Налогообложение в политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.д.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и типы налоговой политики………………………….....5-6
1.2. Инструменты налоговой политики……………………………...…7-8
1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма.9-11
Глава 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Критерии эффективности налоговой политики………………...12-14
2.2. Управление налогообложением…………………………...…..15-22
Заключение…………………………………………………………….23-24
Список используемой литературы…………………………………...….25

Файлы: 1 файл

курсовая фин пол.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

 

А д  м и н и с т р а ц  и я   г о р о д с  к о г о  о к р у г  а   С а м а р а

Автономное  муниципальное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Самарская академия государственного и муниципального управления»

(АМОУ  ВПО «САГМУ»)

 

 

                                   Экономический факультет

                              Кафедра «Финансы и Кредит»

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине: «Финансовая политика»

на тему: «Налогообложение в политике государства»»

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: Овчинникова А. В.

                                                                    гр. 581-Д

                                                                   Проверила: доц. Паух Я. В.

 

 

                              

                                         

 

 

 

Самара 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Сущность и типы налоговой  политики………………………….....5-6

1.2. Инструменты налоговой политики……………………………...…7-8

1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма.9-11

Глава 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Критерии эффективности налоговой политики………………...12-14

2.2. Управление налогообложением…………………………...…..15-22

Заключение…………………………………………………………….23-24

Список используемой литературы…………………………………...….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают  в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  т.д.  
        Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.  
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкретного города.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 
Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства. 
         Государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли внутреннего валового продукта (ВВП)) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. 
          Актуальность темы курсовой работы "Налогообложение в политике государства» заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. 
         Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.  
          В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) дано определение понятию налоговой политики, раскрыто её сущность и рассмотрены её основные виды.

          2) проанализирована налоговая политика России на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  НАЛОГОВОЙ          ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

                1.1. Сущность и типы налоговой политики

Налоги, как известно, являются одним  из источников финансирования всех направлений  деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они  отличаются от доходов с государственных  имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка  монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются  в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях  обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения  финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти  функции для проведения активной налоговой политики. [5]

Выделяют, как правило, три  типа налоговой политики государства.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризуется  принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована  «налоговая ловушка», когда повышение  налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем  социальных гарантий.

Третий тип – налоговая  политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при  значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой  политики является то, что она вызывает инфляцию. [8]

При развитой экономике все  типы налоговой политики успешно  сочетаются. В РФ с начала экономических  реформ (1992 г.) стал реализовываться  первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время  не существовало, вследствие чего произошло  падение темпов роста производства в отраслях экономики, увеличился масштаб  уклонения от уплаты налогов, рост задолженности  и взаимные неплатежи субъектов  предпринимательства.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов  на развитие экономики возникла объективная  необходимость продолжения налоговой  реформы, выражением которой стал Налоговый  Кодекс Российской Федерации. Налоговые  преобразования, предусмотренные им, направлены на реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством  налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков. [9]

Принятие и введение в  действие НК РФ позволили существенным образом систематизировать действовавшие  нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически  цельную и согласованную систему.

 

  1.2. Инструменты налоговой политики   

Для достижения целей, стоящих  перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство  использует различные инструменты  и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Специфика института налоговых  льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования  и странами их применения. Мировая  практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

♦ применение налоговых льгот  не носит избирательного характера;

♦ инвестиционные льготы предоставляются  исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

♦ применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным  экономическим интересам;

♦ порядок действия налоговых  льгот определяется законом и  не подлежит существенным корректировками  на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования  экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются  за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными  фондами), а во-вторых, они ориентируют  хозяйствующие субъекты на использование  в своей деятельности более эффективных  форм хозяйствования. Вместе с тем  нельзя не отметить, что действенность  санкций зависит от эффективной  работы контролирующих органов. [9]

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования  можно сказать, что по своему характеру  налоговое регулирование экономики  может быть стимулирующим или  сдерживающим. При разработке налоговой  политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С  одной стороны, это стремление субъектов  экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которое исходит из необходимости  полной реализации своих функций. Для  продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для  этого необходимо провести серьезную  аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает  видимость изолированности налогов  от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый  через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый  механизм как свод практических налоговых  действий есть совокупность условий  и правил реализации на практике положений  налоговых законов. Любое налоговое  действие, не базирующееся на объективной  основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные  процессы, что неминуемо ведет  к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые  отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. [3]

Налоговый механизм – это  область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу  отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое  регулирование и налоговый контроль. [7]

 

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет  два противоположные начала:

1) планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

2) стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления.

Информация о работе Налогообложение в политике государства