Международные расчеты: виды и условия проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Среда международного рынка включает в себя множество различных аспектов - экономических, организационных, правовых. Вопрос расчетов является одним из ключевых в международном торговом обороте. Законодательство и банковская система должны предоставлять предприятиям достаточное количество инструментов, которые обеспечивали бы как осуществление расчетов, так и покрытие рисков, которые возникают в связи с этим. При этом инструменты должны обеспечивать гибкость и возможность быстрого реагирования предприятий на постоянно изменяющиеся внешние условия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Основы организации международных расчетов.
1.1. Понятие и сущность международных расчетов…………….......................4
1.2. Условия проведения международных расчетов………………………….7


Глава 2. Формы безналичных расчетов.
2.1.Формы международных расчетов. Сравнительный анализ существующих форм международных расчетов…………………….......................................12
2.2. Аккредитивная форма расчетов………………………………………….17
2.3. Инкассовая форма расчетов………………………………………………22 2.4. Банковский перевод.……………………………………………………....26
2.5. Расчеты в форме аванса.……………………………………………...…..26
2.6Расчеты по открытому счету………………………………………………27
2.7. Расчеты с использованием векселей и чеков……………………………28
2.8. Расчеты кредитными карточками………………………………………..29

Глава 3. Вексельная форма международных расчетов на примере Сбербанке (ОАО).
3.1. Формы и виды векселей Сбербанка России…………………………….31
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ.36 Заключение…………………………………………………………………….42

Библиографический список………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

международные расчеты (Автосохраненный).doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

2. простое и ничем  не обусловленное обязательство  Сбербанка России уплатить определенную  сумму. Вексельная сумма должна  быть указана определенно, чтобы  не было сомнения в ее размере.  В векселе может быть обусловлено, что на вексельную сумму начисляются проценты. Процентная ставка должна быть обязательно указана на самом векселе. Сумма в тексте векселя должна быть точно указана цифрами и прописью (с большой буквы) вместе с наименованием валюты (рубли или иное наименование иностранной валюты)

Вексельная сумма (номинал) векселя, обозначенная цифрами, выносится  также в заголовок векселя;

3. срок платежа;

4. место, в котором  должен быть совершен платеж. Место платежа следует указывать  с максимальной степенью подробности, включая улицу, номер дома, вплоть до номера телефона и факса. Банк указывает тот номер своего телефона, по которому векселедержатель сможет получить информацию о порядке обращения векселя и предъявления его к платежу;

5. наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен. Обозначение первого векселедержателя (первоприобретателя векселя) состоит в его полном наименовании в соответствии с его учредительными и регистрационными документами. Для предпринимателей наряду с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных (серия, номер, кем и когда выдан) следует указать данные свидетельства о регистрации предпринимателя. Допустимы лишь общепринятые, не вызывающие сомнений и толкований аббревиатуры. Например, ОАО, ЗАО, ООО и другие;

6. дата составления векселя. При указании даты составления в векселе число обозначается цифрами, месяц указывается прописью, а год пишется полностью цифрами. Например, "07 мая 1998 года";

7. место составления  векселя. В качестве места составления  векселя должно быть указано место, действительно существующее, т.е. его географическое название. Недопустимо ограничиваться названием области или республики, района и т.п.

Вексель, не указывающий  место его составления, рассматривается  как подписанный (составленный) в  месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя;

8. подписи руководителя  и главного бухгалтера Банка,  удостоверенные оттиском печати. Указанные лица  должны собственноручно  подписать вексель. Должны быть  указаны фамилия, имя, отчество  и должность подписавшего. Подпись может быть совершена чернильной, шариковой или капиллярной ручкой. Не допускается использование факсимильного штемпеля при подписании векселя.

 Дополнительные реквизиты  векселя: 

1. наименование и местонахождение  Банка, выдавшего вексель;

2. банковские реквизиты  Банка, выдавшего вексель;

3. номер и серия  бланка векселя.

 Простые векселя  Сбербанка России могут выдаваться  только на специально предназначенных  для этого фирменных бланках  векселей, которые одновременно  удовлетворяют следующим условиям:

1) изготавливаются полиграфическим  способом по заказу Сбербанка  России;

2) соответствуют сертификату  качества, представленному Сбербанку  России предприятием-изготовителем;

3) соответствуют требованиям  «Положения о порядке и условиях  выдачи лицензий на производство и ввоз на территорию Российской Федерации бланков ценных бумаг» (Приложение № 1.).

 Чистые бланки векселей  приходуются и хранятся в кладовой  Банка в соответствии с нормативными  документами. 

 Лицевую сторону  векселя следует заполнять одним способом, единообразно. Должны быть заполнены или прочеркнуты все поля. Какие либо исправления, даже заверенные, не допускаются.

Лицевая сторона бланка векселя должна быть заполнена печатными  буквами, при этом используемый шрифт  должен быть четким и легко читаемым. Лицевая сторона заполняется от руки перьевой (чернильной) или шариковой ручкой, на печатной машинке или принтере, допустимо использование штемпеля. Цвет шрифта вексельного текста и подписей должен быть черным или темно-синим. Не допускаются подчистки, зачеркивания или исправления, а также использование жидкости для исправления ошибок ("штриха").

      Выдача  векселя производится на основании Договора выдачи. Договор, по желанию клиента, может быть заключен в одном филиале Банка, а выдача векселей произведена в филиале, расположенном в другом городе.

Вексель может быть передан другому лицу посредством передаточной надписи (индоссамента). Индоссамент проставляется за собственноручной подписью Векселедержателя или поверенного по доверенности на обороте векселя. Каждый индоссамент должен иметь порядковый номер. Частичный индоссамент недействителен.

В зависимости от срока  платежа, установленного по векселю, производится исчисление срока для предъявления векселя к оплате. Если вексель  выдан сроком платежа:

- "по предъявлении, но не ранее определенной даты" - вексель должен быть предъявлен к оплате в течение года с даты, указанной на векселе;  
- "по предъявлении, но не ранее определенной даты и не позднее определенной даты" -вексель должен быть предъявлен к оплате в срок, указанный на векселе; 
- "на определенный день" - вексель должен быть предъявлен к оплате в срок, указанный на векселе, либо в один из двух следующих рабочих дней.

В случае, если в период срока платежа вексель не предъявлен к оплате в Банк, то векселедержатель вправе предъявить его к оплате в  течение последующих трех лет (Положение о простом и переводном векселе, введенном в действие Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341), после чего обязательство Банка по оплате векселя утрачивает силу.

Например: вексель сроком платежа "по предъявлении, но не ранее 22.05.2007 г." может быть предъявлен векселедержателем к оплате как в течение года, начиная с 22.05.2007 г. по 22.05.2008 г., так и в течение последующих трех лет с 23.05.2008 г. по 23.05.2011 г. – в период срока давности. Начиная с 24.05.2011 г. обязательство Банка по оплате векселя утрачивает силу.

При предъявлении векселя  к оплате в срок, указанный на ценной бумаге, доход выплачивается:

  • по процентному векселю — в виде процентов, начисляемых на вексельную сумму (номинал);
  • по дисконтному векселю — в виде разницы между вексельной суммой (номиналом) и ценой реализации векселя первому Векселедержателю.

Вексель может быть принят к досрочной оплате на условиях, установленных Банком.

3.2.   ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА В  РОССИИ.

 

Скептики утверждают, что вексельный рынок в России не имеет будущего. Некоторая доля правды в данном суждении есть. И  это связано не столько с существованием реального противоречия между "изобретениями" российской практики так называемыми эмиссионными векселями ("энергетическими", "приватизационными", "бездокументарными") и деловым оборотом цивилизованного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой "прихлопнуть" его законодательным путем.

Государство уже предпринимало  в 1991-1994 гг. усилия по перестройке законодательства и системы государственного регулирования и надзора за вексельным рынком. Делались попытки в приказном порядке организовать вексельное обращение в стране. Как показали последующие события, эти усилия во многом оказались тщетными, и возрождающаяся практика вексельного оборота их постоянно сводила на нет.

Последняя попытка подвести законодательную базу под "правила  игры" на вексельном рынке связана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997 г. федерального закона "О Переводном и Простом векселе" и подписанием его Президентом РФ 11 марта.

Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними; носящими как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из противоречий. Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современной России практически полностью отсутствуют соответствующие обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота. Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения этой проблемы.

Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая "вексельный всеобуч", и наконец — законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее простой путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.

Однако этим путем  вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами — гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в-третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996г. Россия получила "режим наибольшего благоприятствования" в торговле, ратифицировав “Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом”, а также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).

Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.

Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7 августа 1937 г., практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.

Во-вторых, выход в  свет многочисленных противоречивых подзаконных актов  уже породил определенные "напряжения" в вексельном обороте.

В-третьих, развитие вексельного  рынка, пущенное "на самотек" без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка "дружескими", "бронзовыми" и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид "секъюритизированных" неплатежей. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая "классический" вексель в эмиссионную ценную бумагу.

Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.

Реформа должна опираться  на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с  Концепцией развития рынка ценных бумаг  в РФ (Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных "дружеских", "бронзовых" и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).

Хотя уже сейчас можно  назвать основные принципы проведения вексельной реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться система российского вексельного законодательства.

Первый — сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).

Второй — самодостаточность вексельного законодательства.

Третий — построение вексельного законодательства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежать злоупотреблений.

Информация о работе Международные расчеты: виды и условия проведения