Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа
Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
- определить принципы построения налоговой системы;
- кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налоговой политики………………………………….4
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики……………………….4
1.2 Методы осуществления налоговой политики……………………………….7
2. Анализ современного состояния и особенностей функционирования налоговой политики в РФ………………………………………………………...9
2.1 Сравнительная характеристика налоговой политики в РФ и зарубежных странах……………………………………………………………………………..9
2.2 Анализ налоговой политики России на современном этапе……………...13
2.3 Проблемы налоговой политики в России………………………………….18
3. Перспективы развития налоговой политики………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………….…..33
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.
2. Анализ современного состояния и особенностей
функционирования налоговой политики в РФ
2.1 Сравнительная характеристика налоговой политики в РФ и
зарубежных странах
Сравнительный анализ налоговых систем различных государств преследует две цели. Во-первых, обобщить мировой опыт налогообложения и максимально подробно систематизировать существующий порядок налогообложения хозяйствующих субъектов в некоторых странах.. Во-вторых, сопоставить налоговые ставки и льготы в различных странах, чтобы определить варианты оптимизации размещения бизнеса и минимизации размера налогового бремени, так как не только в оффшорных зонах, но и в странах с обычными налоговыми ставками, компании с хорошо поставленным налоговым планированием имеют возможность использовать более низкие налоговые ставки.
На этапе принятия решений о размещении хозяйствующего субъекта и его органов управления очень важно знать, как определяется резидентство предприятий в конкретной стране. Рассмотрим, как решается этот вопрос в различных странах.
1 Компания зарегистрирована в стране или ее управляющий орган находится в стране – Австрия, Барбадос, Бруней-Даруссалам, Великобритания, Дания, Республика Ирландия, Канада, Лихтенштейн, Маврикий, Мальта, Нидерландские Антильские острова, Нормандские острова (Джерси), Сент-Люсия, Танзания, Турция, Чешская Республика, Шри-Ланка, Южно-Африканская Республика.
2 Компания зарегистрирована, осуществляет предпринимательскую деятельность или орган управления находится в стране – Азербайджан, Бельгия, Уганда.
3 Контроль и управление компанией осуществляются на территории страны – Британские Виргинские острова, Кипр, Малайзия, Нидерланды, Сингапур.
4 Постоянное местонахождение в стране – Вьетнам, Панама.
5 Создана в соответствии с законом страны – Пакистан, США, Узбекистан, Эстония.
6 Зарегистрирована в стране, орган управления и производственные помещения находятся в стране, наличие в стране представителей организации – Саудовская Аравия.
7 Организована в стране, управляется из страны, основное место деятельности в стране – Камбоджа.
В Омане понятие резидентства не определено.
В России для определения места регистрации компании используется критерий места регистрации.
Используя разный подход к определению резидентства в различных странах, возможна оптимизация налоговых платежей.
Система налогов в различных странах включает разнообразные не только по названию, но и по порядку исчисления и уплаты налогов. Однако следует отметить, что ряд налогов существует практически во всех странах: корпоративный налог, НДС, налог на имущество, налог на дивиденды.
Анализ показал, что менее 24% (т. е. ниже, чем в России) ставка налога на прибыль установлена в таких странах как Болгария, Ботсвана, Бразилия, Британские Виргинские острова, Венгрия, Венесуэла, Гонконг, Камбоджа, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Макао, Нормандские острова (Джерси), Нормандские острова (Гернси), Остров Мэн, Польша, Сингапур, Фарерские острова, Чили, в определенных отраслях – Мозамбик, Республика Намибия, Словакия, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Ямайка, Вьетнам, в зависимости от величины дохода – Великобритания, Индонезия, Ирландия, Республика Корея, Оман, Парагвай, Таити, Швейцария, Япония.
Налоговой базой корпоративного налога является прибыль как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Оставшаяся после уплаты корпоративного налога часть прибыли, как правило, облагается налогом на дивиденды, если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли, если она остается в виде резервов корпорации.
Более низкая, чем в России, ставка налогообложения как по косвенным, так и по прямым налогам, установлена в настоящее время в Ботсване, Венесуэле, Гонконге, Иране, Камбодже, Кипре, КНР, Корейской Республике, Лаосе, Лихтенштейне, Люксембурге, Макао, Нормандских островах, Омане, Острове Мэн, Парагвае, в определенных отраслях в Великобритании, Тринидаде и Тобаго, Фиджи, Филиппинах, Эквадоре.
Следует отметить, что пониженные ставки по НДС страны устанавливают по продуктам питания и массового потребления, по медицинским изделиям и фармацевтической продукции. В большинстве стран освобождаются от уплаты НДС или применяется ставка НДС 0% по экспорту товаров и услуг, а также по финансовым, страховым, медицинским, культурным и образовательным услугам. При этом ряд стран применяет повышенные ставки НДС на алкоголь и табачную продукцию: Панама, Свазиленд, Ямайка.
Налогообложение имущества также различается по странам. Как правило, налогом облагается имущество всех юридических лиц, в том числе иностранных. Уровень ставок существенно различается по странам.
В ряде стран он установлен ниже максимального размера, применяемого в России (2,2%): в Болгарии – 0,15%; Латвии – 1,5%; Литве – 1%; Мексике – 1,8%; Мозамбик – 0,2-1%; Парагвае – 0,5-1%; Финляндии – 0,22-0,5-1%; Швеции– 0,5-1 и др. Таким образом, перечисленные страны являются привлекательными для размещения активов российских предприятий в условиях действующей в настоящее время в нашей стране системы налогообложения имущества.
Есть ряд стран, имеющих разброс ставок налога на имущество, которые как выше, так и ниже установленных в России. К таким странам относятся: Антигуа и Барбуда – 0,75,1, 0,5 + 5-20% в зависимости от места нахождения недвижимости; Кипр – 0-3,5; Люксембург 0,7-1 + доп. ставка до 750%; Португалия – 0,4-0,8% для резидентов и 5% для нерезидентов; Румыния – 0,5% для недвижимости, построенной раньше 1998 г., и 5-10% – построенной позднее.
Многие страны предоставляют дополнительные стимулы для привлечения инвестиций, которые включают: благоприятные условия для снижения стоимости, инвестиционные гранты, региональные гранты, «налоговые каникулы», низкие налоговые ставки. То есть для нахождения оптимального расположения определенной деятельности следует рассмотреть и взвесить эти преимущества.
Многие страны разработали законодательства, которые позволяют использовать режимы «налоговых раев», являющиеся важным самостоятельным направлением международного налогового планирования.
2.2 Анализ налоговой политики России на современном этапе
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 – 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
«Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы», одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают внесение изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:
1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения.
2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.
3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.
4. Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.
5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.
6. Совершенствование налога на добавленную стоимость.
7. Индексация ставок акцизов.
8. Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами.
9.Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.
10. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).
11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.
12. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых и др.
Налог на добавленную стоимость
В рамках работы по совершенствованию налога на добавленную стоимость с 2007 года введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога. Налогоплательщики уменьшают суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18 процентов, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом по ставке 10 или 18 процентов, так и по ставке в размере 0 процентов, без специального решения налогового органа. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течении одного налогового периода.
С 1 января 2008 года налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.
В целях предотвращения фиктивного экспорта и контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям проведена работа по подготовке необходимых документов, направленных на создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.
С 1 января 2008 года установлен упрощенный порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых на экспорт, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации через портовые особые экономические зоны.
В целях упрощения администрирования акцизов на нефтепродукты с 1 января 2007 г. изменен действующий порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина. Так, из числа налогоплательщиков исключены лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов, и признаны налогоплательщиками лица, осуществляющие производство и реализацию нефтепродуктов.
Проведена индексация размеров ставок акцизов на подакцизные товары на период 2008 – 2010 г.г. Федеральным законом от 16.05.2007 №75-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
С 1 января 2008 года упрощен порядок подтверждения освобождения от налогообложения акцизами товаров, экспортируемых через портовые особые экономические зоны.
Вместе с тем необходимо отметить, что в части акцизов на нефтепродукты индексация ставок не производилась, начиная со ставок на 2005 год. При этом индексация ставок не была предусмотрена и Основными направлениями налоговой политики на 2008 – 2010 годы. В условиях, когда указанные акцизы взимаются по специфическим ставкам, подобный подход означает ежегодное снижение акциза на нефтепродукты на величину, эквивалентную среднегодовой инфляции в течение 6 лет.
Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами
С учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 №216-ФЗ, главой 23 Кодекса предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг. Уточнен перечень расходов, учитываемых при определении дохода (убытка) по операциям купли – продажи ценных бумаг, порядок определения дохода (убытка) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В части налога на прибыль организаций установлен порядок налоговой базы по операциям с закладными (в порядке определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования).