Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и налоговой системы и рассмотреть налоговую систему России. Задача рассмотреть сущность и классификацию налогов, изучить сущность налогов и налоговый механизм. Классификация налогов. Налоги и сборы классифицируются по многим признакам, по уровню их установления в России они сгруппированы по трем видам:
Федеральные налоги и сборы
Сборы и налоги субъектов РФ
Сборы и налоги муниципальных образований
1. Введение.
2. Классификация налогов.
3. Налоговая система.
4. Налоговый механизм.
5. Экономическая сущность налогов.
6. Состав и структура налоговых органов.
7. Принципы и методы налогообложения.
8. Система налогообложения в России.
9. Заключение.
10. Список литературы.
С 1 января 1992 г. в стране начала действовать налоговая система, общие принципы построения которой определяет НК РФ. НК РФ устанавливает перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Сущность налоговой системы РФ сформулирована в СТ. 6
К федеральным налогам относятся:
Региональные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не установлено законодательными актами РФ
К региональным налогам относятся:
Местные налоги. Конкретный механизм взимания местных налогов устанавливается органами представитель ной власти муниципальных образований.
К местным налогам относятся:
По итогам 2010 г. среди налоговых доходов федерального бюджета (100%) первое место по доходам занимает налог на добычу полезных ископаемых - 43%, второе место принадлежит НДС - 41%, третье место у налога на прибыль - 8%, четвертое место занимают акцизы - 4%, а на долю остальных налогов приходятся оставшиеся 4%.
В налоговых доходах консолидированного бюджета в 2010 г. лидерами являются налог на прибыль (23%) и НДФЛ (23%), на втором месте налоги за пользование природными ресурсами(19%), на третьем месте НДС (18%), на четвертом - имущественные налоги (8%), на пятом акцизы (6%), а на долю остальных налогов приходится 3%.
К организационным принципам
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции РФ и НК РФ.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно Которой Правительство Рф обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип подвижности (пластичности) гласит, что налоги некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и Возможностями государства.
Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая
реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
Принцип множественности налогов включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает следующее положение: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинаций различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели
служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Существующая налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки, некоторые из которых мы рассмотрим подробнее.
Форма обложения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.
Субъект - налогоплательщик. По данному признаку определяются:
Порядок введения налогa. По данному признаку можно выделить общеобязательные налоги (все федеральные налоги), а также налог на имущество организаций, налог
на имущество физических лиц, земельный налог.
Уровень бюджета. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить:
Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.
Субъект налога , или налогоплательщик,"- физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из названия объекта, например: земельный налог, транспортный налог.
Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - это денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр).
Налоговая ставка представляет собой величину налога
на единицу обложения.
Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Налогoвые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
Способы взимания налога. В налоговой практике существует три способа взимания налогов:
Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.
Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налогообложения. Таким путем взимается, например. Подоходный налог с заработной платы.
Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
Заключение.
Экономические преобразования в современной
России и реформирование отношений
собственности существенно
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.
Особенность реформирования экономики
в России такова, что налоги и
налоговая система не смогут эффективно
функционировать без
В новой налоговой системе, исходя
из Федерального устройства РФ в отличие
от предыдущих лет, более чётко разграничены
права и ответственность
Введение местных налогов и
сборов, предусмотрено
Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Налоговая система России будет
претерпевать постоянное обновление правовых
и законодательных актов. В первую
очередь изменения направлены на
активизацию
Налоги будут более
Информация о работе Налоговая система как основа финансов государства