Международные кредитные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Международный кредит - разновидность экономической категории «кредит». Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.

Содержание работы

Введение 3
История международных кредитных отношений 4
Принципы организации кредитной системы 6
Классификация международных кредитов 8
Причины возникновения государственного долга 10
Государство как гарант и кредитор 19
Проблемы развития международных кредитных отношений 25 Перспективы развития кредитной системы 26
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

    Одной из форм кредитования экспорта является акцептно-рамбурсньй кредит, основанный на сочетании акцепта векселей экспортера банком третьей страны и переводе (рамбурсировании) суммы векселя импортером банку-акцептанту.

   Экспортер договаривается с импортером, что платеж за товар будет произведен через банк путем акцепта последним тратты, выставленной экспортером, если он не уверен в платежеспособности импортера или заинтересован в быстром получении вырученной валюты за проданные товары, до наступления срока векселя.

                         

 

 

                              Государство как гарант и кредитор

 

     Государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже – за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона – как заемщик.

   В соответствии с характером операций (в их современном, развернутом виде) государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов.

  Государственные заимствования были достаточно подробно описаны выше.

 Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть государственные гарантии и кредиты.

Следует различать  государственные заимствования  и государственные гарантии.

    Гарантии могут предоставлять органы власти всех уровней другим лицам по их обязательствам перед третьими лицами. В частности, федеральные органы государственной власти могут выдавать гарантии по займам и кредитам, привлекаемым субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами.

   Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими организациями [9].

    От имени Российской Федерации государственные гарантии предоставляет Правительство Российской Федерации. На всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации Правительство Российской Федерации представляет Минфин России или иной уполномоченный орган. Они же заключают соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

По каждому  случаю предоставления государственной  гарантии принимается постановление  Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство финансов Российской Федерации заключает  с эмитентом или кредитором гарантийное  соглашение. В соглашении детально оговариваются все условия сделки, включая источники и порядок  погашения обязательства и выплаты  дохода по займу или кредиту.

   Займы и кредиты, привлекаемые под государственные гарантии, называются гарантированными займами (кредитами). Предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга. Однако совсем не обязательно, что государство в полном объеме будет погашать гарантируемые им обязательства другого лица. Но даже в случае, когда заемщик исправно выполняет свои обязательства, государство имеет вполне реальные расходы, в частности, расходы по оформлению гарантии и резервированию средств по обеспечению гарантии.

Государство в полном объеме несет финансовое бремя по гарантированным им обязательствам в случаях, когда заемщик не может  рассчитаться с кредиторами по объективным  обстоятельствам или при недобросовестности заемщика.

Гарантированные займы имеют большое социально-экономическое  значение, поскольку способствуют решению  экономических и социальных проблем  региона или предприятия, укрепляют  доверие внутренних и внешних  инвесторов к заемщику, содействуют  организации движения финансовых потоков  в желаемом направлении и привлечении  внешних инвестиций в национальную экономику.

   Использование гарантированных займов – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации.

 

Согласно  Бюджетному кодексу РФ письменная форма  государственной гарантии является обязательной. В ней, в частности, указываются сведения о гаранте, включая наименование органа, выдавшего  гарантию от имени гаранта; обязательство, которое обеспечивается гарантией; сумма гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым  предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

   Гарант по своей гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Обязательство гаранта ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. Если гаранту пришлось исполнять обязательство получателя гарантии, то он может потребовать от последнего возмещения суммы, уплаченной третьему лицу по гарантии.

   В России созданы благоприятные условия для активного использования гарантированных займов и кредитов в связи с предоставлением права субъектам РФ, органам местного самоуправления, отдельным хозяйственным структурам проводить операции по заимствованию средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

   Статья 115 Бюджетного кодекса РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично).

   Таким образом, содержание государственных гарантийных операций и трактовка этого явления в статье 115 Бюджетного кодекса РФ не дают оснований говорить, что, предоставляя гарантию другому лицу, государство само превращается в заемщика. Отнюдь, заемщиком, реальным получателем средств остается другое лицо. А государство-гарант приобретает только обязанность при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором.

    Вышесказанное означает, что государственные заимствования и государственные гарантии – явления разного свойства. Государственные заимствования проводит само государство с целью получения дополнительных финансовых средств, а государственные гарантии предоставляются другим лицам с целью облегчения или обеспечения им возможности проведения заимствований. Однако государственные гарантии включаются в состав государственного долга. Причем общая сумма гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте – в состав внешнего долга Российской Федерации.

  Также необходимо отметить, что государство может выступать и в качестве кредитора.

В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения.

   Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит – одна из форм кредитных  отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и  заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции  свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности  и платности (в исключительных случаях  допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования  государственных кредитных операций внутри страны и в международных  отношениях.

    С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе государственный бюджет перераспределяет часть национального дохода страны.

   Статья 122 Бюджетного кодекса РФ характеризует государственный кредит следующим образом.

Внешними  долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства  иностранных государств и (или) иностранных  юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая  долговые требования, возникшие в  связи с предоставлением банком – агентом Правительства Российской Федерации государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам  или их банкам-кредиторам, а также  долговые требования юридических лиц  – экспортеров бывшего СССР к  иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи  с экспортом из бывшего СССР товаров  и услуг, осуществлявшимся за счет средств  бюджета бывшего СССР.

Бюджетный кодекс выделяет государственный финансовый и экспортный кредиты.

Государственный финансовый кредит представляет собой  форму бюджетного кредита, при которой  Российская Федерация предоставляет  денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных  соответствующим соглашением между  Правительством Российской Федерации  и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой  форму бюджетного кредита, при которой  за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика –  импортера товаров и услуг, в  объеме и на условиях, предусмотренных  соответствующим соглашение6м между  Правительством Российской Федерации  и правительством иностранного государства  или соответствующим договором  между банком – агентом Правительства  Российской Федерации и иностранным  заемщиком – импортером товаров  и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной  гарантии иностранного государства  по возврату этого кредита, платежи  в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

    Также хотелось бы выделить такие понятия как бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

    Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Как видно  из определения, бюджетный кредит не ограничивается по срокам действия. А  бюджетная ссуда предоставляется  на срок не более шести месяцев  в пределах финансового года.

Способами обеспечения  исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство и залог имущества.

 

 

   

 

 

 

                         Проблемы развития кредитной системе.

 

          Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

      В 2006 г., как и в 2005 г., денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.

         На данном этапе решение этих  задач требует применения режима  управляемого плавающего валютного  курса, который позволяет при  учете фундаментальных факторов  формирования валютного курса  корректировать темпы его изменения  в соответствии с целями экономической  политики.

     Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.                                                       Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля – снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены.

      Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.

Информация о работе Международные кредитные отношения