Налоговая система как основа финансов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и налоговой системы и рассмотреть налоговую систему России. Задача рассмотреть сущность и классификацию налогов, изучить сущность налогов и налоговый механизм. Классификация налогов. Налоги и сборы классифицируются по многим признакам, по уровню их установления в России они сгруппированы по трем видам:
Федеральные налоги и сборы
Сборы и налоги субъектов РФ
Сборы и налоги муниципальных образований

Содержание работы

1. Введение.
2. Классификация налогов.
3. Налоговая система.
4. Налоговый механизм.
5. Экономическая сущность налогов.
6. Состав и структура налоговых органов.
7. Принципы и методы налогообложения.
8. Система налогообложения в России.
9. Заключение.
10. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая. налоги.docx

— 55.87 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

 

 ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени  К.Г. Разумовского» г. Москва

 

Кафедра:  Финансы и Кредит                      

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Финансы

тема: «Налоговая система как основа финансов государства»

выполнил(а): Карлина Екатерина Олеговна

факультет: Менеджмента 

направление подготовки:  Финансовый менеджмент      

1 курс, очная форма

                        

консультировал:  Саморкина Г.В.

подпись преподавателя, принявшего  работу:___________________________

 

 

Москва 2013 г.

План:

 

1. Введение.

2. Классификация налогов.

3. Налоговая система.

4. Налоговый механизм.

5. Экономическая сущность налогов.

6. Состав и структура налоговых органов.

7.  Принципы и методы налогообложения.

8. Система налогообложения в России.

9. Заключение.

10. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий  существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения  и налоговой системы и рассмотреть  налоговую систему России.

Задача  рассмотреть сущность и классификацию налогов, изучить сущность налогов и налоговый механизм.

          1. Классификация налогов.

 

Налоги и сборы классифицируются по многим признакам, по уровню их установления в России они сгруппированы по трем видам:

  • Федеральные налоги и сборы
  • Сборы и налоги субъектов РФ
  • Сборы и налоги муниципальных образований

 

Также наиболее  распространено деление налогов на следующие  группы:

  • По объекту обложения – прямые и косвенные;
  • По порядку использования – общие и специальные.

 

Прямые налоги взимается  государством непосредственно с  доходов (заработной платы прибыли, и др.) или со стоимости имущества (земли, дома, оборудования и т.д.) налогоплательщика

Это форма учитывает доходность плательщика, его семейное положение, налог взимается  на стадии получения  дохода. Кроме того, при прямом обложении  налогоплательщик точно знает сумму  своего налога.  Ставки прямых налогов  могут быть прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прямые налоги подразделяются на реальные  и личные.

Реальные налоги – это налоги, взимаемые с отдельных видов имущества на основе кадастра (специального реестра), учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика.

Личные налоги - это налоги на доход или имущество физических лиц, взимаемых у источника дохода или до декларации. При личном обложении в отличие от реального объекты учитываются индивидуального для каждого плательщика, во внимание принимается и его финансовое положение (например, состав семьи, задолженность и т.п.). 

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от прямых, косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Объектом обложения здесь служат товары, как правило, личного потребления.

Плательщиком косвенного налога выступает покупатель-потребитель. Собственник товара или лицо, оказывающее  услуги, является в действительности только сборщиком налога.

Косвенные налоги могут  и быть двух видов: акцизы и таможенные пошлины.

Акцизы – косвенный налог на товары и услуги. По способу внимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара. Универсальный акциз – это налог с оборота, который взимается со стоимости товара внутреннего производства, а так же с денежного оборота оказываемых услуг.

Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги.

 Общие налоги поступают в единую кассу государства.

Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций.

 

Так же выделяют количественные, закрепленные, регулирующие и регулярные налоги.

Количественные (долевые) налоги исходят  из возможности налогоплательщика  заплатить налог, так как непосредственно  или косвенно учитывают доходы налогоплательщика.

Регулирующие налоги  - налоги, которые  ежегодно перераспределяются между  бюджетами различных уровней  с целью покрытия дефицита. К таким  относятся, например, акцизы. Распределение  сумм этих налогов между различными бюджетами  происходит при утверждении  федерального бюджета на конкретный год.

Регулярные (систематические) налоги взимаются с установленной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия определенным видом деятельности, приносящим доход.

 

 

          1. Налоговая система.

Налоговая система – это совокупность  существующих в данный момент в конкретном государстве условий налогообложения юридических и физических лиц.

 

Условия, характеризующие  налоговую систему, включают:

  • Виды налогов (система налогов), порядок установления и ввода  в действие налогов;
  • Порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;
  • Права и обязанности налогоплательщиков;
  • Нормы и методы налогового контроля, ответственность  участников налоговых отношений;
  • Способы защиты прав и интересов налогоплательщиков

 

Основными принципами построения налоговой системы служат:

  • Равномерность, представляющая собой единый подход государства и налогоплательщикам с точки зрения всеобщности и единства правил, а так же равнонапряженности налогового изъятия. В том числе, когда государство использует налоги как инструмент экономического регулирования воспроизводства, этот принцип ограничен в применении. Налоговое давление должно распределяться в обратной пропорции с важностью определенного вида хозяйственной деятельности Для того чтобы решить эту задачу, вводятся дифференцированные ставки налога или единая ставка дополняется системой льгот по налогообложению. При этом льготы должны носить целевой характер;
  • Определенность, означающая, что размер налога, сроки и способы его изъятия известны заранее. Также налогоплательщик должен знать, какие налоговые последствия повлечет то или иное его действие либо бездействие;
  • Простота и дешевизна, представляющие собой не особо сложное построение налоговой системы, иначе для сборов налогов потребуется большое количество  работников, содержание которых будет поглощать значительную часть налоговых поступлений.

 

К современным принципам налогообложения, на основе которых строятся налоговые  системы развитых стран, можно отнести:

 

  • Принцип горизонтального равенства, предполагающий, что юридические и физические лица, которые находятся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги;
  • Принцип вертикального равенства, означающий, что богатые платят пропорционально большую сумму налогов, чем бедные;
  • Трудность уклонения от уплаты налогов, обеспечиваемая специальными мерами налогового законодательства, предотвращающими как не преднамеренное, так и преднамеренное уклонение от уплаты налогов;
  • Принцип нейтральности, означающий, что налоги, оказывая влияние на уровень цен и заработной платы, не должны искажать сигналов, посылаемые рынком;
  • Удобства для правительства, заключающиеся в том, что существуют возможности взимания  налогов и внесения, необходимых корректив в налоговую систему.
  • Принцип минимального дестимулирующего эффекта, сводящий к тому, чтобы налоги не подавляли заинтересованности субъектов налогообложения работать больше, осуществляя инвестиции.

Налоговая система эффективна, когда она стимулирует процесс экономического роста. Чтобы этого добиться, необходимо соблюдать условия:

 

    • Налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования у организаций;
    • Необходима эффективная система взимания и перераспределения налогов между различными уровнями исполнительной власти;
    • Система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период;
    • Необходимо разнообразие применяемых налогов, отражающих разнообразие экономических отношений;
    • Необходимо грамотное правовое обеспечение налогообложения.

 

В соответствии с федеративным типом  государственного устройства в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные

 

 

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ(НК РФ) и обязательны к уплате на всей территории  Российской Федерации.

Региональные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги водятся в  действие и прекращают действовать  на территориях субъектов РФ в  соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

Местные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами и представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  муниципальных образований в  соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах.

 

          1. НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ.

 

  Налоговый механизм – это совокупность инструментов, методов и средств, с помощью которых осуществляется практическая реализация налоговой политики.

 

В состав налогового механизма, входя  следующие основные элементы:

  • Законодательное и нормативное обеспечение (законодательство о налогах и сборах, подзаконные нормативные акты);
  • Информационно-методическое обеспечение (информационно-пропагандистские материалы);
  •   Методические рекомендации и разъяснения Министерства финансов РФ и ФНС России
  • Организационное обеспечение (методы налогового контроля регламент проведения налоговых проверок и т.п.)
  • Материально-техническое и кадровое обеспечение, необходимое для осуществления эффективной работы налоговых органов.

 

Центральным звеном механизма служит законодательство РФ о налогах и  сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральным  законов о налогах и сборах.

НК РФ устанавливает систему  налогов и сборов, а так же общие  принципы налогообложения и сборов  в  России. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и субъектов РФ принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются правительственными органами муниципальных образовании в соответствии с НК РФ.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а  так же отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В развитие законодательства принимаются подзаконные нормативные акты, уточняющие и конкретизирующие его применение, а так же методические рекомендации по применению тех или иных положений.

Важный элемент налогового механизма  – это налоговый контроль, который  проводится должностными лицами налоговых  органов в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ.

Информация о работе Налоговая система как основа финансов государства