Налоговая система как основа финансов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и налоговой системы и рассмотреть налоговую систему России. Задача рассмотреть сущность и классификацию налогов, изучить сущность налогов и налоговый механизм. Классификация налогов. Налоги и сборы классифицируются по многим признакам, по уровню их установления в России они сгруппированы по трем видам:
Федеральные налоги и сборы
Сборы и налоги субъектов РФ
Сборы и налоги муниципальных образований

Содержание работы

1. Введение.
2. Классификация налогов.
3. Налоговая система.
4. Налоговый механизм.
5. Экономическая сущность налогов.
6. Состав и структура налоговых органов.
7. Принципы и методы налогообложения.
8. Система налогообложения в России.
9. Заключение.
10. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая. налоги.docx

— 55.87 Кб (Скачать файл)

 

С 1 января 1992 г. в стране начала действовать налоговая система, общие принципы построения которой  определяет НК РФ. НК РФ устанавливает  перечень налогов, сборов, пошлин и  других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

 

Сущность налоговой системы РФ сформулирована в СТ. 6

НК РФ: «Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».
Налоги в России, в соответствии с НК РФ, разделены  на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:
1) федеральные;
2) региональные;
3) местные.
Подобная трехуровневая  система присуща практически  всем государствам, имеющим федеративное устройство.
Федеральные налоги . Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.

 

К федеральным налогам относятся:

  • налог на прибыль;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на добавленную стоимость;
  • государственная пошлина;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

 

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не установлено законодательными актами РФ

 

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный ,налог;
  • налог на игорный бизнес.

 

Местные налоги. Конкретный механизм взимания местных налогов устанавливается органами представитель ной власти муниципальных образований.

 

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.  

 

По  итогам 2010 г. среди налоговых доходов  федерального бюджета (100%) первое место по доходам занимает налог на добычу полезных ископаемых - 43%, второе место принадлежит НДС - 41%, третье место у налога на прибыль - 8%, четвертое место занимают акцизы - 4%, а на долю остальных налогов приходятся оставшиеся 4%.

В налоговых  доходах консолидированного бюджета в 2010 г. лидерами являются налог на прибыль (23%) и НДФЛ (23%), на втором месте налоги за пользование природными ресурсами(19%), на третьем месте НДС (18%), на четвертом - имущественные налоги (8%), на пятом акцизы (6%), а на долю остальных налогов приходится 3%.

К организационным принципам действующей  российской налоговой системы относятся  положения, в соответствии с которыми осуществляются ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления.

Данные  принципы закреплены преимущественно  в Конституции РФ и НК РФ.

В настоящее время налоговой  системе России соответствуют следующие организационные принципы:

  • единства;
  • подвижности (пластичности);
  • стабильности;
  • множественности налогов;
  • исчерпывающего перечня региональных и местных
  • налогов

 

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип единства налоговой  системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно Которой Правительство Рф обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

 

Принцип подвижности (пластичности) гласит, что налоги некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и Возможностями государства.

 

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая

реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в  строго определенном порядке.

Принцип множественности  налогов включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает следующее положение: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинаций различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня  налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели

служит  принцип исчерпывающего перечня  региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться  органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Существующая налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки, некоторые из которых мы рассмотрим подробнее.

 

Форма обложения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

 

Субъект - налогоплательщик. По данному признаку определяются:

  • налоги с физических лиц (налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц);
  • налоги с организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы);
  • смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (государственная пошлина, земельный налог, транспортный налог).

 

Порядок введения налогa. По данному признаку можно выделить общеобязательные налоги (все федеральные налоги), а также налог на имущество организаций, налог

на  имущество физических лиц, земельный  налог.

 

Уровень бюджета. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить:

  • на закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, которые поступают в федеральный, региональный и местный бюджет, а также во внебюджетные фонды; регулирующие налоги, поступающие одновременно
  • в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действует несколько таких налогов, например налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в бюджет субъекта РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов РФ.

 

Каждый  налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога , или налогоплательщик,"- физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из названия объекта, например: земельный налог, транспортный налог.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - это денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой величину налога

на единицу обложения.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налогoвые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости  от построения налогов различают  твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

 

Способы взимания налога. В налоговой практике существует три способа взимания налогов:

  • кадастровый;
  • изъятие налога до получения владельцем дохода(у источника);
  • изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации). о

Первый способ предполагает использование  кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.

Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется  и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход  субъекту налогообложения. Таким путем  взимается, например. Подоходный налог  с заработной платы.

Изъятие налога после получения  дохода (владельцем по декларации) предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые  органы декларации о полученных доходах.

 

 

 Заключение.

Экономические преобразования в современной  России и реформирование отношений  собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических  функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики  в России такова, что налоги и  налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных  интересов, но и об обеспечении конституционных  прав и законных интересов каждого  налогоплательщика.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие  от предыдущих лет, более чётко разграничены права и ответственность соответствующих  уровней управления - Федерального и территориального - в вопросах налогооблажения.

Введение местных налогов и  сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих  Федеральных налогов, позволило  более полно учесть разнообразные  местные потребности и виды доходов  для местных бюджетов. И всё  же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптированно к новым условиям. Его основные недостатки : излишняя уплотнённость, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в  народное хозяйство иностранных  инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, рынку.

Налоговая система России будет  претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных  средств и во внесение их в собственное  дело.

Налоги будут более взаимосвязаны  и будут представлять собой систему  с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учётом национальных и территориальных особенностей. Очевидно, совершенствование этой системы будет продолжаться.

Информация о работе Налоговая система как основа финансов государства