Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа
Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.д.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.
Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и типы налоговой политики………………………….....5-6
1.2. Инструменты налоговой политики……………………………...…7-8
1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма.9-11
Глава 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Критерии эффективности налоговой политики………………...12-14
2.2. Управление налогообложением…………………………...…..15-22
Заключение…………………………………………………………….23-24
Список используемой литературы…………………………………...….25
А д м и н и с т р а ц и я г о р о д с к о г о о к р у г а С а м а р а
Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарская академия государственного и муниципального управления»
(АМОУ ВПО «САГМУ»)
Кафедра «Финансы и Кредит»
Курсовая работа по дисциплине: «Финансовая политика»
на тему: «Налогообложение в политике государства»»
Самара 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и типы налоговой политики………………………….....5-6
1.2. Инструменты налоговой политики……………………………...…7-8
1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма.9-11
Глава 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Критерии эффективности налоговой политики………………...12-14
2.2. Управление налогообложением………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...….25
Регулирующая функция
Среди экономических
рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место отводится налогам. За счет налоговых
взносов формируются финансовые ресурсы
государства, аккумулируемые в его бюджете
и внебюджетных фондах. Огромные средства,
взимаемые в виде налогов и перераспределяемые
через бюджет, составляют главную экономическую
силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов,
зависит благополучие страны, региона,
конкретного города.
С помощью налогов определяются
взаимоотношения
Государство, устанавливая налоги, стремится,
прежде всего, обеспечить себе необходимую
материальную базу для осуществления
возложенных на него задач, которые реализуются
посредством налоговой политики, являющейся
частью финансовой политики государства.
Государство
широко использует налоговую политику
(в частности, гибкое управление объемом
изымаемой в виде налогов доли внутреннего
валового продукта (ВВП)) в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства.
Актуальность темы курсовой работы
"Налогообложение
в политике государства» заключается
в том, что проблемам налогов и современной
налоговой политики Российской Федерации
сегодня уделяется довольно пристальное
внимание, так как от того, насколько правильно
построена система налогообложения, насколько
продумана налоговая политика государства,
зависит эффективное функционирование
всего народного хозяйства.
Основная цель курсовой работы состоит
в исследовании теоретических аспектов
налоговой политики, а также определение
основных направлений и механизма реализации
налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии
с данной целью в исследовании были поставлены следующие
задачи:
1) дано определение понятию налоговой политики, раскрыто её сущность и рассмотрены её основные виды.
2) проанализирована налоговая политика России на современном этапе.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и типы налоговой политики
Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики. [5]
Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.
Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию. [8]
При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992 г.) стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего произошло падение темпов роста производства в отраслях экономики, увеличился масштаб уклонения от уплаты налогов, рост задолженности и взаимные неплатежи субъектов предпринимательства.
В целях преодоления негативных
последствий воздействия
Принятие и введение в
действие НК РФ позволили существенным
образом систематизировать
1.2. Инструменты налоговой политики
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.
Специфика института налоговых
льгот определяется видами налогов,
методиками расчета, целями их использования
и странами их применения. Мировая
практика выработала оптимальный комплекс
принципов организации
♦ применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
♦ инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
♦ применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
♦ порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.
Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов. [9]
Таким образом, рассматривая
основные инструменты налогового регулирования
можно сказать, что по своему характеру
налоговое регулирование
1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма
Налоговая политика осуществляется
через налоговый механизм, который
представляет собой совокупность организационно-правовых
норм и методов управления налогообложением,
включая широкий арсенал
Налоговый механизм, рассматриваемый
через призму реальной практики, различен
в конкретном пространстве и времени.
Так, неоднозначны налоговые действия
на разных уровнях управления и власти,
а также существенны различия
и во временном отношении. Налоговый
механизм как свод практических налоговых
действий есть совокупность условий
и правил реализации на практике положений
налоговых законов. Любое налоговое
действие, не базирующееся на объективной
основе, выступает как субъективистское
вмешательство в
Налоговый механизм – это
область налоговой теории, трактующей
это понятие в качестве организационно-экономической
категории, а, следовательно, как объективно
необходимый процесс управления
перераспределительными отношениями,
складывающимися при
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:
1) планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
2) стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления.