Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа
Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
- определить принципы построения налоговой системы;
- кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налоговой политики………………………………….4
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики……………………….4
1.2 Методы осуществления налоговой политики……………………………….7
2. Анализ современного состояния и особенностей функционирования налоговой политики в РФ………………………………………………………...9
2.1 Сравнительная характеристика налоговой политики в РФ и зарубежных странах……………………………………………………………………………..9
2.2 Анализ налоговой политики России на современном этапе……………...13
2.3 Проблемы налоговой политики в России………………………………….18
3. Перспективы развития налоговой политики………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………….…..33
Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам: введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение в один с увеличением предельной общей суммы такого вычета до 100 000 рублей.
Объединение социальных налоговых вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению.
В целях развития рынка добровольного негосударственного пенсионного обеспечения осуществлен переход к системе налогообложения, при которой налогообложению подлежат только пенсионные выплаты.
Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.
Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем, чтобы с одной стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Начиная с 2009 года, обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Мировой опыт показывает, что при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.
2.3 Проблемы налоговой политики в России
Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня стали предметом повышенного внимания со стороны и высшего политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов.
Предстоит серьезная работа по реальному осуществлению намеченных мер налоговой политики России, исследовательской проработке все еще дискуссионных налоговых проблем, содержательному наполнению существующих форм налоговых отношений, внедрению новых и закреплению в отечественной налоговой практике оправдавших себя способов и механизмов налогообложения с учетом и критическим заимствованием зарубежного налогового опыта.
За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы.
Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного периода.
Практика использования налога на добавленную стоимость в зарубежных странах, особенно в кризисные периоды, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности, выражающейся в соответствующей бюджетной его результативности. Среди преимуществ данного налога отметим и относительную простоту его сбора, широкую и весьма стабильную налоговую базу. Немаловажно и то, что налог этот представляет собой важный экономический инструмент регулирования экономики, играет существенную роль в процессе экономической интеграции, прежде всего, европейских стран. Не случайно налог на добавленную стоимость стал первым налогом, с которого началась реальная унификация и гармонизация национальных налоговых систем, кроме того, он – активный рычаг формирования доходной базы бюджета Евросоюза. Подчеркнем, что одним из условий вступления в последний является наличие рассматриваемого налога в национальной налоговой системе, а главным источником доходной базы бюджета сообщества выступают именно отчисления от налога на добавленную стоимость.
Упорядочение механизма взимания налога на добавленную стоимость – конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешнеэкономических отношений, прежде всего международной торговли. В рамках гармонизации косвенных налогов делается попытка установить единую ставку данного налога для всех стран-членов Евросоюза, определенные шаги предприняты и в направлении унификации льгот по нему.
Важнейший инструмент государства в условиях глобализации – налоговая политика на долгосрочную перспективу. Думается, что назрела острая необходимость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить высокие темпы экономического роста. инновационный характер производства, содействовать созданию условий дня повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе. Главными критериями при формировании налоговой политики должны стать – справедливость налогов, минимизация административных издержек и дестимулирующих эффектов при их применении.
Приоритетная цель формируемой долгосрочной налоговой политики России – обеспечение необходимых условий для экономического развития, роста инвестиций.
Из конкретных предложений по совершенствованию налогов остановимся на следующих.
Во-первых, необходимо поэтапно снижать уровень налога на добавленную стоимость с доведением его ставки к 2020 г. до уровня 10–12% при сохранении соответствующих льготных режимов. Это позволит в определенной мере приостановить рост иен.
Во-вторых, внедрение «плоской» шкалы подоходного налога было приемлемо на этапе становления налоговой системы в условиях переходной экономики. На современном этапе имеются реальные условия для восстановления прогрессивной шкалы подоходного налога для граждан. Естественно, что вопросы о величинах конкретных ставок налога и суммах дохода, с которых начинается прогрессия, требуют тщательного анализа.
В-третьих, в условиях становления инновационной экономики следует больше внимания уделять формированию целостной системы налоговых льгот для сферы научных исследований и внедрения их результатов в производство, для деятельности по сохранению и восстановлению природных ресурсов.
Налоговый климат в России определяется двумя факторами: российским законодательством (в основном это Налоговый кодекс Российской Федерации) и действиями налоговой службы, которая занимается реализацией его положений. С моей точки зрения, основные налоговые мотивы и положения уже определены в Налоговом кодексе и в этом смысле ситуация с налогами практически стала достаточно стабильной
Ежегодно вносятся изменения в Налоговый кодекс, которые касаются либо технических деталей, связанных с устранением мелких неточностей и нестыковок, выявляемых в ходе правоприменительной практики, либо улучшения положения налогоплательщиков. В этом смысле такие изменения оказывают благотворное влияние на общий налоговый климат. Исключение, пожалуй, составил прошлый год, когда были приняты серьезные изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся администрирования налогов, налоговых проверок и других существенных моментов и которые в целом можно оценить как полезные для налогоплательщиков.
Налоговый климат в России в настоящее время в целом, нельзя сказать, что оптимальный, но достаточно благоприятный для налогоплательщиков. Конечно, существуют проблемы, но они будут решаться в процессе дальнейшего, но, думаю, не очень существенного, изменения налогового законодательства.
Основная важная проблема – наличие большого количества федеральных льгот по региональным и местным налогам. Понятно, что это приводит к существенному уменьшению налоговых доходов бюджетов как субъектов Российской Федерации, так и местного самоуправления. Предстоит тщательная инвентаризация имеющихся льгот и их существенное уменьшение.
Проанализировав налоговую политику в России и за рубежом и выявив проблемы налогообложения можно сделать следующие выводы.
При сравнении налоговых систем различных государств преследуются две цели: обобщить мировой опыт налогообложения и сопоставить налоговые ставки и льготы в различных странах, чтобы определить варианты оптимизации размещения бизнеса и минимизации размера налогового бремени, так как не только в оффшорных зонах, но и в странах с обычными налоговыми ставками, компании с хорошо поставленным налоговым планированием имеют возможность использовать более низкие налоговые ставки.
В процессе анализа налоговой политики в РФ и за рубежом были выявлены особенности амортизационной политики по отдельным странам. Результаты проведенного во второй главе анализа амортизационной политики можно сделать вывод не только о ее разнообразии, но и о направленности на стимулирование приоритетных отраслей и районов в зависимости от специфики конкретной страны, что целесообразно использовать при последующем реформировании налоговой системы РФ в части стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
В ряде проанализированных мною стран ставка НДС установлена больше, чем в России. Наибольшего значения ставка НДС достигает в Бразилии: 300%. В большом количестве стран ставка достигает 20%: Австрии, Берег Слоновой Кости, Болгарии, Италии, Словакии, Узбекистане, Украине. Немного выше российской ставки НДС, 19%, применяется в Нидерландах, Перу, Португалии, Румынии, Чешской Республике, 19,6% – во Франции. Равная российской ставке ставка НДС, т. е. 18%, используется в Греции, Латвии, Мальте, Турции, Чили, Эстонии.
В остальных из рассмотренных стран базовая ставка НДС составляет меньший размер, чем в России, делая их привлекательными для размещения российского капитала с целью снижения налогового бремени. Таким образом, практически все страны, перечисленные выше, как имеющие более низкую ставку по налогу на прибыль имеют также более низкую ставку и НДС.
Следует отметить, что пониженные ставки по НДС страны устанавливают по продуктам питания и массового потребления, по медицинским изделиям и фармацевтической продукции. В большинстве стран освобождаются от уплаты НДС или применяется ставка НДС 0% по экспорту товаров и услуг, а также по финансовым, страховым, медицинским, культурным и образовательным услугам. При этом ряд стран применяет повышенные ставки НДС на алкоголь и табачную продукцию: Панама, Свазиленд, Ямайка.
За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы.
Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации.
Упорядочение механизма взимания налога на добавленную стоимость – конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешнеэкономических отношений, прежде всего международной торговли. В рамках гармонизации косвенных налогов делается попытка установить единую ставку данного налога для всех стран-членов Евросоюза, определенные шаги предприняты и в направлении унификации льгот по нему.
3. Перспективы развития налоговой политики
Рационализация системы налогообложения
В ближайшее время будет продолжена подготовка изменений в области налоговой политики, предусмотренных для реализации в соответствующие сроки «Основными направлениями налоговой политики в 2008 – 2011 годах». Помимо этого предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по следующим направлениям.
Совершенствование налога на добавленную стоимость.
В рамках определения налоговой и бюджетной политики на среднесрочную перспективу в настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке налога на добавленную стоимость с установлением величины этой ставки на уровне ниже действующей величины основной ставки НДС. В силу того, что принятие такой меры в условиях долгосрочного бюджетного планирования требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий, окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 года.