Налогообложение в политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.д.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и типы налоговой политики………………………….....5-6
1.2. Инструменты налоговой политики……………………………...…7-8
1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма.9-11
Глава 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Критерии эффективности налоговой политики………………...12-14
2.2. Управление налогообложением…………………………...…..15-22
Заключение…………………………………………………………….23-24
Список используемой литературы…………………………………...….25

Файлы: 1 файл

курсовая фин пол.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рыночные отношения  приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов  в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных  связей между обособившимися предприятиями  в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений  для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее  время стал налоговый механизм, который  признан во всех странах. [6]

Эффективность использования  налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает  внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется  относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налоговым  механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование  охватывает хозяйственную жизнь  страны, поскольку налоговые мероприятия  являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель такого регулирования  – создание общего налогового климата  для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и  обеспечение преференциальных налоговых  условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений  движения капитала. Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости  от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов  более подвижна и многогранна, она  отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные  результаты при ее реализации, то ее заменяют новой. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Критерии эффективности налоговой  политики

Экономическая политика правительства  реализуется путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство оказывает регулирующее воздействие на экономических агентов с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок.

Налоговая политика является одной из основных макроэкономических политик любого государства. Обычно она исполняется правительством, но находится под контролем Парламента.

Налоговая политика способна влиять на совокупный спрос. Решение  правительства повысить процентные ставки ведет к сокращению расходов частного сектора на инвестиции. Падение  уровня инвестиционных расходов приводит к тому, что налоговая политика может сократить норму накопления. Происходит эффект смещения, который  имеет место в том случае, когда  возникает бюджетный дефицит  и правительство вынуждено увеличивать  долги для покрытия своих расходов. Рост государственных расходов повышает совокупный спрос, приводя к тому, что производство набирает тенденцию  к увеличению. Но рост производства повышает процентную ставку на рынках активов и тем самым смягчает влияние налоговой политики на производство. [4]

Налоговая политика наиболее эффективна при стабильном обменном курсе и устойчивом движении капиталов. Расширение налоговой политики ведет к повышению процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать количество денег для поддержания стабильного обменного курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой политики.

При осуществлении анализа  налоговой политики государства  большое внимание уделяется структуре  налогообложения. В странах с  низкими доходами, обычно, структура  налогообложения имеет следующие  черты:

а) Большую часть поступлений  составляют налоги на отечественные  товары и внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных  пошлин приходится свыше 40% .

б) Внутренние подоходные налоги не столь значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей степени, чем частные  лица. Это связано с удобством  использования крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а также с административными  трудностями организации обложения  эффективным подоходным налогом  частных лиц. [10]

В отличие от стран с  низкими доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах играют незначительную роль, а главными источниками поступлений  служат налоги с частных лиц и  налоги, взимаемые в соответствии с программами социального страхования. [6]

Критерии макроэкономической эффективности налоговой политики:

а) Возможность налоговой  политики концентрировать источники  доходов.

Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает  налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом  автоматических или дискреционных  изменений.

К автоматическим относят  повышение суммы поступлений, вызванных  расширением налоговой базы. Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике. Система, обеспечивающая налоговые поступления при ограниченном числе налогов и ставок, может значительно снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.

б) Способность налоговой  политики определять приемлемую налоговую  базу.

Широкая налоговая база дает возможность обеспечить налоговые  поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения  от уплаты налогов.

в) Направленность налоговой  политики на минимизацию задержек в  уплате налогов.

При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений  может значительно снизиться  в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели  места задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять  большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более  вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью  налогообложения.

г) Нейтральность налоговой  политики в отношении стимулов.

Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной  деятельности при минимальных расходах и при минимальных нарушениях характера производства, а также  характера получения и использования  доходов. Экономическая деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной  после их уплаты. [12]

 

 

 

2.2. Управление налогообложением

Становление в России рыночных основ хозяйствования актуализировало  задачи управления финансовыми потоками, как в масштабах всего государства, так и применительно к отдельным территориям (регионам, муниципальным образованиям), а также организаций различных сфер экономики.

Налоговые платежи порождают  один из самых существенных по размеру  и степени охвата участников канал  денежных потоков в финансовой системе  страны. От того, насколько достаточен, регулярен и стабилен будет этот поток, зависят успешность и надежность функционирования государства в  целом и каждого его гражданина. От профессионализма управленческого  решения, принятого с учетом налоговых  последствий, зачастую зависят судьба бизнеса, возможности его роста  и развития.

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение (осуществление) налоговой  политики. Такими органами, как уже  отмечалось, являются Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная  налоговая служба. [11]

Министерство финансов Российской Федерации является участником отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах. Согласно НК РФ (ст.9) участниками этих отношений  являются также министерства финансов республик, финансовые управления администраций  краев, областей, городов Москвы и  Санкт - Петербурга, автономных областей и округов, районов и городов (далее  – финансовые органы).

Финансовые органы относятся  к числу налоговых органов, т.е. на них распространяются статьи НК РФ, регулирующего права, обязанности  и ответственность налоговых  органов и их должностных лиц. Налоговые, а не финансовые выполняют  контрольные действия в отношении  налогоплательщиков и могут налагать взыскания за налоговые правонарушения. Минфин России действует в соответствии с собственной компетенцией, установленной Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Минфин России является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  России и координирующим деятельность в этой сфере иных органов. Эта  задача Минфина России определяет его  компетенцию в области налоговых  правоотношений.

Так, Минфин России разрабатывает  совместно с ФНС России и другими  федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой  политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой  системы в РФ. Помимо этого министерство координирует в пределах своей компетенции  политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность  за обеспечение своевременного поступления  налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет.

Особое значение имеет  соответствующая деятельность ФНС  России. Управление налогообложением в России представляет собой единую централизованную систему, построенную  по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, межрегионального, республиканского, областного, краевого и районного (межрайонного) уровней; при этом каждый уровень  имеет свои функции и специфику.

Центральным органом управления налогообложением в России (первый уровень) является ФНС России. Ко второму  уровню относятся межрегиональные  налоговые инспекции, которые созданы  в каждом из 7 федеральных округов  России. К их основным функциям относятся  проведение перепроверок налогоплательщиков и контроль за нижестоящими инспекциями  в федеральном округе. К третьему уровню относятся управления ФНС  России, республик, краев, областей, городов  республиканского и областного подчинения, входящих в состав РФ. К четвертому уровню – государственные налоговые  инспекции (инспекции ФНС) городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения. Именно эти налоговые инспекции являются основным звеном, обеспечивающим сбор налогов.

В рамках осуществления управленческой функции в сфере налогообложения  ФНС России:

  • организует работу налоговых инспекций на всех уровнях управления по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных, методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
  • участвует в разработке элементов концепций налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов по конкретным видам налогов;
  • разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной налоговыми инспекциями работе;
  • обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы инспекциями в субъектах Федерации и подготавливает предложения по её совершенствованию;
  • координирует проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • получает, обобщает и анализирует отчеты налоговых инспекций всех уровней о проделанной работе и разрабатывает предложения по её совершенствованию;
  • проводит обследования и проверки (комплексные и тематические) организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;
  • подготавливает совместно с Минфином России и реализует межправительственные соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц;
  • осуществляет связи с налоговыми службами иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию;
  • осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ налоговых инспекций.

Информация о работе Налогообложение в политике государства