Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа
Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
- определить принципы построения налоговой системы;
- кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налоговой политики………………………………….4
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики……………………….4
1.2 Методы осуществления налоговой политики……………………………….7
2. Анализ современного состояния и особенностей функционирования налоговой политики в РФ………………………………………………………...9
2.1 Сравнительная характеристика налоговой политики в РФ и зарубежных странах……………………………………………………………………………..9
2.2 Анализ налоговой политики России на современном этапе……………...13
2.3 Проблемы налоговой политики в России………………………………….18
3. Перспективы развития налоговой политики………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………….…..33
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
(ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
Факультет заочного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы»
тема: «Налоговая политика современной России»
Выполнил студент группы: ПФ-09-6 специальности «Финансы и кредит»
|
Кузнецов Д. А.
|
Проверил преподаватель: |
|
Лебедева Л. Н. |
|
«_____________» ______________________ (Оценка) |
2012 г.
Содержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы налоговой политики………………………………….4
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики……………………….4
1.2 Методы осуществления налоговой политики……………………………….7
2. Анализ современного состояния и особенностей функционирования налоговой политики в РФ………………………………………………………...9
2.1 Сравнительная характеристика налоговой политики в РФ и зарубежных странах……………………………………………………………
2.2 Анализ налоговой политики России на современном этапе……………...13
2.3 Проблемы налоговой политики в России………………………………….18
3. Перспективы развития налоговой политики………………………………..23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….…..3
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.
Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
- определить принципы построения налоговой системы;
- кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
- раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.
1. Теоретические основы налоговой политики
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики
Налоговая политика – представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера, поставленных в данный момент макроэкономических задач [5, С. 168].
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Наоборот, в условиях рыночного хозяйствования усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. По мнению экономиста А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Она влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др.
Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы [20, С. 132]:
– общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
– уровень инфляции;
– кредитно-денежная политика государства;
– соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и частным сектором.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования. В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой.
В научных трудах экономистов рассматриваются три типа налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени [24, С. 108]:
– высокий уровень налогообложения;
– низкое налоговое бремя;
– достаточно существенный уровень налогообложения.
Естественно, тип налоговой политики зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.
При проведении политики первого типа происходит рост налогового бремени как посредством введения новых налогов, так и путем увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. Это, несомненно, в последующем приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие – снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тин налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.
Второй тип политики характеризуется тем, что максимально учитываются не только фискальные интересы государства, но и налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.
На основе анализа существующих определений налоговой политики можно сделать следующие выводы:
– налоговая политика представляет собой комплекс экономических, организационных мер и мер по регулированию налоговых отношений;
– субъекты налоговой политики – органы государственного и местного самоуправления;
– система, в рамках которой реализуется политика – это национальная налоговая система;
– регламентированность политики – жестко законодательная база;
– критерии налоговой политики – эффективность, затратность налоговой системы.
Следовательно, налоговую политику можно определить как совокупность правовых, экономических и организационных мер субъекта налоговой политики по регулированию налоговых отношений, направленных на достижение высокой эффективности и низкой затратности налоговой системы.
Субъектами налоговой политики выступают [24, С. 162]:
– государственной – Российская Федерация;
– региональной – субъекты РФ (республики в составе РФ, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург);
– муниципальной – города, районы в городах.
Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты РФ и муниципалитета имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также по определению налоговой базы.
Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.
Целью экономически обоснованной налоговой политики является оптимизация централизуемых средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создание условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния.
1.2 Методы осуществления налоговой политики
В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.
Налоговая политика проводится государством посредством следующих методов:
– управления;
– информирования (пропаганды);
– воспитания;
– консультирования;
– льготирования;
– контролирования;
– принуждения.
Управление налогообложением – это организующая и распорядительная деятельность финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование и воспитание налогоплательщиков. Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой для правильного исполнения ими налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение – это деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.