Налогообложение в политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.д.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и типы налоговой политики………………………….....5-6
1.2. Инструменты налоговой политики……………………………...…7-8
1.3. Взаимодействие налоговой политики и налогового механизма.9-11
Глава 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Критерии эффективности налоговой политики………………...12-14
2.2. Управление налогообложением…………………………...…..15-22
Заключение…………………………………………………………….23-24
Список используемой литературы…………………………………...….25

Файлы: 1 файл

курсовая фин пол.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата ФНС России созданы:

  • Управление налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц;
  • Управление налогообложения косвенных налогов;
  • Управление налогообложения природных ресурсов и земельного налога;
  • Управление налогообложения физических лиц;
  • Управление местных и прочих налогов и сборов;
  • Управление внешнеэкономического и международного налогообложения;
  • Управление по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, а также другие структурные подразделения.

Эффективность управления во многом определяется тем, насколько  правомерно распределены полномочия и  ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налогообложением.

Важную роль в обеспечении  налоговых поступлений в бюджетную  систему и в государственные  внебюджетные фонды играет уровень  налоговой культуры населения. Под  налоговой культурой следует  понимать осведомленность населения  относительно своих налоговых обязанностей и готовность добровольно уплачивать налоги для выполнения функций, возложенных  на государство. [11]

НК РФ установлено, что  информация и копии законов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов должны направляться региональными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления в  ФНС России и Минфин России, а  также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы. Сведения о действующих региональных налогах  и сборах и об их основных положениях должны ежеквартально публиковаться  ФНС России, а сведения о действующих  местных налогах и сборах и  их основных положениях не реже одного раза в год – соответствующими региональными налоговыми органами.

Согласно п. 4. ст. 32 НК РФ налоговые  органы обязаны бесплатно информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах. В соответствии с Положением «Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов  и сборов», утвержденным приказом ФНС  России от 05.09.1999 г. № ГБ-3-15/120 налоговые  органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по месту их учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Информацию по вопросам налогов  и сборов обязан предоставлять любой  налоговый орган в течение  месяца (возможно продление ещё на один месяц), в который обратился  налогоплательщик с соответствующим  письменным запросом.

Информация, содержащаяся в  актах с грифами «Особая важность», «Совершено секретно», «Секретно», «Для служебного пользования», «Не для  печати», предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение  сведений, составляющих государственную  тайну, или сведений конфиденциального  характера. Если информация непосредственно  затрагивает права, свободы и  законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, то она  предоставляется только этому налогоплательщику  или его уполномоченному представителю.

Информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов  и их должностных лиц, также предоставляется  только в случае и в части, непосредственно  затрагивающих права, свободы и  законные интересы данного налогоплательщика.

В целях осуществления  комплекса мер по активизации  пропаганды и разъяснения налогового законодательства, доведения до общественности достоверной информации о деятельности налоговых органов, разработки и  претворения в жизнь концепции  повышения налоговой грамотности  населения в налоговых инспекциях созданы отделы информации и общественных связей. На них возложена организация  работы по комплексной пропаганде налогового законодательства на региональном и  местном уровнях на основе единой информационной политики.

Указанные подразделения  также призваны проводить сбор информации, анализ и информирование руководителей  налоговых органов законодательной  и исполнительной власти, общественности к проектам законов о налогах  и других обязательных платежах, отслеживание и оценку информации об альтернативных предложениях, возникающих в процессе обсуждения в СМИ.

Кроме того, эти подразделения  осуществляют сбор и анализ сообщений  в СМИ о деятельности налоговых  органов, реализации стратегических направлений  единой государственной налоговой  политики, участвуют в подготовке материалов, пропагандирующих деятельность и создающих объективный облик  налоговых органов.

В целях обеспечения эффективности  управления налоговой системой особое внимание со стороны государства  должно уделяться налоговому воспитанию населения и в первую очередь  у подрастающего поколения.

Следует отметить, что проблеме «государство – налогоплательщик»  уделяется особое внимание во всех развитых странах, ею занимаются непосредственно  налоговые органы, органы образования, средства массовой информации. В отличие  от государства, налогоплательщики  в современном обществе стремятся  уменьшать суммы выплат по налогам  законными и незаконными способами.

По-прежнему частые изменения  налогового законодательства не доводятся  своевременно до налогоплательщиков. В современных условиях идет процесс  развития информационной структуры  налоговых органов. Информационный вакуум постарались заполнить частные  издательские фирмы, печатая официальные  документы по налогообложению, различные  методические рекомендации по «уходу»  от уплаты налогов.

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации, на основе специально подготовленного учебника «Введение в налогознание» проводит эксперимент по преподаванию в некоторых школах основ налоговых знаний. Этот учебный курс включает сведения об истории налогообложения, налоговом законодательстве и налоговых поступлениях, основных правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и других участников налоговых правоотношений. По инициативе ФНС России в рамках программы «Основы налоговой грамотности» подготовлен учебник «Налоги России». Ознакомление с элементами налогообложения в начальной школе позволит в будущем существенно повысить уровень налоговой культуры населения.

Как было отмечено выше, НК РФ (в отличие от ранее действующего налогового законодательства) предусмотрены  определенные меры по обеспечению налогового консультирования путем проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками.

В соответствии с п. 4 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить  разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и  сборах, объяснить порядок заполнения форм установленной отчетности, исчисления и уплаты налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.

Его основные недостатки следующие:

1) излишняя уплотненность

2) запутанность

3) наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства

4) ускорение научно-технического прогресса

5) внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению  к мировому, не стимулирует привлечение  в народное хозяйство иностранных  инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой  системы. Предложений же о принципиально  иной налоговой системе, соответствующей  нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую  систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.

Несомненно, вся ситуация с налогами приводит к нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше усугубляет экономический  кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.07.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. - № 31. – Ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г.) (ред. от 30.07.2010 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. - № 32. – Ст. 3340.
  3. Грисимова Е.Н. Налоговые обязательства и санкции: Учебное пособие. – СПб., 2009.
  4. Грисимова Е.Н. Налогообложение: Учебное пособие. – СПб., 2009.
  5. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Д. Евстигнеева. – СПб, 2009.
  6. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник – М., 2007.
  7. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М., 2008.
  8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003.
  9. Черник Д.Г. Налоги: Учеб. пособие. – М., 2009.
  10. http://www.nalog.ru/
  11. http://www.garant.ru
  12. http://www.akdi.ru

 


Информация о работе Налогообложение в политике государства