первоочередной. В этой сфере экономики наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой  экономики, развитие которых исторически  идет параллельно, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных  связей увеличиваются международные  потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Тенденция особо бурного развития экономических отношений как  внутри самой страны, так и международных, требует от России внимательнейшего изучения опыта стран в области  международного сотрудничества. Указанные  соображения обусловливают актуальность выбранной темы исследования.

Постепенная интеграция России в мировое  сообщество, вступление в Международный  валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого  цивилизованного кодекса поведения  на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты  преследуют следующие цели:

-  объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики:

-  осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование:

-  совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных  стран в международных финансовых институтах определяется величиной  их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных  голосов». Изменение соотношения  сил во всемирном хозяйстве, в  частности возникновение в 60-х  годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы. Именно это и определяет актуальность данного исследования.

Цель данной работы – анализ сущности и статуса международных финансовых организаций.

В данной работе использовались труды  следующих авторов   Красавина Л.Н., Кузьмин С., Максимова В. Ф., Шишов А. Л. и д.р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Международная  валютно-финансовая система 1.1. Понятие международной валютно-финансовой системы

Юридическое закрепление  гарантии перевода доходов инвесторов в связи с изменяющимися обменными  курсами валют имеет огромное практическое значение.

Понижение курса национальной валюты приводит к тому, что экспортеры при обмене выручки в иностранной  валюте на национальную получают ее больше, чем прежде. Это позволяет им снижать цены на свою продукцию, что усиливает конкурентоспособность их товаров на мировых рынках и создает возможность для увеличения экспорта товаров и услуг. В то же время импортер при пониженном курсе национальной валюты вынужден затратить ее больше при покупке товаров за рубежом.

С другой стороны, падение  валютного курса национальной валюты способствует возникновению процесса инфляции, ухудшает условия торговли (соотношение между экспортными  и импортными ценами), что наносит  стране ощутимые материальные потери. В результате многие страны манипулируют валютными курсами как для  решения своих задач в области  экономического развития, так и для  защиты от валютного риска. Манипулирование  включает ряд механизмов – от искусственного занижения или, наоборот, завышения  курсов национальных валют, использование  разных режимов валютных курсов до механизма интервенций со стороны  центральных банков [1, c. 138].

Эти экономические мероприятия, проводимые в государстве, осуществляются при реализации соответствующей  политики. Нередко данные меры вступают в противоречие с правом иностранного инвестора на свободное использование  доходов в свободно конвертируемой валюте. К числу специфических  стандартов, регулирующих режим иностранных  инвестиций, относится право безотлагательного  перевода в свободно конвертируемой валюте как доходов от иностранных  инвестиций, так и репатриируемого  инвестированного капитала, в том  числе компенсаций в случаях  экспроприации и национализации.

Для разрешения указанных  противоречий в международном праве  создан международно-правовой механизм регулирования и защиты иностранных  инвестиций на многостороннем уровне, в котором можно выделить следующие  направления:

–  современная международная валютная система, созданная в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции ООН 1944 года по валютно-финансовым вопросам и направленная на достижение экономической свободы и конвертируемости валют;

–  механизм страхования инвестиций в отношениях между странами – членами МИГА;

–  система регулирования инвестиционных споров, предусмотренная Вашингтонской конвенцией 1965 года [7, c. 14].

Международная валютная система (МВС) определяется как совокупность международных норм и соглашений, учрежденных государствами и  международными организациями с  целью предупреждения валютных кризисов и оказания помощи в случае их наступления.

Основная задача международной  валютной системы видит в том, чтобы были решены две основные проблемы:

1)  предупреждение валютных кризисов;

2)  помощь государств в случае его наступления.

Предупреждение кризисов требует, чтобы эта система заключала  в себе достаточно ясные ограничительные  правовые обязательства, соблюдение которых  берут на себя государства. Во исполнение своей второй проблемы валютная система  должна обладать механизмами по оказанию помощи и осуществлению сотрудничества, которые используются в интересах  государств – членов, испытывающих трудности с платежным балансом. Таким образом, государства располагают  правом на международную валютную помощь в случае наступления кризисов, которые  все больше и больше затрагивают  финансовую область (например, системный  кризис в странах Юго-Восточной  Азии в 1997 году). В зависимости от конкретного случая государства  соглашаются на полную или частичную  утрату своего валютного суверенитета в обмен на помощь и в соответствии с признаваемым за ними правом на получение  такой помощи.

Таким образом, основу современного метода регулирования валютных паритетов  и валютных курсов стали составлять не только рыночные факторы, но и международно-правовое регулирование. В связи с созданием  и деятельностью МВФ функционируют  международно-правовые нормы, возлагающие  на страны – члены Фонда обязанности  по поддержанию стабильности валютных паритетов и валютных курсов, касающихся не только своих национальных денежных единиц [8, c. 121].

Создана определенная форма  организации валютных отношений  в рамках мирового хозяйства, которая  является международной валютной системой. Юридически она закреплена в межгосударственных соглашениях. 

 

1.2. Задачи  международной валютной системы  

 

Главная задача МВС – регулирование международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, поддержание равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. При осуществлении данных задач МВС позволяет заметно минимизировать риски иностранных инвесторов на территории принимающего инвестиции государства в связи с переводом доходов за пределы этого государства [11, c. 98].

Экономическая задача, связанная  с переходом к «плавающим»  курсам, была решена в рамках МВФ  правовыми мерами – путем внесения соответствующих изменений в  его Устав, вступивших в силу с 1 апреля 1978 года. Если первая редакция Устава наделяла государства – члены полномочиями формировать и обеспечивать функционирование валютного режима, основанного исключительно  на установлении паритета (золотого или  через привязку к доллару США), то действующая в настоящее время  редакция допускает по крайней мере четыре варианта подхода к определению валютного режима (п. «b» разд. 2 ст. IV Соглашения об МВФ). Речь, в частности, идет:

–  о поддержании государством – членом стоимости своей валюты «в специальных правах заимствования» (СДР);

–  о поддержании им стоимости своей валюты в другом эквиваленте стоимости, кроме золота;

–  о поддержании стоимости своей валюты по отношению к стоимости валюты или валют других государств – членов МВФ;

–  об установлении государством – членом иных форм валютного режима по своему выбору.

При этом государства в  соответствии с разд. 2 ст. IV Соглашения об МВФ принимают на себя обязательства:

–  прилагать все усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен;

–  стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержание упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также денежно-кредитной системы, которая не вызывает непредсказуемые сбои;

–  избегать манипулирования обменными валютными курсами или международной валютной системой, с тем чтобы предотвратить действенную стабилизацию платежного баланса или получить несправедливое преимущество перед другими государствами – членами;

–  проводить валютную политику, не противоречащую обязательствам государства – члена.

Таким образом, изменения, внесенные  в Соглашение об МВФ в 1978 году, отразили общую тенденцию, возникшую в  результате постепенной утраты золотом  характера золотовалютной ценности.

Россия отказалась от установления золотого паритета в 1990 году, когда  в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» (утратил силу в связи  с введением в действие Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ) не стало  устанавливаться официальное соотношение  между рублем и золотом или  другими драгоценными металлами. Однако Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в 1992 году, продолжал относить к валютным ценностям и драгоценные металлы, и драгоценные камни. И только принятый спустя десять лет одноименный Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ изменил определение категории «валютные ценности», под которыми теперь следует понимать «иностранную валюту и внешние ценные бумаги» (пп. 5 п. 1 ст. 1 Закона).

Особенность международно-правового  режима валютного регулирования  перевода доходов иностранных инвесторов связана с тем, что валюту как  объект перевода можно рассматривать  с двух позиций. Во-первых, валюта есть непосредственный объект гражданских  прав. Как объект гражданских прав валюта может свободно отчуждаться  или переходить от одного лица к  другому, по соответствующему правовому  основанию. Во-вторых, валюта есть платежное  средство. Ее потребительская стоимость  состоит в том, что она является всеобщим эквивалентом и способна к  обмену с другим имуществом. Государство  придает им юридическое свойство – служить законным платежным  средством. Законным средством платежа  являются те деньги, которые национальное правительство провозгласило обязательными  для приема при обмене на своей  территории и в качестве законного  способа уплаты долгов, в том числе  налогов.

Денежной единицей иностранных  государств является расчетная единица, признаваемая законным платежным средством  иностранного государства, обязательная к приему на всей его территории и, как правило, эмитируемая национальным центральным банком. Иностранная  валюта как ограниченно оборотоспособный объект используется в сфере международной инвестиционной деятельности в особом порядке, установленном действующим национальным законодательством страны – реципиента иностранной собственности. Правовой режим ее использования можно рассматривать в узком смысле – как расчеты в иностранной валюте, и в широком – как получение и распоряжение ею участниками инвестиционной деятельности. Однако по своему характеру он также связан с рядом ограничений.

Предметом правоотношений в  международном валютном праве являются: национальные валюты, международные  расчетные единицы, условия обратимости  валют, национальные правовые режимы в  финансовой сфере, формы международных  расчетов и т.п.

Организационно-правовой механизм международных валютных отношений  составляет совокупность экономических  и правовых средств, с помощью  которых обеспечивается организация  и осуществление сотрудничества в рамках МВС. Основными элементами данного механизма являются:

–  совокупность валютно-финансовых инструментов;

–  институционные инструменты сотрудничества;

–  международно-правовые средства регулирования валютных отношений [12, c. 56].

К первому элементу относятся  национальные и международные валюты; системы международных расчетов и кредитования, в том числе  режим платежей и расчетов между  государствами.

К институционным инструментам сотрудничества относится деятельность государства в качестве организаторов  и субъектов валютных отношений, а также деятельность международных  организаций (МБРР, МВФ и т.п.).

Информация о работе Международная валютно-финансовая система